Валерий Гергиев |
ЧАРТЕРОМ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Идея пригласить на закрытие культурной Универсиады Валерия Гергиева родилась во время Шаляпинского фестиваля прошлого года. Тогда в качестве площадки рассматривалась Ярмарочная площадь, но потом дело ограничилось залом ТГАТ оперы и балета им. Джалиля. И было решено показать программу «Шаляпин-гала: Петербург - Казань», премьера которой состоялась на сцене Мариинского театра 17 июня этого года.
В ней, помимо солистов Мариинского театра и самого маэстро Гергиева, принимали участие солисты ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Альбина Шагимуратова и Михаил Казаков, а также главный дирижер казанской оперы Ренат Салаватов.
- Концерт был очень качественный, практически все номера, вошедшие в него, было решено показать в Казани. Программа сделана компактно, выбран хороший репертуар. Прекрасно пела Альбина Шагимуратова, хорошо выступил Михаил Казаков – певец с отличными данными и певческими и актерскими, достойно дирижировал Ренат Салаватов. Уровень концерта был очень высоким, – поделилась впечатлениями от концерта в Санкт-Петербурге музыкальный критик Нора Потапова.
Вчера оркестр и солисты Мариинского театра вместе с маэстро Гергиевым прилетели в Казань в 11 утра – и тут же на площадку, где Гергиев провел многочасовую репетицию, выверяя на новой сцене звучание оркестра. В зал были допущены зрители. Правда, не посторонние, а сотрудники нашего оперного, для которых это был мастер-класс.
Все время репетиции к будущей трансляции примерялись две телевизионные группы: с телеканала «Культура» и телеоператоры главного музыкального канала мира «Меццо». Всего на концерте работали 15 телевизионных камер.
После небольшого перерыва оркестр Мариинского театра занял свои места на сцене, практически одновременно с этим в театре вновь появился маэстро Гергиев в сопровождении Иоко Гешина – одной из самых богатых женщин Японии, своей давней поклонницей. Кстати, госпожа Иоко – одна из спонсоров концерта в Казани.
На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» продолжатся ли контакты маэстро с казанской оперой, маэстро на бегу ответил вполне конкретно:
- Непременно продолжатся!
МЭР В ЛОЖЕ ДИРЕКТОРА
Начало концерта слегка запаздывало, и публика несколько раз принималась аплодировать, словно намекая, что пора бы уже начинать. Тем более что в зале уже был приглушен свет, а оркестр занял свои места на сцене при открытом занавесе. Фоном выступлений служил задник, на котором был помещен большой портрет Федора Шаляпина, а в ходе действа шли подходящие по смыслу видеопроекции.
Неожиданно зал зааплодировал довольно-таки сильно – это в ложе директора на первом ярусе появились мэр Казани Ильсур Метшин в сопровождении композитора и продюсера Игоря Крутого. Они вместе с остальными слушателями коротали время в ожидании концерта в ложе у самой сцены за оживленным разговором. За ними сидели замруководителя казанского исполкома Руслан Шакиров и человек очень похожий на вызвавшего в Казани много разговоров бурятского скульптора Даши Намдакова.
А вскоре к пульту летящей походкой вышел и сам Гергиев, встреченный шквалом аплодисментов. Программа началась увертюрой к опере «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, и первый номер сразу же обнаружил удивительно слаженное звучание оркестра.
Почти двухчасовая программа шла без антракта и была построена так, чтобы показать русскую, итальянскую и французскую оперные школы. Основной упор был сделан на шаляпинский репертуар, и львиная доля из него пришлась на солиста Большого театра и казанской оперы Казакова. Он мастерски исполнил и арию дона Базилио из «Севильского цирюльника», и куплеты Мефистофеля из «Фауста», и арию Бориса Годунова из одноименной оперы.
Мариинский театр привез с собой лучших своих солистов. Алексей Марков, Геворг Акопян, поразивший публику эмоциональным прочтением арии Риголетто из одноименной оперы, обладатель удивительно теплого баса Ильдар Абдразаков продемонстрировали высочайшую культуру пения.
