ФИЛОСОФИЯ ЭОС

- Рустам, будьте добры, расскажите, как долго и почему вы работаете с компанией «Электронные Офисные Системы» (ЭОС)?

- С ЭОС я работаю, в первую очередь, в силу традиции. Впервые я познакомился с представителями этой компании еще в 1998 году. Еще тогда меня привлекла сама их бизнес-модель, когда ты становишься настоящим партнером, а не просто покупателем софта для перепродажи. Партнерство же предполагает, что мы перенимаем их философию, которая была и остается у ЭОС очень человечной и интересной. Поэтому я традиционно работаю с ЭОС и надеюсь, что такой подход у компании сохранится. Хотя я прекрасно понимаю, что невозможно в меняющихся условиях постоянно сохранять свою бизнес-модель или имидж. Однако я надеюсь, что такое будет происходить, и поэтому работаю с ЭОС. Тем не менее простой человечности мало для того, чтобы так долго оставаться партнером ЭОС. Конечно, ЭОС привлекательна для своих партнеров каким-то сверхчеловеческим чутьем и умением развиваться на шаг впереди, а также способностью всегда дать адекватный ответ на любые изменения на рынке. Более того, я хочу сказать, что у ЭОС практически всегда есть некий нереализованный потенциал, который может в любой момент «выстрелить», снова сделав ее лидером. То есть они готовы к любым поворотам, чего не скажешь о его конкурентах, которые работают на пределе своих сил.

- Вы являетесь представителем компании, которая непосредственно конкурирует с облачной системой электронного документооборота (СЭД) «Практика» в регионе ее зарождения – в Татарстане. Расскажете о текущем положении дел?

- Сильной стороной этой системы документооборота является все-таки то, что она базируются на современной волне популярности облаков и внешнего аутсорсинга, что очень импонирует потенциальным заказчикам. Особенно малому и среднему бизнесу, на который такие технологии и рассчитаны. Такие компании не имеют возможности вкладывать большие деньги в собственную IТ-инфраструктуру. Но в Татарстане, конечно, «Практика» решила пойти шире и уже предложила свои услуги крупным ведущим корпорациям, начав ни много ни мало с самой «Татнефти» – с крупнейшей компании региона. Поэтому сегодня можно говорить, что 5 – 6 лет такого «ползучего» проникновения «Практики» все-таки принесли определенные результаты – сейчас система активно тестируется и даже частично используется «Татнефтью». Соответствующие предложения были сделаны и другим корпорациям Татарстана, но уже без такого успеха. С другой стороны, те корпорации, которые уже были автоматизированы (в частности, использование СЭД «ДЕЛО» разработки компании «Электронные офисные системы»), в принципе, довольны результатами внедрения. Я могу сказать даже более: их IТ и делопроизводственные структуры уже освоили технологию дальнейшего самостоятельного расширения системы. Другими словами, основные функции настройки, работы и обучения пользователей новым функциям системы «ДЕЛО», а также охват новых бизнес-процессов – все это IТ-структуры предприятий выполняют практически сами.

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА «ДЕЛО» ВНЕДРЕНА НА КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ТАТАРСТАНА


- Сколько лет вы развиваетесь, где уже внедрена СЭД «ДЕЛО»?

- Могу сказать, что на таких крупных предприятиях, как «Татнефть», мы начали еще в 2000 году, а в «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», ТАНЕКО, «Таттелеком» система «ДЕЛО» работает уже с 2003 - 2004 годов. А на ТАИФ, «Казанском вертолетном заводе», «Казанском моторостроительном объединении» система «ДЕЛО» работает примерно с 2007 - 2008 годов. За этот период практически на всех перечисленных предприятиях СЭД охватила не только весь учетный документооборот, но и контроль исполнения, рассылку документов по своим распределенным структурам, филиалам или удаленным бизнес-структурам. Кроме того, обеспечивается автоматизация многих бизнес-процессов и гибкий контроль над исполнением, согласование проектных документов, включая договора, различные распорядительные документы. Ну и конечно, автоматизированы элементарные бизнес-процессы, к примеру, согласование многочисленных заявок или исполнение отдельных функций, которые раньше внутри компании в течение длительного времени выполнялись только вручную. Самое интересное, и я даже повторюсь, это то, что использование системы «ДЕЛО» прирастает новыми бизнес-процессами с активным участием самих IТ-отделов и самих служб документооборота.

