34.jpg
Алексей Семин потерял при реставрации здания три тысячи квадратных метров 

ЛЕСНИКИ ПОСЕЛЯТСЯ В ОТРЕСТАВРИРОВАННЫХ ИМИ ДОМАХ

«Не вам надо объяснять, что все дома находятся в разной собственности, – с этих слов начала свое выступление Олеся Балтусова. – Какие-то памятники в частной, какие-то в государственной, какие-то переданы под музеи сто лет назад, и ничего там не делалось, в каких-то до сих пор люди живут, и непонятно, что с ними делать?» Помощница президента по спасению исторического центра не только обозначила основную проблему, но и задала вектор беседы. Дальнейший рассказ строился на перечислении исторических памятников с обязательной финальной частью о ближайшем будущем здания.

Так, по словам Балтусовой, дом Галиаскара Камала на улице Нариманова уже сдан. «Он был в хорошем состоянии – там ничего не текло, не мокло, не гнило, поэтому это можно было в краткий срок отреставрировать», – сообщила она залу. Поскольку министерство культуры не может взять на баланс еще один музей, было принято решение о том, что здание останется жилым. Свою роль также сыграла удаленность от туристических троп и крупных объектов показа.

Сразу несколько исторических памятников отойдет в ведение республиканского минлесхоза, занимающегося восстановлением вековых зданий по поручению президента. Дом богослова Шагабутдина Марджани, расположенный на улице Каюма Насыри, будет передан «лесникам» нескоро – здание отреставрировано, но внутренние работы еще не закончены. Дом братьев Каримовых также передали министерству под служебные нужды, а соседнее здание отдано инвестору, который восстанавливает дом Фукса .

Многократный погорелец – дом купца Алафузова на улице Гладилова – из-за бедственного состояния фактически построен минлесхозом заново и разделен на две двухуровневые квартиры, в которых поселятся сотрудники министерства.

65.jpg
Дом, в котором жил с 1902 по 1933 год татарский драматург Галиаскар Камал

«НА ЛЬНОКОМБИНАТЕ ЗАВЕЛИСЬ КАКИЕ-ТО ХУДОЖНИКИ»

– Что будет со зданием льнокомбината, которое напротив? – перебил выступление один из экскурсоводов.

– Это очень серьезный объект. Он раздроблен: часть зданий принадлежит москвичам, часть – казанским структурам, часть просто бесхозна, – ответила Балтусова. – Недавно там какие-то художники завелись, которые лофт хотели создать, но мы к ним еще не съездили.

Решение проблемы она все же обозначила: на время Универсиады бывшая ткацкая фабрика будет завешена баннерами.  

Во многом примечательна история дома Иоасафа Удалова, который обрел статус памятника только в 2012 году, когда в старой домовой книге было найдено подтверждение тому, что именно здесь жил чистопольский епископ Иоасаф. «Большую роль оказал в находке старожил этого дома Евгений Абрамович Печеный. Он был отселен из этого дома из-за ветхости, но продолжал о нем заботиться», – отметила Балтусова. 

Когда было принято решение о расширении улицы Тихомирнова, дом Иоасафа находился на красной линии, что автоматически отправляло здание под снос. Спасли будущий памятник казанцы, закидавшие обращениями Twitter Рустама Минниханова, приемную Общественной палаты России и федерального министерства культуры. В результате дом епископа был демонтирован и отодвинут от дороги на 15 метров. Неудивительно, что здание передали Казанской епархии. По решению духовенства в доме отца Иосафа может быть расположен либо музей репрессированных казанского священства, либо воскресная школа храма Сошествия святого духа (бывшее здание Театра куколприм. авт.), которая сейчас на реставрации.

Дом Дротоевского на Карла Маркса упоминался только в контексте сложности в работе с государственным жилищным фондом Татарстана. Сегодня дом обернут баннером, на котором нарисован его фасад, куда более свежий, чем настоящий. 

Не обошлось без критики в адрес казанского мухтасибата, превратившего, по мнению защитников исторического центра, дом Муллина в «пестрый новодел». Впрочем, мусульманское духовенство уже пообещало и президенту и мэру восстановить исторический вид фасада.

67.jpg
Дом Шигабутдина Марджани

«ПОЖАРНАЯ КАЛАНЧА ПОПАЛА В НАДЕЖНЫЕ РУКИ»

С реставрируемыми музеями все одновременно просто и сложно: отдать их инвесторам невозможно, однако на их восстановление в прошлом году выделили 250 млн. рублей. В музее Горького на тот момент потолок лежал на шкафах. Сейчас музей закрыт для посещений, но его судьба, как утверждают реставраторы, уже не вызывает опасений. В музее-усадьбе Баратынского удалось отреставрировать центральное здание. Примерно через год обновленный музей примет посетителей. В этом году по программе «Мирас» получено дополнительное финансирование на флигель в усадьбе Толстых. В здании, где на протяжении фактически двух лет жил Лев Николаевич, планируется создать музейный комплекс с расширенной образовательной функцией для детей. Самое благополучное состояние у музея Ленина – средств на необходимые работы хватает, поэтому усадьба Ульяновых может быть открыта уже в этом году.

