Гендиректор-_Технопарка-Прикамья_-Ахматгалей-Мухамето
Гендиректор "Технопарка Прикамья" Ахматгалей Мухаметов поведет инновационный блок в структуре поддержки предпринимательства

ДЛЯ НАЧАЛА ВСЕ ЧЕЛНИНСКИЕ ПАТЕНТЫ СОБЕРЕМ В ОДНУ БАЗУ

В течение последних двух недель в Набережных Челнах идет сбор изобретательских и рационализаторских патентов и рассмотрение их на предмет внедрения в производство. Новая структура по работе с изобретателями внедряется при поддержке исполкома города на базе НПНП «Технопарк Прикамья». В минувшую среду на деловом обеде в Челнах гендиректор технопарка Ахматгалей Мухаметов рассказал о новом профиле своего предприятия и о перспективах проекта, который подразумевает создание полной базы данных по имеющимся в городе патентам, а также техническую поддержку наиболее рыночных из них.

По словам Мухаметова, при администрации города будет создана комиссия, которая займется рассмотрением всех патентов по желанию заявителей и поддержкой некоторых на конкурсной основе. Экспертная же комиссия уже работает при технопарке. За две недели, с момента решения о создании структуры, через технопарк безо всякой рекламы прошло уже 50 проектов – изобретатели приходят ежедневно. Несколько наиболее интересных патентов включены в программу технопарка и будут технически воплощены.

– Последние два-три года мы слышим о желании правительства систематизировать механизмы внедрения инноваций, – напомнил Мухаметов. – Но денег на НИОКР как не было, так и нет. В республике 15 лет назад существовал специальный фонд, аналогичного которому в России больше не было. Многие проекты тогда доходили до стадии реализации. Сегодня мы хотим не просто регистрировать патенты, а выпускать опытно-промышленные партии продуктов. Технопарк и прежде реализовывал некоторые проекты, в одних случаях средствами поддерживало государство, был случай и финансирования проекта бизнес-ангелом.

Сегодня средняя сумма затрат на патентование инновации, по словам Мухаметова, составляет 30 - 45 тыс. рублей и набирается из госпошлин, услуг патентных поверенных и экспертов. При этом подавляющее большинство патентов не реализуются, а факты кражи интеллектуальной собственности фиксировались даже на уровне «Роспатента». Рекомендации специалистов авторам ограничиваются вариантами регистрации за рубежом и – в качестве наилучшего выхода – заблаговременного поиска финансирования, еще до оформления патента. В этом отношении появилась удобная форма предоставления прав на изобретение – не продажей лицензии, а участием автора в уставном капитале компании-пользователя после оценки выгод от внедрения инновации. Однако никакие меры не показывают желаемого результата – патенты и изобретения лежат в столах и не внедряются на предприятиях. Новое направление деятельности «Технопарка Прикамья» призвано по мере возможностей решить эту проблему в масштабах Набережных Челнов.

Ахматгалей-Мухаметов_Мы-создадим-единую-базу-патентов
Ахматгалей Мухаметов: "Мы создадим единую базу патентов, а лучшие реализуем, как образцы"

ПОКА ИЗ ПОДТВЕРЖДЕННЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ РАБОТАЮТ 6%

Как рассказал Мухаметов корреспонденту «БИЗНЕС Online», возможности решения проблемы равнозначны объемам финансирования этого проекта, с чем обещал помочь исполком города.

– Деньги мы будем искать совместно с исполкомом, поскольку сами не являемся госструктурой. Патентов в городе много, а выхлопа от них нет, поэтому инициатива была общей: два месяца назад начальник отдела поддержки предпринимательства Радмир Беляев заявил о систематизации работы своего отдела, а я в этом контексте поднял вопрос о выделении инновационного блока в отдельную структуру. Поскольку я всю жизнь занимался инновациями, задача на меня и была возложена. Сейчас исполком должен узаконить нашу деятельность, утвердить структуру, ответственную за инновации в городе, а потом помочь с получением грантов, которые системно поступают на технологическую модернизацию. Но этим наша совместная деятельность не ограничивается – нужно организовать учет не только патентов, но и предприятий, которые уже выпускают инновационную продукцию. Даже при однозначно рыночном проекте они проходят затратный период, два-три года, в течение которых предприятия нуждаются в поддержке – налоговых льготах и других преференциях.

По словам Мухаметова, количество патентов в городе исчисляется сотнями. За прошлую неделю экспертной комиссией были рассмотрены строительные, машиностроительные патенты, рационализаторские идеи из сферы ЖКХ. Из 50 занесенных в базу проектов в производстве задействовано только три, хотя в идеале само одобрение заявки «Роспатентом» должно означать возможность внедрения идеи на предприятиях.

– Мы не просто заносим патенты в базу, но и проводим ревизию – некоторые патенты устарели и потеряли актуальность, – пояснил Мухаметов корреспонденту «БИЗНЕС Online». – Мы не стремимся засорять создаваемую базу по принципу формального подтверждения уникальности идеи, наша задача – отбор эффективных рационализаторских решений. Мы создадим очередность их перспективного внедрения по принципу наименьшей затратности. Но меня лично интересуют даже не столько патенты, сколько незарегистрированные идеи, которые можно вести с нуля, с ними мы тоже работаем.