- А что они делают конкретно? Как они проявляют свою инициативу?

- Если на каком-то участке корпорации появляется проблема, они зовут нас как партнера ЭОС, мы проводим мозговой штурм, анализируя ситуацию, и даем рекомендации по механизму решения задачи. Дальше она поступает уже в руки самих IТ-специалистов и документоведов на предприятии. Соответственно, решение задачи дальше уже доводится до логического завершения и инициируется исполнение. Иными словами, получается такой коллективный труд, где есть и наша часть работы. Но основная ее часть, конечно, делается на стороне клиента. То есть получается некий симбиоз внешнего аутсорсинга и собственных усилий заказчика на базе того, что предлагает система «ДЕЛО». У нее на самом деле очень богатый функционал, он еще далеко не исчерпан. Я могу даже сказать, что при такой активной работе мы еще не дошли даже до использования половины функционала этой СЭД. Функционал ее очень широкий, он предполагает большой простор для работы и творчества, в том числе и на местах. В этих условиях я не думаю, что СЭД «Практика» будет внедряться такими компаниями очень активно, поскольку ими она воспринимается не более чем как просто еще одна система. Объективной же необходимости перехода на нее не созрело. И единственной причиной замены системы «ДЕЛО» на систему «Практика» могут быть какие-то политизированные или другие задачи, на которые мы уже влиять не можем. Есть и другая тенденция, в Татарстане наряду с «Практикой» активно идет работа по продвижению решений Directum.

- Чем же их маркетинговая стратегия отличается от традиционной?

- Маркетинг у них построен ловко, надо отдать им должное за такую модель. Получилось так, что один из отцов-основателей Directum решил заниматься продвижением своей системы, выйдя на довольно мощную республиканскую структуру – холдинг «ТАИФ». Это татарско-американский инвестиционный фонд, одна из крупнейших непубличных частных компаний в России, которая управляет такими активами, как «Казаньоргсинтез», ТАИФ (нефтеперерабатывающий завод в Нижнекамске), «Нижнекамскнефтехим», а также множеством других компаний, не относящихся к структуре «Татнефти». Можно утверждать, что регион поделен между «Татнефть» и ТАИФ, и кто из них богаче, я сейчас даже затрудняюсь ответить. Суть в том, что головную структуру ТАИФ убедили в необходимости попробовать внедрить у себя СЭД Directum. И это невзирая на то, что во всех ее дочерних структурах и компаниях, которыми она управляет («Казаньоргсинтез», ТАИФ и «Нижнекамскнефтехим») давно и успешно работает СЭД «ДЕЛО». Что из этого получится, что будет дальше, мы пока что не понимаем. Но тем не менее такая интересная ситуация сложилась. Эта тенденция, может быть, не очень приятная для нас, но посмотреть, как и что будет происходить, во что это выльется, со стороны будет интересно.

460-8.jpg
Директор компании «ИнфоИнжиниринг» – партнера ЭОС в Республике Татарстан – Рустам Гайнутдинов

- Понятно. Скажите, вот вы упомянули, что в «Практике» работает много коммерческих организаций.

- Нет, пока немного. В моем представлении облачная СЭД «Практика» – это практически то же самое, что и «электронное правительство» Татарстана, которое начало создаваться еще в 2005 - 2006 годах. К рубежу 2010 - 2011 годов оно охватило практически все бюджетные структуры республики, в том числе муниципалитеты, министерства и ведомства, а также все подконтрольные правительству Татарстана структуры. И потом этот же самый софт назвали системой «Практика», скорректировали функционал и теперь предлагают бизнесу.

ЧТО НУЖНЕЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ – ЯРКАЯ ОБОЛОЧКА ИЛИ БОГАТЫЙ ФУНКЦИОНАЛ?

- Что говорят сами пользователи ближе, так скажем, «к полям»?

- Если рассматривать с точки зрения упрощения работы для них, то, наверное, им стало проще, поскольку функциональность «Практики» ограничена и по сути своей очень проста, поэтому и функциональной нагрузки на пользователей будет меньше, чем в случае с «ДЕЛО», к примеру. В этом плане облачная СЭД «Практика» станет для пользователей некоторым облегчением. Но возникает другой большой вопрос: будет ли облегчением для руководителей этих бизнес-структур, если они взамен системы «ДЕЛО» получат систему с несравнимо более узким функционалом? Ведь сегодня основное назначение системы «Практика» – это лишь учет и доведение до исполнителей поручений. Ну и, может быть, сбор отчетов. Все! Правда, электронная цифровая подпись (ЭЦП) там уже была реализована еще на этапе электронного правительства, но она там работает, скажем так, в несколько экзотичном виде. В то же время разработчики системы заявляли, что уже решили вопрос с поддержкой цифровой подписи на планшетах Apple iPad.

