2.jpg

Партию в 7 тыс. пар в начале мая подарили 31-й десантно-штурмовой бригаде ВДВ, дислоцированной в Ульяновске

ПОРТЯНКА VS НОСОК

ОАО «Альметьевская чулочно-носочная фабрика «Алсу» (АЧНФ) выиграло аукцион на поставку носков для министерства обороны РФ. Компания уже получила официальное подтверждение от генерального поставщика МО – «БТК Групп» (Санкт-Петербург) – о заказе на 1 млн. 720 тыс. «изделий» на 93,2 млн. рублей.

Напомним, что АЧНФ входит в холдинг «СМП-Нефтегаз» альметьевского бизнесмена Фоата Комарова, который 10 лет назад по просьбе первого президента РТ Минтимера Шаймиева взял под свое крыло разваливавшееся предприятие. По всей видимости, сегодня менеджмент чувствует себя уверенно, а в данном случае сумел удачно вклиниться в очередные реформы, проводимые минобороны. Еще на слуху история о том, как Сергей Шойгу, только успев встать у руля министерства, «покусился на святое»: в январе на одном из совещаний он заявил, что необходимо забыть слово «портянки» и до конца года полностью заменить их на зимние и летние носки. Тема сразу стала бурно обсуждаться: консерваторы резко высказывались против ликвидации дорогих сердцу портянок (шутка ли, они ведут свою историю со времен графа Потемкина!). Однако сторонники реформ горячо приветствовали решение, считая портянки (а с ними – и кирзовые сапоги) анахронизмом.

Как считает генеральный директор АЧНФ Марат Ахметшин, переход от портянки к носку закономерен, поскольку армия отказывается от кирзовых сапог, а в берцы портянку не засунешь. Но при этом производителям необходимо сохранить гигиеничность портянки. Под эту задачу уже закладывается прочная научная основа.

комаров.jpg
Альметьевская фабрика «Алсу» принадлежит известному бизнесмену, экс-депутату Госдумы РФ Фоату Комарову (в центре)

«Портянка по своей идее – уникальная конструкция, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» профессор Московского текстильного института им. Косыгина Ипполит Цитович, с которым сотрудничают альметьевцы. – Первое. Она делается из неокрашенного сырья, что снижает риск заболеваний, ведь любая краска при соприкосновении с потеющей кожей может отрицательно повлиять на организм. Второе. Человеческая нога в год выделяет примерно 50 литров пота, и все это должно поглощаться. Тонкий носочек, конечно, не справляется с такой задачей, а портянка – справляется… Словом, хотя портянка некомфортна, ее нужно наматывать (а это не оперативно), но с точки зрения биологических свойств она выполняет свою задачу».

ПАРАШЮТИСТЫ-МИРОТВОРЦЫ В АЛЬМЕТЬЕВСКИХ НОСКАХ

Идея проникнуть в заказ военных появилась у «Алсу» практически сразу после громкого заявления Шойгу, рассказал Ахметшин. В результате фабрика подала заявку на торги, которые и выиграла вместе с еще 6 компаниями. Но, в отличие от большинства из них, татарстанская компания заявила не только на хлопчатобумажный носок, а на всю линейку: носок летний плюшевый (в просторечии – махровый), зимний шерстяной плюшевый и х/б. Конкурс состоялся в марте, но доля АЧНФ в лоте стала известна только 17 мая. Из 3 млн. 300 тыс. пар общего объема контракта альметьевскому предприятию досталось 1 млн. 720 тысяч. Изделия должны быть поставлены в войска уже в сентябре.

По словам гендиректора, под этот контракт заказывается итальянское оборудование: «Ведем переговоры с банками о получении кредита на приобретение 30 автоматов, итальянцы ждут наш заказ на поставку машин. Цена вопроса – 30 миллионов рублей». Из 24 тыс. кв. м производственных площадей предприятия под размещение заказа минбороны выделят 16 тыс. кв. метров. Успех в конкурсе минобороны гендиректор «Алсу» объясняет и разумной ценовой политикой – пара альметьевских армейских носков стоит 64 рубля.

Между прочим, Цитович рассказал любопытные детали о качестве принятия решений тыловыми органами МО. Профессор раскритиковал техзадание военных: «Техническое условие разрабатывала служба министерства. Они разработали носки без пяток, чтобы подходили под все размеры. То есть это такая «труба» с зашитым носком. Когда мы проверили требования к этой «трубе», то посчитали, что по растяжимости такой носок на ногу не наденешь. Я им говорю: нельзя – солдаты мучиться будут, на ногу же он не налезет!» В результате, как рассказал Цитович, на «Алсу» изготовили носки с повышенной растяжимостью.

