Заказчики республиканского и муниципального уровней Татарстана не обеспечивают высокой прозрачности при поведении тендеров. К такому выводу пришли авторы «Национального рейтинга прозрачности закупок» за 2013 год, передают «Ведомости. Поволжье». И те и другие организуют торги средней степени открытости – третий уровень из пяти. Из 83 субъектов РФ, участвующих в рейтинге, Татарстан занял 36-е место, а Казань – 35-е из 85 городов. На региональном уровне наиболее открытая система торгов в Москве, на муниципальном – в Нижнем Новгороде (но Нижегородская область – на 56-м месте).

Республиканское управление госзакупок в 2013 году провело 1806 торгов на общую сумму 3,9 млрд. рублей, самый распространенный предмет тендеров – поставка бензина (21,7% в объеме торгов) и транспорта (19%). Во втором полугодии 2012 года и в первом полугодии 2013 года почти 20% аукционов в Татарстане прошли при участии единственного поставщика, в среднем по субъектам этот показатель составляет 21,4%, сообщил председатель оргкомитета НРПЗ Антон Назаркин.

«Это умеренно-положительный факт, но на рейтинг влияли и другие критерии», – отметил он.

Например, доля процедур, не обеспеченных заявками, которая в республике выше средней — 11,7% (среднее значение — 9,4%). Больше в Татарстане и количество торгов, по которым на федеральном сайте закупок нет протоколов (2,7% против средних 2,5%), а вот среднее количество поставщиков, допущенных к электронным аукционам, наоборот: 2,4 против 2,6, говорит Назаркин.

По данным НРПЗ, закупочные цены в госсекторе в среднем завышены на 5,5%, а от 20 до 45% от суммы контракта составляет стандартный размер отката чиновнику за победу на торгах. Объем госзаказа в 2013 году НРПЗ оценивает в 6 трлн. рублей.

Справка

Организатор проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» – национальная ассоциация участников электронной торговли. Рейтинги прозрачности составляются с 2006 года при поддержке минэкономразвития, ФАС и Счетной палаты. НРПЗ оценивает открытость закупок в государственном, муниципальном и коммерческом секторах. Во внимание принимается общее количество закупок, количество участников, допущенных и не допущенных к торгам, среднее число поданных заявок и прочее. На основе этих данных регионы и муниципалитеты разбиваются на пять уровней прозрачности: гарантированная, высокая, средняя, базовая и низкая.