- Разработчиков «Практики» можно понять, их очень мало, поэтому они решили сосредоточить свои усилия на одном направлении – мобилизации и яркости картинки, сделав все, чтобы заинтересовать первых лиц.

- Ну, практически да (смеется). Ресурсы разработчиков, да и сам опыт разработки в ЭОС, конечно, несоизмеримо больше. Если бы задача стояла обогнать по функциональности всех, то компания ЭОС очень быстро бы эту задачу решила (а фактически уже это сделала). Но проблема заключается в том, что сам заказчик зачастую развивается не столь быстро, как хотелось бы вендору. Поэтому, какое бы мы не предлагали расширение функциональности продукции ЭОС, заказчик не сможет своевременно их принять и освоить. Видимо, в этом и кроется разгадка ситуации, когда конкуренты предлагают не такой широкий функционал, а заказчик выбирает именно его. Можно утверждать, что такая однобокость и ставка на что-то одно совершенно естественным образом ограничивает время существования таких компаний. И за мое довольно длительное время работы с ЭОС очень много таких успешных на первый взгляд компаний возникали, «оседлав» какую-то определенную модную волну, но в итоге они ушли в небытие, исчерпав свои ресурсы. Я предполагаю, что и с «Практикой» может произойти то же самое.

- Тем не менее в Татарстане, по всей видимости, «Практика» все же останется.

- Да, но к тому времени, возможно, изменится обстановка на рынке, бизнес- и IТ-модель. И если, скажем, все повернутся на Microsoft SharePoint, сможет ли «Практика» адекватно на это отреагировать? А ЭОС, мы видим, уже реагирует, причем опережающим маневром. Мало ли что может произойти. Насколько будет коллектив разработчиков «Практики» готов к этим поворотам судьбы, я не знаю. В ЭОСе, похоже, такая готовность существует. Хотя… кто его знает, как все еще повернется. Ведь нас, хотя мы и являемся большими друзьями и партнерами ЭОС, никто цепями к ним не приковывал. Если жизнь нас заставит работать по-другому, то это будет нашим осознанным, вынужденным шагом, ведь мы должны работать, не закрываться же из-за этого? Но пока нас устраивает то, что делает ЭОС.

- Рустам, вопрос к вам как к партнеру ЭОС. Какие действия сейчас компания предпринимает, чтобы адаптировать свои решения под требования бизнеса?

- Интересный вопрос. В свое время в качестве основного козыря на своих презентациях разработчики «Практики» указывали на то, какой мобильной становится жизнь чиновника или управленца с их системой. Он может со своим планшетом уезжать далеко от своего рабочего места, но при этом оставаться в рабочем процессе. Теперь этот козырь из рук «Практики» выбит, можно сказать. И компания ЭОС это сделала вполне целенаправленно. То есть сегодня вендор целеустремленно и активно работает в направлении разработки мобильных сервисов, сохраняя при этом ключевое преимущество всех своих решений – их широкую функциональность. Другими словами, остальным разработчикам необходимо уже придумывать еще какие-то козыри и, честно сказать, пока я их не вижу. «Облако» таким козырем не является, тем более что «облако» также заявляется и другими вендорами, а не только ЭОС. То есть больше никаких преимуществ у конкурентов нет, в том числе у «Практики», сохраняются лишь политические и административные рычаги, с помощью которых в отдельных местах эти продукты будут «продавливаться».

iEOS ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ

- Раз уж мы затронули тему мобильности, будьте добры, расскажите о мобильных решениях ЭОС. Для чего компании понадобилась разработка собственного iEOS для планшетов Apple iPad, если уже есть ряд партнерских решений?

