19.jpg
Валерий Гергиев

ЧАРТЕРОМ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Идея пригласить на закрытие культурной Универсиады Валерия Гергиева родилась во время Шаляпинского фестиваля прошлого года. Тогда в качестве площадки рассматривалась Ярмарочная площадь, но потом дело ограничилось залом ТГАТ оперы и балета им. Джалиля. И было решено показать программу «Шаляпин-гала: Петербург - Казань», премьера которой состоялась на сцене Мариинского театра 17 июня этого года.

В ней, помимо солистов Мариинского театра и самого маэстро Гергиева, принимали участие солисты ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Альбина Шагимуратова и Михаил Казаков, а также главный дирижер казанской оперы Ренат Салаватов.

- Концерт был очень качественный, практически все номера, вошедшие в него, было решено показать в Казани. Программа сделана компактно, выбран хороший репертуар. Прекрасно пела Альбина Шагимуратова, хорошо выступил Михаил Казаков – певец с отличными данными и певческими и актерскими, достойно дирижировал Ренат Салаватов. Уровень концерта был очень высоким, – поделилась впечатлениями от концерта в Санкт-Петербурге музыкальный критик Нора Потапова.

Вчера оркестр и солисты Мариинского театра вместе с маэстро Гергиевым прилетели в Казань в 11 утра – и тут же на площадку, где Гергиев провел многочасовую репетицию, выверяя на новой сцене звучание оркестра. В зал были допущены зрители. Правда, не посторонние, а сотрудники нашего оперного, для которых это был мастер-класс.

Все время репетиции к будущей трансляции примерялись две телевизионные группы: с телеканала «Культура» и телеоператоры главного музыкального канала мира «Меццо». Всего на концерте работали 15 телевизионных камер.

После небольшого перерыва оркестр Мариинского театра занял свои места на сцене, практически одновременно с этим в театре вновь появился маэстро Гергиев в сопровождении Иоко Гешина – одной из самых богатых женщин Японии, своей давней поклонницей. Кстати, госпожа Иоко – одна из спонсоров концерта в Казани.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» продолжатся ли контакты маэстро с казанской оперой, маэстро на бегу ответил вполне конкретно:

- Непременно продолжатся!

МЭР В ЛОЖЕ ДИРЕКТОРА

Начало концерта слегка запаздывало, и публика несколько раз принималась аплодировать, словно намекая, что пора бы уже начинать. Тем более что в зале уже был приглушен свет, а оркестр занял свои места на сцене при открытом занавесе. Фоном выступлений служил задник, на котором был помещен большой портрет Федора Шаляпина, а в ходе действа шли подходящие по смыслу видеопроекции.

Неожиданно зал зааплодировал довольно-таки сильно – это в ложе директора на первом ярусе появились мэр Казани Ильсур Метшин в сопровождении композитора и продюсера Игоря Крутого. Они вместе с остальными слушателями коротали время в ожидании концерта в ложе у самой сцены за оживленным разговором. За ними сидели замруководителя казанского исполкома Руслан Шакиров и человек очень похожий на вызвавшего в Казани много разговоров бурятского скульптора Даши Намдакова.

А вскоре к пульту летящей походкой вышел и сам Гергиев, встреченный шквалом аплодисментов. Программа началась увертюрой к опере «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, и первый номер сразу же обнаружил удивительно слаженное звучание оркестра.

Почти двухчасовая программа шла без антракта и была построена так, чтобы показать русскую, итальянскую и французскую оперные школы. Основной упор был сделан на шаляпинский репертуар, и львиная доля из него пришлась на солиста Большого театра и казанской оперы Казакова. Он мастерски исполнил и арию дона Базилио из «Севильского цирюльника», и куплеты Мефистофеля из «Фауста», и арию Бориса Годунова из одноименной оперы.

Мариинский театр привез с собой лучших своих солистов. Алексей Марков, Геворг Акопян, поразивший публику эмоциональным прочтением арии Риголетто из одноименной оперы, обладатель удивительно теплого баса Ильдар Абдразаков продемонстрировали высочайшую культуру пения.

