1.jpg

«ЗА СОБЯНИНА ПСИХБОЛЬНИЦЫ ГОЛОСУЮТ. МЫ НЕ ТАКИЕ, НЕ ПОДУМАЙТЕ»

До митинга оставалось полчаса, а по Болотной площади слонялись от силы человек 100 - 150. Всех желающих пропускали через рамки со стороны Каменного моста.

- Работы для вас сегодня… – попыталась заговорить с мрачным сотрудником полиции корреспондент «БИЗНЕС Online».

- Это точно, – коротко ответил угрюмый молодой человек и приступил к осмотру следующего участника мероприятия. По выражению лица полицейского было видно, что он совсем не рад происходящему и наверняка мечтает скорее закончить смену.

На площади тем временем играла заводная музыка, однако людей было все-таки мало. Одиноко стоял пожилой мужчина с грустными глазами и седой бородой с двумя плакатами: один он держал в руке, второй повесил на шею. Также через каждые метров 10 стояли активисты, которые раздавали наклейки и таблички: «Навальный». Наверное, это стало трендом вечера: если раньше наклейки красовались на машинах москвичей, то теперь – на спинах.

За 20 минут до начала народ все еще не спешил на «Болотку». При этом самые «козырные» места у сцены были заняты: журналисты-операторы расположились у ограждения и зевающим взглядом смотрели по сторонам или выставляли кадр. Напротив за ограждениями стояли полицейские – их было немного, и лица у них были отнюдь не веселые, хотя со сцены звучал уже не диджейский микс, а «Ляпис Трубецкой»

Между тем уже перевалило за назначенные 19 часов. Начальник штаба Алексея Навального Леонид Волков вышел к публике и, извиняясь, попросил дать организаторам еще минут 10. Наверное, это было правильное решение: количество участников хоть и прибавлялось, однако площадь не была заполнена. Зато над ней уже накручивал круги вертолет.

За спиной корреспондента «БИЗНЕС Online» группа мужчин 50 - 60 лет обсуждала количество уже пришедших.

- Сколько пришло? 10? 20? – обращался один мужчина к другому.

3.jpg

- С вертолета всех уже по фамилиям записали, – съязвил ему в ответ другой, который, кажется, вовсе не был членом компании этих мужчин.

- Сейчас посчитают и разделят на 10, – добавил третий мужчина. – А за Собянина, наоборот, умножат.

- Я пастух из Тамбова. На все митинги езжу за свой счет, – прошептал корреспонденту «БИЗНЕС Online» на ухо пожилой мужчина в светлой кепке, как только узнал, что перед ним журналист. – Так и напишите.

- За Собянина психбольницы голосуют. Мы не такие, не подумайте, – поспешил вставить мужчина, который все время улыбался.

«МЫ ЗАРАБОТАЛИ ВТОРОЙ ТУР, НО У НАС ЕГО УКРАЛИ»

Наконец, около 19:30 на сцену вновь вышел Волков. А толпа тем временем скандировала: «Навальный» Навальный! Навальный!» «Вот вы кричите Навальный, а меня зовут на самом деле Леонид Волков», – начал робко он. И тут же ему в ответ послышалось недружное: «Волков!»

- После вчерашнего дня нам есть что сказать и есть что спросить, – продолжил он. – Наверняка вчера все присутствующие здесь были на участках… Каждый постарался сделать так, чтобы случилось чудо, для того чтобы мы победили. И мы победили. Мы знаем это.

- Даааа! – отозвались из толпы.

- …Я знаю, что мы сделали чудо, мы заработали второй тур, но его у нас украли…

- Даешь второй тур! Даешь второй тур! – скандировала площадь.

Далее Волков напомнил, что кампания начиналась с 300 тыс. рублей на счету и с 6% рейтинга. «Это мы сделали так, что 600 тысяч человек пришли на избирательные участки и открыто сказали, что они хотят перемен, что они хотят перемен в Москве, что они хотят перемен в России и связывают эти перемены с Алексеем Навальным», – сказал он.

- Мы вовсе не собираемся призывать к беспорядкам или звать всех на баррикады, – говорил Волков. По его словам, у сложившейся ситуации есть конструктивное решение, «которое позволит всем сохранить лицо», «сохранить победу и продолжить борьбу» – обсудить и провести повторный подсчет голосов на ряде участков.

- Я уверен, что ситуация не патовая, что она может быть решена, что у нас будет второй тур, и мы, конечно, победим! – закончил выступление Волков.

