IMG_2868.jpg

В КАЗАНИ УЖЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НЕТ ПЛАНЕТАРИЯ

В 20 км от Казани, в районе железнодорожной станции Обсерватория и в двух минутах езды от коттеджного поселка Ореховка, расположилась астрономическая обсерватория, построенная в 1901 году на средства русского астронома-любителя Василия Энгельгардта, оснащенная в те времена его приборами и названная по решению ученого совета Казанского университета в его честь.

Наблюдения за небесными телами при помощи телескопов и прочих приборов здесь не прекращались даже во времена войны и ведутся до сих пор. А вот планетарий, то есть своего рода театр для наблюдения за искусственным звездным небом, был когда-то создан в Казани в здании Петропавловского собора, но около 25 лет назад оно было передано церкви (сейчас устаревшее оборудование хранится в подвалах нацмузея). С тех пор наш город жил без планетария. Для сравнения: во многих американских городах есть свои планетарии, а всего их в США 1500, в Японии – 400 планетариев, в Европе – 500, а в России – только 32. Наш – 33-й.

Встретивший нас на зеленой лужайке директор обсерватории Юрий Нефедьев называет открытие планетария, да еще и в сочетании с действующей обсерваторией, событием особым. Обычно они располагаются порознь, да и ученые, как правило, ревностно охраняют территорию обсерваторий от любопытных глаз туристов, а здесь для организованных групп студентов и школьников путь к телескопам открыт.

IMG_2852.jpg

«ЗВЕЗДНАЯ МАШИНА»

Обустройство территории обсерватории идет полным ходом – мостятся дорожки, доделываются клумбы. На подходах к планетарию раскинут шатер – должны же президент со свитой где-то выпить стакан воды. А вот и виновник торжества. Здание выполнено в стиле хай-тек. В данном случае такая «иноземная» внешность постройки оправдана на 100%. Планетарий венчают две полусферы: большая – крыша основного зала, вторая, поменьше, – павильон для четырех телескопов. Минуем вестибюль – его потолок украшен изображениями созвездий, и даже скамейки здесь необычной формы – в виде поставленных на ребро деревянных плит.

Основной зал планетария – это, грубо говоря, кинозал, но такого вы еще не видели. Весь купол (15 метров в диаметре), наклоненный на 10 градусов для удобства просмотра, – это огромный киноэкран. Даже без 3D-очков и прочих «примочек» он дает полный эффект 3D-присутствия – за счет сферической проекции изображения. Нам показали фильм про черные дыры, так вот создалось ощущение, что нечто гигантское затягивает тебя внутрь, это потрясающе! А, к примеру, прибор старбол (или «звездная машина») будет показывать на этом «экране» реальное звездное небо. Сейчас оборудование еще проходит этап настройки зарубежными специалистами.

«Зал планетария легко трансформируется и может служить не только для просмотра фильмов, но и для проведения любых учебно-научных мероприятий и, разумеется, показа фильмов в сферической проекции по многим отраслям науки и техники», – говорит Нефедьев. Универсальность зала позволит планетарию, грубо говоря, зарабатывать на хлеб насущный, а может быть, и окупить масштабные вложения. Как уточнил газете «БИЗНЕС Online» проректор КФУ по хозяйственной части Ленар Сафиуллин, на создание планетария потрачено 300 млн. рублей: 150 млн. на строительство было взято КФУ в кредит в «АК БАРС» Банке, еще столько же на закупку оборудования выделил сам университет. Вход в планетарий будет платный: порядка 150 - 200 рублей. Количество программ для просмотра достаточное, чтобы не надоесть, – 99, но вообще их может быть бесконечное количество, более того, студенты-астрономы сами смогут создавать здесь свои программы.

IMG_2682.jpg

КОСМОС НА «ТАРЕЛКЕ»

Но главное, конечно, – это образовательная функция, говорит профессор Нефедьев. Ведь в последние годы из школьной программы исчез предмет «Астрономия», знакомый всем советским школьникам. Поэтому студентов-астрономов первого курса приходится обучать фактически школьной программе. «Открытие планетария очень важно и для развития космической отрасли, – уверен директор обсерватории. – Люди, которые его посетят, начнут понимать, что же такое исследование космического пространства, их начнет тянуть в эту фантастическую среду. Школьники смогут приезжать и выполнять здесь простые, но все же научные исследования и наблюдения». Во второй полусфере посетители планетария смогут сами поработать на четырех телескопах. Они не такие мощные, как в самой астрономической обсерватории, но для начинающих астрономов подойдут отлично.

Но все это только начало, уверены и профессор Нефедьев, и проректор Сафиуллин. Планируется превратить астрономическую обсерваторию в многопрофильный центр космических исследований и технологий, который будет участвовать в международных космических программах, таких как, например, ГЛОНАСС. Для этого планируется закупить огромную (13,5 м в диаметре) «тарелку» или, как правильнее будет сказать, радиоантенный комплекс немецкого производства Vertex (еще рассматривается вариант закупки американской 12-метровой «тарелки» Patriot), работающий в k-диапозаоне. Стоимость этой аппаратуры – от 70 млн. рублей. Тарелку планируется установить здесь же, на территории обсерватории, на специально подготовленном для этого полигоне. В России подобных «тарелок» еще нет, и для системы «ГЛОНАСС» она будет очень восстребована – для более точного определения местонахождения различных объектов, будь то корабль в океане или автомобиль в Казани.

IMG_2751.jpg

Помимо этого, в планетарии рассчитывают приобрести лазерный дальномер стоимостью в 45 млн. рублей, необходимый для определения точного расстояния до спутников и наблюдений за Луной. Уже закуплен комплекс Mini MegaTortora (стоит 32 млн. рублей), осталось только построить для него павильон. Это уникальный прибор, позволяющий отследить быстротекущие процессы в небесной сфере, будь то падение метеорита, движение астероида, взрыв сверхновой звезды или движение искусственного космического аппарата. В частности, прибор может засечь угрожающие Земле небесные тела, такие как метеорит, разорвавшийся в начале года над Челябинском.

А еще здесь раскинется астропарк, который планируется создать к 2015 году. Будут в нем и космические весы, на которых можно узнать свой вес на разных планетах, и комплексы «Лунная дорожка», «Империя Солнца», «Галактики и туманности».

Завтра, когда все приготовления будет завершены, президенту Минниханову, а также замминистра финансов РФ Алексею Лаврову, ректору КФУ Ильшату Гафурову и другим гостям покажут помещения старинной обсерватории, комплекс MiniMegaTortora, а в планетарии продемонстрируют три фильма в сферической проекции.

IMG_2857.jpg