ПУТЬ В ПЕТЕРБУРГ ЧЕРЕЗ ЛОНДОН

Прошлый год был в жизни Аиды Гарифуллиной необычайно ярким. Запоминающееся выступление на отборочном туре «Евровидения» вместе с Тимати весной, а летом она уже выступала на одной из крупнейших оперных сцен Европы - на фестивале Arena di Verona в Италии. Великий Пласидо Доминго, увидевший и услышавший тогда выступление Аиды, отметил ее редкий тембр и пригласил молодую певицу на свой конкурс молодых оперных исполнителей L`Operalia.

Кроме Доминго,пленились неповторимым голосом Аиды также и другие певцы с мировыми именами - Витторио Григоло, Андреа Бочелли, Алессандро Сафина. С последним из них Аида неоднократно выступала в дуэтах на различных площадках.

Еще одно событие в жизни Гарифуллиной, которое, возможно, станет судьбоносным, - это выступление на открытии Русского дома на XXX летней Олимпиаде в Лондоне. Именно в Лондоне Аида была представлена маэстро Валерию Гергиеву, который благосклонно отнесся к молодой певице, прослушав ее, и через некоторое время пригласил Аиду дебютировать на сцене Мариинского театра.

- Я вижу тебя в опере, - сказал тогда Гергиев.

В Петербурге Аиду ждали репетиции и ввод в спектакль режиссера Юрия Александрова – оперу Моцарта «Свадьба Фигаро». Кстати, казанцы в дни Шаляпинского фестиваля этого года познакомились с творчеством Александрова – он поставил в ТГАТ оперы и балета им. Джалиля оперу Джузеппе Верди «Аида». Ей в этом году открывался наш оперный форум. Александров – режиссер обстоятельный, обращающий внимание на детали. Он из тех режиссеров, что умеет раскрыть певца.

Маэстро Гергиев сам провел с дебютанткой несколько репетиций, дав ценные рекомендации. 5 и 7 января состоялся дебют Гарифуллиной на сцене Мариинского театра в «Свадьбе Фигаро» в партии Сюзанны, которому предшествовали три недели репетиций. Первый выход на сцену Мариинки прошел успешно, что отметили и критики, и публика. Подтверждение тому - второе предложение за сезон, что в этом театре бывает крайне редко. Особенно для певицы, которая не числится в труппе театра. Вторая значительная партия за три месяца свидетельствует не только о хорошей форме певицы, но и позволяет говорить о начале серьезной оперной карьеры. Сцена Мариинского театра – это и престиж, и школа.

ОПЕРА, В КОТОРОЙ МОЖНО ШУТИТЬ И ДУРАЧИТЬСЯ

Комическая опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток», которую поставил режиссер Александр Петров и ранее сотрудничавший с Мариинским театром, - одна из самых популярных в мировом репертуаре. В редком театре она не идет, как правило, выдержав несколько постановок. В Мариинском театре это, например, уже 9-я постановка. В разные годы к этому шедевру Доницетти обращались самые разные режиссеры.

«Любовный напиток» - 40-я опера Доницетти. По этому поводу режиссер пошутил: «Но в этом есть свой кайф, так как Гаэтано написал эту оперу за две недели, а мы поставили за четыре. Но у него были только перо и бумага, а у нас оркестр, хор, солисты». История создания оперы такова. Однажды, это было в 1832 году, импресарио второго по величине миланского театра Каноббиана попросил Доницетти выручить театр и за короткий срок написать оперу. За пару недель был создан безусловный шедевр – опера, ставшая одной из самых популярных в мире.

В репертуаре Мариинского театра уже есть две оперы, поставленные Петровым: моцартовская «Свадьба Фигаро» на сцене Концертного зала и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова на основной сцене.

«Спектакли Александра Петрова, основателя и бессменного художественного руководителя детского музыкального театра «Зазеркалье», не претендуя на усложненный культурный контекст и обязательный поиск нового слова в режиссуре, отличаются динамичностью, игровым началом, органичным сценическим воплощением музыкальной партитуры», - полагают критики. «Игровым началом» - отметим это.

В постановке «Любовного напитка» режиссер подчеркивает жанровую особенность оперы, сентиментальной мелодрамы и комедии одновременно, в основе которой – трогательная и наивная история любви. Любовный напиток, который продает один из персонажей, - это всего лишь бордо, но авантюрист внушает доверчивым поселянам, что выпив его, можно приворожить кого угодно. Доверчивые люди обманываются, но в результате все, как это и бывает в комедии, завершается благополучно. И влюбленная пара – куда же без нее – воссоединяется.

