Редакторы наших государственных газет "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан" — гимнасты на канате под куполом цирка. Страховочная сетка отсутствует в принципе. Смертельный номер. Бой барабанов и мурашечное замирание публики. Потерял равновесие — упал и разбился. Каждый ничтожный чиновник, оскорблённый сказанной о нём и его собратьях правдой, может наехать на редактора всеми своими понтами, спесью, чинопочитанием, низкопоклонством, бюрократизмом и привычной глупостью в смеси с врождённой и тщательно культивируемой наглостью.

Вы думаете, это только сейчас и только у нас? Как же. "…в Мадриде была введена свободная продажа любых изделий, вплоть до изделий печатных, и что я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности, должностных лиц, благонадежных корпораций, Оперного театра, равно как и других театров, а также всех лиц, имеющих к чему-либо отношение, — обо всем же остальном я могу писать совершенно свободно под надзором двух-трех цензоров". Это монолог Фигаро из "Женитьбы Фигаро" Бомарше. XVIII век. А проблема всё та же. Все понимают, что газета — важнейший идеологический инструмент, механизм разъяснения, просвещения, пропаганды и агитации. Чтобы этот инструмент работал, он должен быть интересным. Его должны рвать из рук, передавать один другому, обсуждать на кухнях, в курилках, чатах и блогах. Но для этого в нём должно быть какое-то интересное содержание! ИНТЕРЕСНОЕ! Захватывающее! Блестящее! Восхитительное! Заставляющее визжать от восторга, прыгать до потолка, бежать с газетой в руках на улицу, расшвыривая толпу, и орать: "Люди! Смотрите, что я нашёл! Вы ещё не читали?! Да вы идиот! Слушайте, я вам прочитаю! Вы получите кайф, вы будете бегать по городу, вы расскажете это всем своим знакомым, вы вывесите это в своём блоге и разошлёте SMS-ками по всем адресам вашей телефонной книги! Читайте и наслаждайтесь!"

А теперь идите в ларёк и купите "Республику Татарстан" или "Ватаным Татарстан". Прочитайте и попробуйте почувствовать в себе ощущения восхищения и полёта, вызываемые настоящей пропагандой. Ну, как, почувствовали? Вот то-то же.

В чём здесь причина?

Иные думают, что государственная пропаганда в принципе не может быть интересной. Это — враньё. Это ложь тех, кто в жизни не написал ни строчки, интересной хотя бы для себя самого. "Весёлые ребята", "Ленин в октябре", "Рождённый 4 июля", "Захват", "Крепкий орешек" — это всё государственная пропаганда. Ленинская "Правда" сыграла в идеологической подготовке революции главную роль, её передавали из рук в руки и шли за неё в тюрьму и ссылку. Кто бы её читал, не будь она захватывающе интересна? Во времена Хрущёва неоценимое значение в преодолении сталинизма, в изменении общественного сознания имела газета "Известия", главным редактором которой был Алексей Иванович Аджубей. Во времена Аджубея "Известия" не приходилось навязывать силком — читатели за газетой сами гонялись. Редактор хотел сделать своё издание "народной газетой" — и сделал: к моменту его прихода в "Известия" в 1959 году тираж немного превышал 2 млн. экз., а когда Аджубея сняли в 1964 году вместе с Хрущёвым, тираж достиг 8 млн. экз.! И это вовсе не был, как сейчас говорят, "фуфел"; это был реальный тираж, это были реальные читатели.

И как рождение СССР было освещено популярностью коммунистической пропаганды, так и закат его был связан с тоскливыми, тусклыми, невыносимо скучными пропагандистскими изданиями, которые навязывались силком, и которые никто не читал.

Ну, а уж как перестроечная печать способствовала развалу СССР, — об этом-то все знают. А ведь это тоже была государственная пропаганда!

Тогда в чём же дело? Почему нынешнюю государственную пропаганду не удаётся сделать интересной? Что, редакторы плохие? Недостаточно талантливые, недостаточно умные?

И это — тоже враньё. Ложь тех, кто мечтает занять их место. Да чтобы выжить на должности главных редакторов государственных газет в нынешнем их положении, нужно быть семи пядей во лбу! Человек с меньшим умом и талантом вылетел бы из такого кресла после выпуска первого же номера, как таракан летит от щелчка пальцем в другой конец комнаты!

