777.jpg
Сегодня в казанском офисе «Евротраста», куда удалось дозвониться газете «БИЗНЕС Online», сообщили, что банк закрыт

ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ В КАЗАНИ

Сегодня Центральный банк отозвал лицензию у Европейского трастового банка, у которого в Казани был офис, клиенты и партнеры из числа банков, осуществлявших денежные переводы по системе Migom. Расчетной кредитной организацией системы — Евротрастбанк — перестал обеспечивать своевременное исполнение обязательств перед партнерами еще в прошлом году. В результате в конце прошлого — начале нынешнего года от системы отключилось сразу несколько крупных банков Татарстана.

Тем временем, согласно информации с сайта Migom, в Казани партнерами системы являются 16 банков, 12 из которых зарегистрированы в Татарстане. Это Акибанк, Банк Казани, Булгар банк, «Кара Алтын», Камкомбанк, «Камский горизонт», Татинвестбанк, Интехбанк, «НОМОС», Татагропромбанк, Аврокредитбанк, Радиотехбанк, Росгосстрахбанк, «Солид», банк «РОСТ», Энергобанк, собственно сам Евротраст, а также небанковская организация «Сетевая расчетная палата». В Казани действуют 106 пунктов обслуживания клиентов Migom.

Евротраст — первый за последние годы банк, имеющий офис в Казани, у которого была отозвана лицензия. Таким образом, впервые с момента начала необъявленного крестового похода ЦБ против нарушающих его предписания и банковское законодательство банков эхо «большой стирки» докатилось до столицы РТ.

460.jpg
Чтобы увеличить картинку, кликните по ней мышкой

«ВОПРОСЫ К РУКОВОДСТВУ»

Сегодня в казанском офисе Евротраста, куда удалось дозвониться «БИЗНЕС Online», сообщили, что банк закрыт. На вопрос, как можно снять деньги, сотрудник банка посоветовал воспользоваться банкоматами Промсвязьбанка, по всем остальным вопросам — звонить в Москву. Тем временем в Промсвязьбанке газете «БИЗНЕС Online» заявили, что Евротраст не является их партнером, поэтому снятие средств возможно, но только с традиционной комиссией.

Правда, в любом случае снять сегодня деньги из Евротраста через любой банкомат было невозможно, хотя еще на прошлой неделе деньги выдавались, об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал один из клиентов банка на условиях анонимности. Он рассказал, что впервые с проблемами в банке он столкнулся в середине декабря прошлого года. Тогда банк на два дня задержал перечисления, объяснив ситуацию техническим сбоем. Причем о нем наш собеседник узнал от своих поставщиков, до которых перечисленные средства вовремя не дошли. Затем в конце декабря банк ввел ограничение по снятию денег с карточек в банкоматах — ежедневно можно было снять не более 200 тыс. рублей, причем 50 тыс. можно было снять наличными, а еще на 150 тыс. провести безналичные расчеты или перевести в другой банк. Затем с интервалом в неделю банк еще дважды вводил ограничение: до 50 тыс. рублей (20 тыс. наличкой), а затем и вовсе до 10 тыс. рублей.

10 января счет собеседника «БИЗНЕС Online» в банке был заморожен. По словам клиента, в банке осталось несколько десятков миллионов рублей, за время введения ограничения ему удалось снять не более 5 - 7% от хранившейся там суммы. Визиты в офис банка на улице Лево-Булачной результатов не приносили: «Сотрудницы банка неизменно говорили, что выплаты не производятся, почему — они не знают, вопросы к руководству». Сам клиент Евротраста надеется вернуть средства через возврат гарантированной государством суммы в 700 тыс. рублей, а также через реализацию банковских активов, встав в очередь пострадавших клиентов.

ДЛЯ БАНКОВСКОЙ ОТРАСЛИ ЭТО НЕ СТРАШНО

Приостановку работы системы Migom газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Тахир Гайнутдинов — основатель банка «Казанский» (ныне — «РОСТ»):

— Системы денежных переводов появляются, умирают, потом появляются новые. Я думаю, для банковской отрасли это не страшно, потому что деньги банков в них не замораживаются. Клиентские деньги — другое дело, но вины банков в этом нет. Поскольку банк-партнер системы от этого не пострадает, следовательно, нет рисков и для банковской системы. Поэтому проблемы системы денежных переводов Migom существенно на отрасли не отразятся.

Марсель Зиляев — директор филиала ОАО «Бинбанк» в Казани:

— Я бы не сказал, что система Migom была сильно распространена. У нас в Бинбанке этой системы нет. Что касается Европейского трастового банка, то отзыв его лицензии, насколько я понял из публикаций на эту тему, связан с противодействием легализации доходов, полученных незаконным путем. Причем этой деятельностью в банке занимались уже достаточно давно. Что здесь комментировать? Все правильно — банковская система очищается.

Если же говорить о том, заметен ли был Европейский трастовый банк в Казани или нет, то в части кредитования малого бизнеса, в розничном бизнесе мы не ощущали его сильного присутствия. Если бы их офис не находился в 200 метрах от нашего центрального офиса, наверное, я бы об их существовании не знал. Мы и своим клиентам говорим: прежде чем доверять банку деньги, выясняйте, насколько активно банк открывает офисы, насколько активно занимается классическими кредитными продуктами, комиссионными продуктами. Если банк не слышно и не видно, понятно, что не стоит туда деньги свои нести. Надо смотреть на рейтинги, особенно на международные. Надо оценивать публичность банка. Это ключевые вещи.

Анатолий Воронин — аналитик FIBO Group:

— Сервис Migom занимал на рынке моментальных переводов порядка 2 - 3 процентов объема и последнее время испытывал значительные трудности «технического характера». В результате этих сбоев происходила задержка выплат получателям переводов. По этой причине значительная часть банков, формально являющихся партнерами программы, фактически никаких операций не проводила либо в лучшем случае осуществляла прием переводов.

Сам сервис Migom не раскрывал цифр по направлениям, ограничиваясь общей статистикой ЦБ по перемещению средств всеми платежными сервисами. Сеть строилась на банках-партерах, которые включали этот сервис в свой пакет услуг. Судя по бухгалтерскому балансу за 2012 год, у Migom была крайне незначительная прибыль.

Евротраст — это банк из 90-х годов с довольно пестрым составом не очень богатых акционеров. Он занимал 190-е место по размеру активов на конец 2013 года. Можно предположить, что его проблемы связаны с обслуживанием компаний, аффилированных с акционерами, и неудачами в их бизнесе. С учетом того, что среди клиентов значительную часть занимали компании, оказывающие финансовые услуги, строительные, торговые и транспортные предприятия, наличие «сомнительных операций в наличной и безналичной форме, общий объем которых за 9 месяцев 2013 года превысил 7 миллиардов рублей», не кажется странным.

Банк еще с прошлого года приостановил прием вкладов и не препятствовал оттоку средств вкладчиков. Вероятно, была надежда на сохранение банка после сброса некоторого балласта, но, видимо, проблемы решить не удалось.

Елена Сабурова — региональный директор ООО «Казанский» Приволжского филиала ОАО «Промсвязьбанк»:

— До отзыва лицензии банк Евротраст являлся членом международных платежных систем Visa и MasterCard и в рамках спонсорской программы пользовался услугами процессинга Промсвязьбанка. С момента отзыва лицензии обслуживание карт и терминальных устройств банка Евротраст остановлено. Отзыв лицензии банка Евротраст никак не скажется на деятельности Промсвязьбанка и других спонсируемых банков. ПСБ работает в обычном режиме, обслуживание клиентов проводится по всем продуктам и услугам без ограничений.