Партию в 7 тыс. пар в начале мая подарили 31-й десантно-штурмовой бригаде ВДВ, дислоцированной в Ульяновске. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал командир бригады, Герой России гвардии полковник Геннадий Анашкин. «Проверял сам – качество хорошее», – сразу заявил он. По словам гвардии полковника, пока носки личному составу не выдавали – их берегут на случай военных действий, так как полностью перешедшая на контрактную систему бригада стала первым миротворческим подразделением ВДВ. На вопрос газеты «БИЗНЕС Online» о том, не сожалеет ли командир, что портянки уходят в прошлое, Анашкин ответил: «Ни один офицер никогда портянки не носил. Если бы они были незаменимы, то и офицеры пользовались бы ими, а не носками. И потом, наши бойцы ходят в берцах, которые удобнее носить с носками. А вопрос гигиены от человека зависит – носки-то в любом случае каждый день менять надо».

«ПОРТЯНКУ XXI ВЕКА» ПРОСЯТ ИСПЫТАТЬ ГЕНЕРАЛА ШАМАНОВА

Цитович утверждает, что заказ минбороны с его, мягко говоря, несовершенным техническим условием вдохновил его совместно со спецами «Алсу» создать новую технологию армейского носка. Разработчики назвали ее «портянкой XXI века».

Новый-вязальный-цез-с-современным-вязальным-оборудова
Новый вязальный цех с современным вязальным оборудованием и транспортной системой

«Мы сделали получулок до колена с содержанием небольшого количества высокорастяжимой нити из полиуретанового материала типа лайкры, что позволяет изготовить двуслойный носок на все размеры, – разъяснил профессор. – Эта плетеная синтетическая нить отталкивает пот и выводит его наружу, а внешний слой из хлопка его поглощает. В результате получается сухой эффект, как в памперсе. Помимо этого, эластомерная нить создает облегаемость – не образуются складки. И, что не менее важно, внутренняя прослойка – из некрашеного материала».

Теперь нужны испытания. Как сообщил Ахметшин, предприятие готово поставить экспериментальную партию в 7 тыс. пар военным: «Мы отправили письмо командующему ВДВ Владимиру Шаманову с просьбой обозначить нам подразделение, которое находится в экстремальных условиях: вода, пыль, грязь – чтобы были именно полевые испытания. Хотим, чтобы бойцы сравнили эту продукцию и ту, которая сейчас поступит в войска, неважно, наша она или других компаний. Хотелось бы в армию поставить лучшее». По словам Ахметшина, «инновационный» носок будет стоить 75 рублей.

Отметим, что сегодня Российская армия насчитывает порядка 1 млн. человек, и 3 млн. 300 тыс. пар носков, вероятно, не покроют ее потребностей. В 2014 году минобороны планирует заказать 13 млн. пар.

«РАНЬШЕ ПРИХОДИЛОСЬ ГОДАМИ ВЫБИВАТЬ ДЕНЬГИ У ВОЕННЫХ…»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать контракт «Алсу» с минобороны экспертов рынка.

Ринат Галлеев – генеральный директор ОАО «Адонис», подполковник запаса (бывший танкист):

- Во времена моей службы замены портянкам не имелось. Мы служили в полях, отдаленных гарнизонах, ходили в сапогах, а сапоги и носки несовместимы. В Москве, конечно, удобно было ходить в ботинках, и нужны были носки. В свое время портянки были незаменимы, а сейчас ведь обувь другая – берцовки, которые с портянками носить невозможно. Но возникает вопрос: сколько бойцам будут выдавать носков? Если одну пару на неделю, то представляю, что это будет…

То, что выиграли тендер, хорошо. «Адонис» тоже раньше участвовал в тендерах минобороны, и приходилось годами выбивать деньги за сделанное. Но при условии своевременной оплаты такой заказ очень удобен – не надо искать, кому и где продать: сделал, отгрузил, получил деньги. Единственное, в ходе тендера цены до такого минимума доводятся, что иной раз ни престиж сотрудничества с таким серьезным министерством не нужен, ни деньги. Однако повторю, заказ такого объема очень хороший, десятки миллионов – солидные деньги. Такие заказы на дороге не валяются. Ведь за любой берешься – на миллион, два, пять, десять – это уже считается хорошо.