ПАТЕНТЫ – ЭТО АКТИВЫ, ПОД КОТОРЫЕ МОЖНО КРЕДИТОВАТЬСЯ

Сегодня авторам, согласно комментарию Мухаметова для газеты «БИЗНЕС Online», безразлично – будет ли продаваться изобретение в чистом виде, или оно будет внедряться на производствах в городе. Рационализатору важен любой материальный стимул работы, на которую нередко отдается полжизни. Более того, специалисты технопарка столкнулись с тем, что многие владельцы патентов, устав от ожиданий и надежд, готовы отдавать свои изобретения бесплатно, что, в свою очередь, открывает инициаторам из технопарка новые горизонты.

– У нас есть идея создать некий консорциум, возможно, международный, в который такие бесплатные патенты могли бы быть переданы. Авторские права в этом случае сохраняются, но собственность патента переходит к консорциуму. Собрав и оценив таким образом патенты, консорциум получает активы, которые, согласно законодательству, могут использоваться в качестве банковского залога. Это огромные активы, которые позволят брать хорошие кредиты и внедрять идеи в производство без участия спонсоров. Такова мировая практика. Внедрив ее, мы могли бы горы свернуть.

О потребности города и республики в подобном начинании утвердительно высказались и другие практикующие эксперты в области изобретений и рационализаторства.

Ильхам Бурганов – начальник патентного бюро НТЦ ОАО "КАМАЗ":

– Весь мир держится на изобретениях, и отрадно, что на эту сферу деятельности обратили внимание. В Татарстане путь изобретателя лежит в инвестиционно-венчурный фонд, который ежегодно проводит конкурс изобретений, дает поощрительные вознаграждения, отбирает лучшие проекты и работает с технической реализацией патентов. Эффективность этой работы – вопрос открытый, оценивать не возьмусь, но других возможностей в республике нет. Идей много, но до патентования доходят не все, а внедряются и подавно...

Наше бюро занимается только камазовскими проектами, и в год патентуется порядка 70 технических идей, исключительно в области автомобилестроения. Это не много, хотя многие из идей действительно интересны с точки зрения техники. Но на КАМАЗе в советское время существовало 6 полноценных отделов по работе с изобретениями. Легко заключить, что если требовалось такое количество отделов, то идеи, которые в них приносили, внедрялись и приносили пользу. Советский Союз, в принципе, стоял на втором месте по количеству полученных патентов. Конечно, создание структуры для поддержки изобретателей я могу только приветствовать.

ОСТАЕТСЯ ЗАВИДОВАТЬ КИТАЙЦАМ

Назип Сунагатов – гендиректор ООО «Центр интеллектуальной собственности», евразийский патентный поверенный в Татарстане, академик АНТ, изобретатель:

– Если технопарк выступит в качестве центральной организации, куда может обратиться изобретатель и тем более внедрять идеи, это здорово. Лет 10 назад, при Хамадееве, мы пытались создать в городе общество изобретателей и рационализаторов. Городские власти тогда тоже откликнулись, общество было создано, я стал его председателем, будучи главным специалистом по патентно-лицензионной деятельности КАМАЗа. Но в итоге от администрации города я не смог добиться даже стола с телефоном – никому это на самом деле было не нужно, только «ура» покричали. И сейчас дело пойдет только в том случае, если руководство города повернется к проблеме лицом.

Сейчас, к примеру, один только Сабиров имеет около 25 патентов на свои разработки, с заявками – около 30. Среди них несколько товарных знаков, остальное – технические решения. И таких сабировых в городе немало. В наш центр каждый месяц обращаются десятки заявителей, правда, не все они из Челнов. Обращаются из Твери, из Москвы, из других городов, поскольку у нас цены на услуги вдвое ниже. Из Казани и других городов Татарстана тоже приезжают – тут уже важен вопрос статуса, кому-то нужен евразийский патент, этих людей присылают ко мне.

Среди патентов не много, но достаточно оригинальных технических решений, которые могли бы пользоваться спросом у потребителей. Но внедрение – вопрос больной не только в Татарстане, но и в России.

К примеру, в прошлом году подводили итоги республиканского конкурса среди молодых изобретателей. Школьник Рустам Шайгарзанов придумал устройство для контроля осанки. Он занял первое место, его отправили в Москву в Российский центр детского технического творчества, где он тоже занял первое место, потом его патент отправили на путинскую премию. Он получил премию в 30 тысяч, но где теперь его изобретение? Его нет. Прибор цепляется на ушную раковину и в зависимости от настройки сигнализирует звуком или светом при отклонении позвоночника, грубо говоря, от вертикали. Сколько детей с искривлением позвоночника? А дальнобойщикам, которые рискуют заснуть за рулем, разве не нужен такой прибор? В Китае стоит чихнуть – уже идея в работе. Мы можем им только завидовать.

Сам я, например, разработал тягово-сцепное устройство для грузовых автомобилей, получил патент. На международной выставке в Брюсселе получил золотую медаль с отличием. Одно из челнинских средних предприятий начало его осваивать, но когда дошло до оплаты патента, нашлись лазейки, чтобы не платить. Так что есть хорошие разработки, и есть, в чем помогать изобретателям.