Нетрудно угадать, что Аиде было интересно и полезно работать с таким интересным постановщиком, в такой команде. Например, одним из ее партнеров стал известный певец, один из ведущих солистов Мариинского театра Даниил Штода. Режиссер позволял на репетициях солистам шутить, дурачиться и импровизировать. Таким образом создавалась необходимая игровая атмосфера легкости. Запрещено было только одно – покушаться на либретто.

«ПРЕВОСХОДНЫЙ СОСТАВ СОЛИСТОВ»

По мнению Петрова, с которым можно ознакомиться на сайте Мариинского театра, очарование оперы Доницетти – в «огромном количестве подробностей, рассыпанных в музыке. "Любовный напиток" был написан всего за две недели, но Доницетти удалось создать удивительно тонкую партитуру с массой интересных музыкальных и драматургических деталей. Такие детали не всегда на виду, и задача режиссера – открыть их и претворить в сценическом действии. Это очень увлекательная работа, а превосходный ансамбль солистов Мариинского театра делает ее еще интереснее».

Музыкальным руководителем новой постановки стал сам Гергиев, дирижер – Павел Бубельников. Парию Адины репетировали четыре исполнительницы, так что конкуренция была очень сильная. Перчику этому соперничеству добавляет сложность партии, изобилующей колоратурой и требующей от исполнительницы безукоризненного владения голосом. Гарифуллиной доверено петь вторую премьеру. Это можно расценивать как признание молодой певицы.

Петров перенес действие оперы из деревушки под Флоренцией в маленькое кафе, а Адина – это его хозяйка. Молодая, обаятельная, лукавая, непосредственная, но знающая себе цену. «Игровое начало», о котором уже упоминалось, превалирует и в спектакле, и в образе Адины. Впрочем, изящной Гарифуллиной с ее темпераментом и обаянием молодости как нельзя лучше подходит этот образ.

Партия Адины в «Любовном напитке» - это украшение певческой биографии. Адину пела Полина Виардо, в этой партии на многих сценах мира, включая Opéra Bastille в Париже, Меtropoliten Opera и, естественно, родной Мариинский театр, публика слышала и слышит блистательную Анну Нетребко. Сегодня в этом образе меломаны Санкт-Петербурга услышат Гарифуллину. Все билеты на спектакль проданы.

Справка

Аида Гарифуллина родилась 30 сентября 1987 года в Казани. Первое публичное выступление Аиды с песней Эдиты Пьехи «Наш сосед» состоялось в 5 лет в телепрограмме «Марафон-15». С 11 лет занимается вокалом у доцента кафедры вокала Казанской государственной консерватории Нины Варшавской и ведет активную концертную жизнь на сценах казанских театров и концертных залов. В 13 лет Гарифуллина стала стипендиатом фонда им. Шаляпина и «Голосом года» в номинации «Академический вокал». В этом же 2001 году Аида выступила на сцене Большого концертного зала им. Чайковского в рамках фестиваля «Одаренные дети Татарстана». Аида с успехом принимает участие в различных всероссийских и международных вокальных конкурсах. В ее багаже вторая премия конкурса «Зажги свою звезду» (Москва), в номинациях «Академ.вокал», гран-при «Песни магии» (Болгария), первая премия «Созвездие» (Казань). Она является лауреатом телевизионного конкурса «Утренняя звезда».

В 2005 году Аида получила грант мэра города Казани на обучение в Германии и поступает в высшую школу музыки в Нюрнберге в класс академического вокала профессора и ректора этой школы Зигфрида Ерусалема. С 2007 по 2011 год учится в венском университете музыки и исполнительского искусства в классе профессора Клаудии Виска.

Пела перед многочисленными иностранными делегациями, президентом ЮНЕСКО, президентом Турции, а также пред тремя российскими президентами – Борисом Ельциным, Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Затем Аида выступает на саммите глав государств СНГ, на IV российско-швейцарском деловом саммите, на инаугурации президента Татарстана.

В 2011 году участвует в первом международном конкурсе вокалистов им. Магомаева в Москве, начинает творческое сотрудничество со знаменитым композитором Уолтером Афанасьефф, выступает на закрытии XXVI Всемирных студенческих игр в китайском Шэньчжене. Выступает в дуэтах с Алессандро Сафино и Майклом Болтоном, а также с артистами российской эстрады первой величины - Димой Биланом, Филиппом Киркоровым. Принимала участие в новогоднем «Голубом огоньке» и юбилейной «Песне года-2011».

Читайте также:

Валерий Гергиев нашел Сюзанну и Джильду в Казани
Ночной дозор Валерия Гергиева и татарский спор с «Бурановскими бабушками»
Аида Гарифуллина: «Проект оказался шире «Евровидения»