- Когда при мне упоминают Казань, у меня сразу же возникает ассоциация с Федором Шаляпиным. Я родом из Уфы, это ведь не так далеко. Так что и Казань я считаю своей родиной. Мне посчастливилось выступать на церемонии открытия Универсиады, команда Игоря Крутого сделала его мастерски, просто молодцы. Открытие было потрясающим, я в восторге. Очень много моих друзей и знакомых потом звонили и говорили, что мне повезло – я принимал участие в таком историческом событии, – рассказал перед концертом Абдразаков.
Вместе с солистами Мариинского театра в концерте приняла участие Аида Гарифуллина – приглашенная солистка Мариинки, мило исполнившая «Болеро» Делиба и арию Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта». Молодая певица вызвала симпатии публики непосредственностью, обаянием и роскошными туалетами.
Триумфальным можно назвать выступление на концерте обладательницы необычайно сильного голоса Шагимуратовой. Народная артисткаТатарстана, поющая на сцене Метрополитен-опера и Ла Скала, удостоенная высшей российской театральной награды «Золотая маска», исполнила одну из лучших своих арий – Лючии ди Ламмермур из одноименной оперы. А потом порадовала публику еще и вокализом Сергея Рахманинова, и алябьевским «Соловьем».
Как всегда был на высоте любимец казанской публики тенор Ахмет Агади, он исполнил арию Калафа из «Турандот», и не успели еще прозвучать последние аккорды, как зал взорвался аплодисментами.
Впрочем, аплодисменты доставались не только певцам, но и дирижерам. И Гергиев, и Салаватов показали тонкое и деликатное дирижирование и помогали более полно раскрыться певцам. Перед публикой была настоящая санкт-петербургская школа дирижирования, к которой и принадлежат оба маэстро, они дружат уже более 40 лет и учились у одного педагога.
«ЭТОТ КОНЦЕРТ – ПРОЕКТ АМБИЦИОЗНЫЙ»
- Сегодня в России нет равных музыкальных проектов ни в столичных городах, ни вне столицы. Проект, который собрал звезд мирового класса. Но сегодня амбиции Казани именно таковы, здесь прошла Универсиада, один из трех национальных проектов также касается Казани – это строительство скоростной дороги Москва - Казань. Такие же амбиции есть и в области искусства, здесь воплощаются проекты международного масштаба. В этом концерте все российское, и он представляет бренд Казани – Шаляпина, а это бренд мирового уровня. Так повезло Казани, что Федор Шаляпин – символ русской культуры – родился в этом городе. Культурная Универсиада закрывается не просто гала-концертом, но постановочным действом, оно имеет сюжетную линию, в программе представлены лучшие певцы России. В этом проекте я выступил в качестве продюсера, соединив творчество с производством, – рассказал корреспонденту издания театральный критик Алексей Садовский.
А концерт действительно развивался по законам драматургии. Близился финал, уже отзвучала любимая Шаляпиным песня «Вдоль по Питерской» в исполнении Маркова, и на заднике появилась видеопроекция – афиша «Русских сезонов» в Париже с портретом Шаляпина. И зазвучали «Очи черные» в исполнении Абдразакова. И все было в этом романсе: и пронзительное соло скрипки, и удаль, и тоска по несбывшемуся. Все, что в свое время дарил публике Шаляпин.
Аида Гарифуллина |
Последний номер программы стал приношением городу, подарившему миру эти две недели торжества спорта, молодости и азарта. Агади и хор казанской оперы исполнили арию Джалиля из одноименной оперы Назиба Жиганова. За дирижерским пультом был Салаватов, а фоном стали виды Казанского кремля. Когда отзвучали последние такты музыки, публика встала и стоя аплодировала участникам концерта.
Сразу же после его окончания оркестр и маэстро Гергиев отправились в аэропорт и вылетели в Санкт-Петербург. Часть солистов задержалась в Казани, они ведут переговоры с директором ТГАТ оперы и балета им. Джалиля о дальнейшем сотрудничестве. Что касается Гергиева и его фразы, что контакты продолжатся, то, как удалось выяснить изданию маэстро дал согласие принять участие в Шаляпинском фестивале будущего года. Он продирижирует оркестром казанской оперы во время показа «Турандот» Пуччини.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.