DSC_0330.jpg
Генеральный директор фабрики «Алсу» Марат Ахметшин считает, что переход от портянки к носку закономерен, поскольку армия отказывается от кирзовых сапог, а в берцы портянку не засунешь

Не знаю, как сейчас, но в начале 2000-х в минобороны был очень сложным сам процесс изготовления образцов. Ведь минобороны очень правильно проводило тендер – не так, как республиканский, муниципальный конкурс, где важна цена: хоть ты тряпку представь, но главное, чтобы было дешево. В минобороны – сначала конкурс образцов: утверждают образцы, которые шьют три-четыре фабрики. Затем конкурс по ценам: кто ниже даст, и опускали их до плинтуса и зачастую отдавали вообще посредникам, которые занижали цены, а потом шли на фабрики и предлагали делать по еще более низким ценам. И многим деваться было некуда – вынуждены были и на такие условия соглашаться. В итоге «Адонис» от сотрудничества с военными отказался и перешел полностью на гражданскую одежду, и не жалеем.

Татьяна Федорова – председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Татарстана:

– В советские времена 95 процентов легкой промышленности республики работало на военные контракты. На сегодня таких предприятий остались единицы, потому что минобороны не отличалось порядочностью в оплате за изготовленную продукцию, а у предприятия вымывались оборотные средства. Поэтому с военными очень не престижно было работать. Да и контракты уходили то к китайцам, то еще к кому-то, китайцы года три-четыре назад шили все, и откаты за эти заказы шли соответственные в определенные карманы! Все уже знают, как в «Оборонсервисе» откатывали деньги. А так как аппетиты у них непомерные, то до российских производителей, в том числе и татарстанских, дела никому вообще не было. У нас только одна фирма – кожгалантерейная – оставалась в госзаказе, а, к примеру, швейная фабрика «Киемнер», которая производила кители, обанкротилась. Сейчас акцент поменялся в сторону отечественного производителя – закон о контрактной системе дает преимущество в госзаказе российским предприятиям, но насколько это действенно, время покажет.

Заказ на носки неплохой. «Алсу» – современное предприятие, имеет новейшее оборудование. И оно способно выполнять госзаказы без проблем. Если они выполнят заказ, попадут в реестр предприятий, которые производят продукцию для минобороны. Будем надеяться, что это будет плюс для предприятия, тем более что сегодня тенденция оплаты за госзаказ поменялась – деньги идут. И факт этого заказа свидетельствует о том, что в стране действительно повернулись лицом к своим производителям.

Максим Клягин – аналитик УК «Финам Менеджмент»:

- Такой контракт, несомненно, окажет поддержку бизнесу предприятия. По условным оценкам, этот государственный заказ может обеспечить примерно восьмую часть выручки и займет около 12 - 14 процентов в общем объеме продаж компании. Показатель, безусловно, значительный, хотя, конечно, и не определяющий. Одновременно дополнительным позитивным следствием сотрудничества с министерством, вполне вероятно, может стать положительный репутационный эффект и в перспективе – возможность расширить поставки продукции по госзаказам.

В целом можно отметить, что объем российского рынка чулочно-носочных изделий оценивается сегодня примерно в 2 миллиарда долларов. Средние ежегодные темпы роста рынка – около 10 процентов. На данном этапе рынок отличается высоким уровнем зависимости от поставок по импорту – на долю внутреннего производства приходится только около 15 - 20 процентов продукции. Рынок, безусловно, сохраняет значительный потенциал роста, так как уровень среднедушевого потребления данной продукции в России, по разным оценкам, в четыре-пять раз ниже аналогичных показателей, характерных для развитых стран.

Справка

АЧНФ «Алсу». Создана в 1985 году. Первая продукция появилась на прилавках в 1986-м. Пика производительности фабрика достигла в 1991 году. Тогда же в связи с переходом на арендные формы хозяйствования предприятие было преобразовано в ЗАО «Алсу». В 2001 году было создано ОАО «Альметьевская чулочно-носочная фабрика «АЛСУ».

В 2002 году фабрикой был выбран курс на модернизацию производства и технического перевооружения, инвестором которого выступило ОАО «СМП-Нефтегаз». В 2003 году принято решение выпускать изделия под торговой маркой «Носкофф». В 2009-м фабрикой получены сертификаты соответствия интегрированной системы менеджмента требованиям международных стандартов ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007.

Количество работников – 700 человек, средняя зарплата – 19 тыс. рублей. В ассортименте изделий торговой марки «Носкофф» представлено более 100 наименований изделий. География поставок – Россия.