- Да! Урааа! Молодец! – доносилось из толпы.

Затем Волков предложил заслушать истории людей, которые делали все для того, чтобы Навальный победил. На этом все и строилось еще примерно час. «Обсуждение итогов выборов» – под таким названием, как еще раньше отметил Волков, и согласовали митинг.

На сцену выходили Николай Ляскин, который рассказал трогательную историю о том, что последние три месяца не может почитать сказку дочери, так как занят борьбой; некая Тоня из call-центра тоже поведала, что ей стыдно смотреть в глаза своей дочери, и призвала не врать. По очереди рассказывали свои истории арт-директор Лена, Алексей и Аня из социологической службы, Андрей Быстров, другие волонтеры, один приехал даже из Вологды, где, как он отметил, «власть не любит хороших парней». Также на сцену выходили Петр Верзилов, музыкальный критик Артемий Троицкий, журналист Сергей Пархоменко, режиссер Константин Богомолов и многие другие. У всех была своя история, но у всех один призыв: второй тур.

Болотная (иногда дружно, а иногда разрозненно) поддерживала выступавших, размахивала табличками с надписью «Навальный». Где-то в середине митинга Волков торжествующе объявил, что на организаторов составляют протокол за нарушение заявленной численности: в заявке значилось 2,5 тыс., а МВД насчитало уже 9 тыс. участников… Цифра в заявке кажется лукавой: неужели организаторы, которые всегда заявляли о 50 тыс. (а то и больше) присутствующих, в этот раз так заскромничали?

«В РОССИИ РОДИЛАСЬ НАСТОЯЩАЯ ОППОЗИЦИЯ»

Наконец, появился тот, кого ждали больше всего, – Навальный. Он появился под гром аплодисментов в привычном для всех образе – рубашка с закатанными рукавами и джинсы.

- Я на митинге усталых людей, – начал речь Навальный. – Вот эти все люди не спали уже двое суток, вы все, наверное, не спали последнюю ночь. Но я рад быть на этом митинге усталых людей, которых гораздо больше, чем 28 тысяч тех липовых человек, с помощью которых Собянин и «Единая Россия» пытаются украсть нашу победу».

2.jpg

Он поблагодарил и всех работавших, и всех пришедших.

- Я пытался понять: это митинг победы или поражения? – лишь начал он.

- Победа! – закричала толпа.

- Мы давно хотели выступить на митинге победы. Мы все устали, что последние 13 - 15 лет мы все время проигрываем.

- Второй тур! – ответила толпа.

- Я хотел бы перед вами извиниться… Где-то там сидела мысль, что это невозможно… Но сегодня, когда я знаю что каждый третий москвич отдал голос за меня, я хочу сказать: «Извините, пожалуйста, что я не верил до конца».

- Молодец! Молодец! – доносилось со всех сторон.

-… В России родилась настоящая оппозиция. В России родилось большое политическое движение, которое представляет интересы большинства, которое может идти на выборы с конструктивной программой и готово побеждать на этих выборах. И мы это политическое движение! – заявил Навальный.

- Ураааа! – отвечала толпа.

Оппозиционер пообещал, что будет (и готов) работать с другими политическими движениями, которые уважает, и благодарен за участие в избирательной кампании. Он имел в виду «Справедливую Россию», ЛДПР, КПРФ и «Яблоко».

- Мы будем работать с ними, но мы зовем их работать с собой, идти за нами, и мы будем лидирующей политической силой в России, которая станет бороться с «Единой Россией». И мы знаем, что только мы сможем ее победить, и мы обязательно победим! На этих выборах, наконец, родилась политика, родилась оппозиция. Мы точно знаем, что делать, мы точно знаем, как делать, – призывал Навальный.

В конце оппозиционер добавил, что если надо будет и если такое время наступит, то он обязательно призовет всех на несанкционированные митинги жечь файеры, переворачивать машины и ночевать на асфальте, но не сегодня. Поэтому после этого все послушно побрели в сторону метро. Сотрудники правопорядка лениво следили за митингующими. А те, в свою очередь, обсуждали итоги выборов и просто судачили о жизни.

- Надоела эта скотская власть, – жаловался старичок, которого корреспондент «БИЗНЕС Online» обогнала в толпе.

- 13 лет уже украдены, – сокрушался в ответ ему второй.

- Тут количество городских сумасшедших зашкаливает, – шепнул на ухо корреспонденту один из фотографов.