Извечный спор, - особенно ярко разгоревшийся в XIX, жарко пылавший,  особенно на территории советской государственной системы в течение XX века, и возобновившийся в начале  III-го тысячелетия на территории России, - о чем он? Об интеллекте и интеллектуальной деятельности, о творчестве и креативных людях, об интеллигентности и интеллигенции. Этих понятий никто не отменял, и спору этому, слава богу, не двести лет, а значительно больше. Вспомнить только слова Эзопа: «Ксанф, выпей море», - и комментарии излишни.

Интеллигенция (лат. intelligentia - понимание, познавательная сила, знание, от intelligens — умный, понимающий, знающий, мыслящий), общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин «интеллигенция» был введен в обиход русским писателем П.Д. Боборыкиным (1860-е) и из русского перешел в другие языки / http://enc-dic.com/enc_rus/Intelligencija-276/.

С другой стороны, интеллигентность - совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями культуры. Первоначально интеллигентность - производное от понятия интеллигенции, означающего условную группу, объединяющую представителей свободных профессий - ученых, художников, писателей и пр. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств: 1) обостренное чувство социальной справедливости; 2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей; 3) следование велениям совести, а не внешним императивам; 4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; 5) способность к состраданию; 6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий интеллигенции и интеллигентности. Под первым стала пониматься роль социальная, под вторым - особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь некоим сословиям и профессиям, со временем стали характерными и для представителей прочих слоев общества.

Интеллигентность часто приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Но образованность не является ее необходимым, тем более - достаточным атрибутом: интеллигентность может быть присуща любому члену общества. Ныне закрепленность признаков интеллигентность за представителями неких классов, "прослоек", профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов - не более чем стереотип обыденного сознания. В сталинский и после сталинский период отечественной истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как "прослойки" между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому интеллигентность фактически не выступала как социально желаемое качество и образец для подражания. В период господства командно-административной системы при показном расположении к интеллигенции она неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития. В связи с перестройкой всех сфер общественной жизни начали было складываться возможности для превращения интеллигентности в общезначимую ценность для сознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества; однако последующий ход перестройки, поставил интеллигенцию в гораздо худшее - по крайней мере, с материальной позиции - положение, так что ей может грозить буквально голодное вымирание или перерождение в нечто отличное от интеллигенции. Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный интеллигентности интернационализм и сходные качества шовинизма вступает в противоречие с националистическими устремлениями. Ориентация носителей интеллигентности на общечеловеческие ценности противоположна стереотипам антагонизма и вражды / http://enc-dic.com/enc_psy/Intelligentnost-9553/.

Что такое креативность в современном понимании этого термина? Синонимом этого понятия можно назвать творчество, но к просто творчеству необходимо добавить несколько сопутствующих креативности свойств человека. Например, неординарность, мобильность (способность быстро переключаться с одной задачи на другую), эрудиция, компетентность, уверенность в себе. Если просто творческий человек может быть замкнутым, задумчивым, нелюдимым, но при этом «производить на свет» шедевры музыки, поэзии, рисунка, любого мастерства (вышивания, рукоделия, оригами и т.д.), то креативные люди – всегда общительны, находятся среди людей, актуальны и безумно интересны.

Творческий человек наделен от природы даром, талантом к какой-то деятельности, а креативный человек достигает своего мастерства самостоятельно, имея знания, развивая навыки, совершенствуя себя. Другими словами, творчество – нечто врожденное, а креатив – приобретенный навык. Это совсем не говорит о том, что креативным может стать каждый. Определенные предпосылки к этому навыку должны родиться вместе с человеком. Например, смелость – если человек зависим от мнения большинства и боится представить свои работы на обозрение публики, то он останется только талантливой личностью. Хотя шанс стать креативщиком можно предоставить каждому, но чтобы это произошло в жизни размеренного, заурядного человека, он должен пережить некий «стресс», чтобы его мировоззрение резко поменялось.

Креативные люди очень востребованы в качестве сотрудников в самых различных сферах. Требование «креативность», «неординарный подход» к кандидатам на должность, часто фигурирует в объявлениях о поиске сотрудников. Работодатели подразумевают под этими качествами, что соискатель сможет быстро влиться в работу, вникнуть в суть функционирования предприятия и приносить пользу. Часто от креативных людей руководители ожидают умения генерировать идей, то есть, ставя перед сотрудниками задачу, креативный коллектив тут же набрасывает варианты ее решений, обсуждая и анализируя которые вычисляется наиболее подходящая стратегия дальнейших действий / http://nashiotnoshenia.ru/ .

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.

По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад / Torrance E. P. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964 /. Также рекомендуем смотреть материал: https://youtu.be/PoV5t1Bpxvw .

Самым дефицитным «сырьем» для промышленных предприятий, фирм и корпораций, производящих наукоемкую продукцию, постепенно становятся коммерчески ценные идеи. Они оформляются патентами, свидетельствами, лицензиями на право производства и коммерческой реализации оригинальной или уникальной продукции, в также в виде ноу-хау и договоров на их передачу.