- Я надеюсь, что таким образом компания ЭОС сделала далеко идущий шаг, создав платформу, некий дискретный аналог тонкого клиента «ДЕЛО-WEB», на которой будет реализовано в полном объеме все необходимое топ-менеджменту, но отброшена излишне широкая функциональность для делопроизводителей. То есть в итоге это будет не какой-то там обычный почтовый клиент с тремя кнопками, который предлагают сегодня все остальные конкуренты, а полнофункциональное мобильное рабочее место в системе. К примеру, уже сейчас в iEOS реализовано получение отчетов по резолюции, причем даже без помощи секретаря. Но я предложил сейчас расширить этот функционал, чтобы отчеты можно было получать не только по собственной резолюции, но также и сведения о том, что сказали остальные лица – исполнители резолюции и ее автор. То есть в этом случае в iEOS будет поступать регистрационная карточка с реестром, где сразу будут отражаться все резолюции, все отчеты на этот документ и так далее. По крайней мере, я надеюсь, что ЭОС сможет эти вещи сделать. Такая функция была бы неоценимой помощью менеджеру, который, подписывая документ или принимая решение по данному документу, мог бы видеть, что по данному вопросу сказали его коллеги-менеджеры и что сказали его исполнители. Следующим шагом мог бы быть поиск документов и связей между ними в системе. В целом менеджеров сейчас волнует возможность оперативно вводить резолюции или отчеты по срочным документам, ну и цифровая подпись, конечно же.

- А где цифровая подпись сегодня вообще требуется по вашей практике?

- Поддержку цифровой подписи мы внедряли только в трех организациях. В «Татнефти» и ее структурах, а также в большом проекте с нефтеперерабатывающим заводом ТАНЕКО. Там мы внедрили опцию к СЭД «ЭЦП и шифрования» на 260 рабочих местах, которые участвуют в согласовании различных проектных документов. И ЭЦП там нужно было только из-за того, что в согласовании документов участвуют в том числе и внешние контрагенты – представители уполномоченных банков и вышестоящих инстанций. Что касается третьего проекта, то в 2004 году на базе системы «ДЕЛО» мы запустили проект согласования документов о недвижимости для службы «одного окна» на муниципальном уровне, и сейчас подобный подход реализован на федеральном портале госуслуг. В объеме одного муниципалитета мы внедрили модули ЭЦП, охватывающие 8 различных государственных учреждений разной принадлежности. К примеру, согласовывали какую-нибудь заявку на приватизацию садового участка или квартиры, и все это надо было сделать так, чтобы пенсионер, например, не мыкался по очередям и учреждениям, а пришел в одно место, сдал документы, а дальше документ уже сам будет проходить по всем учреждениям, подписываясь ЭЦП.

- И в заключение буквально пару слов о специфике рынка СЭД Татарстана. Насколько на него повлияла масштабная программа информатизации региона?

- Как я уже сказал, СЭД «ДЕЛО» в Татарстане мы продвигаем с 1998 года. В то время мы были единственными, кто имел успешный опыт внедрения подобных систем в госсекторе и бизнесе. В период 1995 - 2005 годов свою систему активно развивал в кабинете министров Татарстана InterTrust, но в 2005 году этот опыт был просто перечеркнут на корню кабинетом министров. В итоге компания была вынуждена полностью прекратить реализацию проекта – именно на их место пришла команда разработчиков системы «Практика» с главой минкомсвязи РФ, а в то время министром информатизации и связи Татарстана Николаем Никифоровым. То же самое, скорее всего, могло произойти и с нами, если бы на месте InterTrust оказалась СЭД «ДЕЛО». С другой стороны, я бы сказал, что Татарстан активно развивался в области информационных технологий и до 2005 года, когда Никифоров начал работать. По сути дела, его команда пришла не на пустое место, то есть во многих муниципалитетах уже стояла и успешно работала система «ДЕЛО». В Казани муниципалитет использовал «БОСС-Референт» (сегодня «Логика бизнеса 2.0»), в «Татнефти» к тому времени уже пять лет как работала система «ДЕЛО», как и во многих других крупных организациях. То есть продвижение IТ-технологий на государственном уровне велось еще с 1995 года и довольно успешно, поэтому просто нельзя говорить, что все началось с приходом Никифорова. Другое дело, что в период с 2005 по 2010 года эта задача начала решаться на принципиально новом уровне с привлечением огромных государственных финансовых средств от внеплановых нефтяных доходов. Однако на систему «Практика» и «электронное правительство», что, в принципе, одно и то же, денег не жалели. Поэтому проект информатизации Татарстана не мог быть неуспешным. За такие-то деньги.

Справка

«Электронные Офисные Системы»

Москва, ул. Шумкина, 20, стр. 1

Многоканальный телефон: (495) 221-2431

http://www.eos.ru/