– Пожарная каланча попала в надежные руки, – так начался рассказ о каменной вышке второй полицейской части дореволюционной Казани. К Универсиаде будет отреставрирован фасад и убраны леса, но вход по-прежнему будет закрыт. Сейчас обсуждается размещение в каланче кафе «Пожарка». Такой опыт, к слову, есть в Екатеринбурге в похожей пожарной каланче. 

Прояснила Балтусова и судьбу другой жемчужины казанского зодчества – дома Дружининой, выкупленного компанией «Семья». Его вернут на фундамент в конце мая или в начале июня. Напомним, памятник деревянного зодчества был разобран по бревнышку и перевезен для реставрации на производственную базу. Теперь процесс сборки и возврата утраченных частей и деталей дома практически закончен.

По той же технологии будет восстановлен и дом Каушчи (Фатыха Карима, 7). По словам Балтусовой, жильцы соседних респектабельных домов не могли дождаться его исчезновения. Вот и дождались – он вернется на прежнее место в первозданном виде.

«ГАСТАРБАЙТЕРЫ ПЕРИОДИЧЕСКИ СИДЯТ И КРОШАТ НАШИ ПАМЯТНИКИ»

Чернояровский пассаж (Кремлевская, 21), по словам Балтусовой, еще долго не примет своих посетителей. Здание передано частному лицу, живущему по соседству. К сожалению, рассказчица не уточнила имя этого лица. Работа, как утверждают реставраторы, идет крайне медленно – согласовано только фасадное решение, которое будет выполнено к Универсиаде. Укрепления фундамента откладывается на неопределенный срок. Промедление владельца во многом связано с формой собственности на пассаж: единственный хозяин владеет и постройками, и территорией. «Я еженедельно хожу смотреть, не крошат ли его со двора, – сказала помощница президента после долгой паузы. – То, что государство обратило внимание на памятник, не говорит о его сохранности. Всякого рода гастарбайтеры периодически сидят и крошат наши памятники. Мы периодически вынуждены приезжать туда с полицией и везти их в отделение».

68.jpg
Дом Алафузова до реставрационных работ

АЛЕКСЕЙ СЕМИН: «ВИЖУ, ТАМ ПОРОДА ПРЕТ…»

Соратница Балтусовой по спасению казанской старины – заместитель председателя татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры (ТРО ВООПиК, – авт.) и реставратор Фарида Забирова – начала свое выступление с призыва максимально эффективно сохранять исторический центр Казани в границах XX века, который занимает всего пять процентов современной территории города. 

По ее словам, перед Казанью сейчас есть три варианта развития событий. Два из них фантастические – полная разруха и (противоположное ей) полное государственное обеспечение. Третий вариант – сегодняшняя действительность, то есть градостроительный подход и привлечение внебюджетных средств с параллельным привлечением бюджетных средств и созданием государственно-частного партнерства.

69.jpg
Дом Алафузова после реставрационных работ

Далее она рассказала об объектах, к спасению которых имеет прямое отношение в качестве архитектора-реставратора. Она отметила, что в процессе реставрации в архивах обнаружилось немало находок. Открытия, может быть, не монументальные, но для Казани все же существенные. Например, была уточнена датировка дома Логинова (Пушкина, 38/1), который в результате постарел на 60 лет.

Самый проблемный и сложный дом, по словам Забировой, – объект по Тукая, 81/87, восстановлением которого занимается компания ASG. Многие ошибочно считают это пятиэтажное здание постройкой сталинских времен. Из архивных материалов удалось выяснить, что верхние три этажа были надстроены (причем на скорую руку) в советское время на двухэтажное основание XIX века. 

– Без верхних этажей улица как будто бы преобразилась в лучшую сторону, как будто бы масштабность свою вернула. Я пошла к Семину, думала, он меня убьет. Говорю: «Не могу не сказать, хоть убейте. Давайте попробуем полностью снять и два этажа оставить, – эмоционально делилась с аудиторией Забирова. 

– Я бы подумал, что вы с ума сошли, если бы сам с утра там не был. Вижу, там порода прет, – ответил он.

– Мы получили уникальный шанс убрать эти три этажа. И собственник на это пошел, потеряв три тысячи квадратных метров, – подытожила Забирова.

Алексей Сорокин