22.jpg

- Когда при мне упоминают Казань, у меня сразу же возникает ассоциация с Федором Шаляпиным. Я родом из Уфы, это ведь не так далеко. Так что и Казань я считаю своей родиной. Мне посчастливилось выступать на церемонии открытия Универсиады, команда Игоря Крутого сделала его мастерски, просто молодцы. Открытие было потрясающим, я в восторге. Очень много моих друзей и знакомых потом звонили и говорили, что мне повезло – я принимал участие в таком историческом событии, – рассказал перед концертом Абдразаков.

Вместе с солистами Мариинского театра в концерте приняла участие Аида Гарифуллина – приглашенная солистка Мариинки, мило исполнившая «Болеро» Делиба и арию Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта». Молодая певица вызвала симпатии публики непосредственностью, обаянием и роскошными туалетами.

Триумфальным можно назвать выступление на концерте обладательницы необычайно сильного голоса Шагимуратовой. Народная артисткаТатарстана, поющая на сцене Метрополитен-опера и Ла Скала, удостоенная высшей российской театральной награды «Золотая маска», исполнила одну из лучших своих арий – Лючии ди Ламмермур из одноименной оперы. А потом порадовала публику еще и вокализом Сергея Рахманинова, и алябьевским «Соловьем».

Как всегда был на высоте любимец казанской публики тенор Ахмет Агади, он исполнил арию Калафа из «Турандот», и не успели еще прозвучать последние аккорды, как зал взорвался аплодисментами.

Впрочем, аплодисменты доставались не только певцам, но и дирижерам. И Гергиев, и Салаватов показали тонкое и деликатное дирижирование и помогали более полно раскрыться певцам. Перед публикой была настоящая санкт-петербургская школа дирижирования, к которой и принадлежат оба маэстро, они дружат уже более 40 лет и учились у одного педагога.

14.jpg

«ЭТОТ КОНЦЕРТ – ПРОЕКТ АМБИЦИОЗНЫЙ»

- Сегодня в России нет равных музыкальных проектов ни в столичных городах, ни вне столицы. Проект, который собрал звезд мирового класса. Но сегодня амбиции Казани именно таковы, здесь прошла Универсиада, один из трех национальных проектов также касается Казани – это строительство скоростной дороги Москва - Казань. Такие же амбиции есть и в области искусства, здесь воплощаются проекты международного масштаба. В этом концерте все российское, и он представляет бренд Казани – Шаляпина, а это бренд мирового уровня. Так повезло Казани, что Федор Шаляпин – символ русской культуры – родился в этом городе. Культурная Универсиада закрывается не просто гала-концертом, но постановочным действом, оно имеет сюжетную линию, в программе представлены лучшие певцы России. В этом проекте я выступил в качестве продюсера, соединив творчество с производством, – рассказал корреспонденту издания театральный критик Алексей Садовский.

А концерт действительно развивался по законам драматургии. Близился финал, уже отзвучала любимая Шаляпиным песня «Вдоль по Питерской» в исполнении Маркова, и на заднике появилась видеопроекция – афиша «Русских сезонов» в Париже с портретом Шаляпина. И зазвучали «Очи черные» в исполнении Абдразакова. И все было в этом романсе: и пронзительное соло скрипки, и удаль, и тоска по несбывшемуся. Все, что в свое время дарил публике Шаляпин.

26.jpg
Аида Гарифуллина

Последний номер программы стал приношением городу, подарившему миру эти две недели торжества спорта, молодости и азарта. Агади и хор казанской оперы исполнили арию Джалиля из одноименной оперы Назиба Жиганова. За дирижерским пультом был Салаватов, а фоном стали виды Казанского кремля. Когда отзвучали последние такты музыки, публика встала и стоя аплодировала участникам концерта.

Сразу же после его окончания оркестр и маэстро Гергиев отправились в аэропорт и вылетели в Санкт-Петербург. Часть солистов задержалась в Казани, они ведут переговоры с директором ТГАТ оперы и балета им. Джалиля о дальнейшем сотрудничестве. Что касается Гергиева и его фразы, что контакты продолжатся, то, как удалось выяснить изданию маэстро дал согласие принять участие в Шаляпинском фестивале будущего года. Он продирижирует оркестром казанской оперы во время показа «Турандот» Пуччини.