Главная причина бед — это пониженный статус "РТ" и "ВТ". Считаясь государственными пропагандистскими изданиями, на деле они — золушки государства. Редакторов связывают по рукам и ногам, а потом кричат: "Бегите! Что же вы остаётесь на месте?!" Когда каждый чиновник может запросто высказать главному редактору ГОСУДАРСТВЕННОГО издания своё чиновничье "фи" и ничего ему за это не будет, государственный пропагандистский орган перестаёт быть государственным пропагандистским органом. Он становится ОРГАНОМ ЧИНОВНИКОВ. Они сами о себе там пишут и сами же это не читают. Не говоря обо всех остальных, которые благостные сказки из жизни чиновничества не будут читать даже под страхом увольнения с работы.

Всегда и везде успехи государственной пропаганды связаны с максимально высоким статусом пропагандистского издания. Его редактор вхож к главе государства, получает указания непосредственно от него, и никакой чиновник уровня ниже главы государства не вправе ему указывать, что и как писать. Только тогда у редактора развязаны руки, и он может проводить государственную политику интересно, а стало быть, эффективно, — а не так, как это нравится чиновникам. Аджубей был зятем Хрущёва и членом ЦК КПСС. Чиновники его ненавидели — и было за что. Поэтому Аджубей улетел с должности вместе с Хрущёвым. Перестроечные редакторы все как один были на короткой ноге с Горбачёвым. Голливудские режиссёры и редакторы ведущих американских газет могут послать по любому адресу любого чиновника, зато получают указания непосредственно из Белого дома. А некоторые, вроде хозяина New York Times Артура Сульцбергера, могут позволить себе и президентские указания проигнорировать. О ленинской "Искре" и говорить нечего. Дело доходило до того, что руководство газеты имело практически равный статус с руководством партии!

Как сделать, чтобы государственная пропаганда стала действительно пропагандой, острой, яркой и интересной, передаваемой из уст в уста, обсуждаемой на кухнях, в курилках и в Сети?

Очень просто. Рецепт известен, велосипед изобретать не надо. Подчинить государственные издания непосредственно президенту. Сделать редакторов газет членами какого-либо важного государственного органа, статус которого в принципе исключил бы у чиновников любого ранга охоту давать его членам хоть какие указания. Указывать редакторам государственных газет имеет право только президент, и это вовсе не должно быть мелочной регулировкой деятельности изданий, крохоборством и выискиванием блох. Не президентское это дело, для этого редактор государственной газеты есть. Дело президента — давать указания стратегические, на то он и поставлен.

Вот, например, сейчас всё общество крайне нуждается в решении проблемы кризиса. И как эта проблема решается в "РТ" и "ВТ"? А никак. Возникла ли на страницах сих изданий острая общественная дискуссия о причинах кризиса и путях выхода из него? Нет, не возникла. Найдены ли какие-нибудь неожиданные и эффективные решения? Нет, не найдены. Да и откуда им взяться, ежели дискуссии нет? А откуда взяться дискуссии, если любой чиновник убьёт её до рождения?

А будь эти газеты государственными, а не чиновничьими — то есть подчиняйся они главе государства, а не чиновникам, — всё было бы по-другому. Вызвал бы Минтимер Шарипович редакторов двух своих газет и сказал бы: "Сами знаете, какое у нас положение. Как тут быть — никто не понимает. Нужно найти решение. В одиночку этого не сделать. А ещё необходимо сплотить народ, не допустить паники и опускания рук. Сделайте так, чтобы была широкая общественная дискуссия, чтобы прозвучали все мнения, включая самые крайние. Тогда есть шанс решение отыскать. И не бойтесь критиковать кого бы то ни было, я даю вам карт-бланш. А уж я позабочусь, чтобы никто не помешал вам работать. Но с вас — дискуссия и реальные тиражи!"

И получи наши редакторы такое указание, — можете не сомневаться: задача была бы решена. Тиражи бы взлетели, как у аджубеевских "Известий", а Минтимер Шарипович, следя за дискуссией, радовался бы острым, ярким, интересным материалам, получал бы бесценную информацию, которую не добудет никакое ФСБ, узнавал бы реальное мнение политиков, экономистов, чиновников, всего татарстанского народа и смог бы принять решение, основанное на полном учёте положения вещей.

Почему этого до сих пор не сделано?

Бросать на произвол судьбы — а в существующих условиях на верную гибель — такой ресурс, как ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕЧАТЬ, — это безответственное разбазаривание самого драгоценного достояния Татарстана — мозгов татарстанского народа. Не иначе, как у нас их слишком много, что мы ими разбрасываемся. Не пора ли, наконец, вернуть государственным газетам их исконное предназначение — быть инструментом развития государства, страны и народа?

04.05.09

Владимир Марченко

 

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.

Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.

Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.

В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.