В действительности рынок объектов интеллектуальной собственности (далее — ОИС) можно назвать первичным, т. е. базой, основой для объектов рынка товаров или услуг, ведь появлению любого нового товара или услуги предшествует идея. Правда, из каждых 100 идей разрабатывается не более одной. Далее, из каждых 100 новых товаров, в которых воплощены новые идеи, рынок отвергает свыше 90%. Согласно некоторым американским оценкам, лишь 15—30% «потенциально полезной технологии», созданной в ходе исследований и разработок, находит практическое применение. Остальные 70—85% не используются не только потому, что экономически неэффективны, но в значительной степени потому, что потенциальные потребители не знают об их существовании. Даже запатентованные новшества используются во всем мире едва ли на 3—5%.

На дорыночной фазе технология еще не представляет собой товар, она лишь потенциально может стать им, но может и не стать. В дорыночной фазе происходят оценка и отсев идей, осуществляются все необходимее научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По мере приближения к рыночной фазе затраты лавинообразно растут и одновременно увеличивается уверенность в успехе, новация приобретает все более зримые формы, воплощаясь в прототипе, полезной модели, патенте и т.д.

К моменту выхода на рынок расходы на создание технологии быстро увеличиваются, и данная стадия — выход на рынок — является критической. Если рынок отвергает новый продукт (процесс), то все затраты становятся бросовыми и лишь отягощают общий перечень издержек и накладных расходов. В случае успешного внедрения на рынок спрос на технологию быстро возрастает и достигает некоего максимума. Соответственно изменяются и ценовые параметры, а значит, и прибыль. Затем начинается старение продукта, возрастает конкуренция со стороны продуктов-имитаций, снижаются объемы продаж. В конце концов, продукт снимается с производства и заменяется новым.

Изучая объекты интеллектуальной собственности, мы сталкиваемся с таким феноменом, как их высокая доходность. Можно привести несколько примеров успешного использования интеллектуальной собственности. Фирма Texas Instruments (США) к середине 80-х годов стала преследовать компании, незаконно использовавшие ее интеллектуальную собственность. Урегулирование предъявленных исков помогло Texas Instruments получить значительные доходы. В 1991 г. поступления составили 256 млн долл. Общий доход, полученный компанией от использования ОИС за 1986—1993 гг., составил 1,2 млрд долл. В начале 90-х годов компания INTEL ежегодно вкладывала 1 млрд долл. на контроль за производством микропроцессоров. Несмотря на такие огромные затраты, ставка доходности компании, по данным, которые она представила в налоговые органы, составила 25%В 1988 г. большое внимание во всем мире привлекла борьба между Nestle и Jacobs-Schard относительно приобретения британской компании Rowntree, которая имела известный товарный знак Kit Kat (продукт питания, выпускаемый с 1935 г.). В итоге Rowntree была продана приблизительно за 2,5 млрд фунтов, что в 2,5 раза превысило стартовую цену и в 8 раз балансовую стоимость материальных активов.

Именно высокой доходностью ОИС объясняется тот удивительный факт, что если годовые темпы роста мирового промышленного производства не превышают 2,5—3°о, то мировая торговля лицензиями на право использования промышленной собственности и технологии растет темпами, достигающими 12% в год.

Специально организованный экспертный опрос 124 ведущих специалистов 37 разнопрофильных российских предприятий позволил установить, что средняя доходность объектов интеллектуальной собственности в 2,4 раза выше средней доходности материальных активов. Возникает логичный вопрос: чем объясняется такая высокая доходность от использования ОИС на предприятии?

Природа высокой доходности ОИС заключается в их двойственном характере. С одной стороны, ОИС — это часть ресурсного потенциала предприятия, использование которого в производстве способствует выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. С другой стороны, ОИС могут являться самостоятельным предметом купли-продажи (т. е. товаром), сделкам с которым органически присуща высокая доходность, а «веерный» характер продаж обусловлен, прежде всего, отсутствием у товара- ОИС натурально-вещественной формы. Если обычный (материальный) товар обменивается на деньги однократно и при этом переходит к другому собственнику, а значит, не способен повторно приносить доход его бывшему владельцу, то товар - ОИС, имея абстрактную форму выражения (в виде прав), может обмениваться любое количество раз, причем при каждой сделке собственник товара - ОИС получает денежное вознаграждение. Кроме того, если право собственности на обычный (материальный) товар может быть передано только одному лицу, то право пользования объектом интеллектуальной собственности может перейти к неограниченному кругу лиц на основании специального разрешения (лицензии или лицензионного договора), причем при сохранении всех прав собственности у прежнего правообладателя. В результате этого проданный ОИС используется и продавцом и покупателем одновременно.

Доведение до товарного вида результатов интеллектуальной деятельности на самих предприятиях и их последующая продажа не требуют больших затрат. Ведь предметом купли-продажи в руках делового человека могут стать самые обычные на первый взгляд вещи, например, коммерчески ценные идеи (не обязательно ноу-хау или запатентованные разработки, главное — чтобы информация такого рода не относилась к числу общеизвестной), знание слабостей или хобби клиентов, способы и приемы продажи своей продукции. Такая информация добывается практически без затрат или даже случайно, однако владение ею дает фирме большие преимущества перед конкурентами. /http://economy-ru.com/

В итоге, интеллектуальный труд - труд, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является мозг, преобладают затраты умственной энергии, а продуктом труда является изложенная на бумаге мысль (идея), для передачи другим или воплощенная в чем-то (на полотне, в мраморе, ноу-хау и т. д.)  /http://abc.informbureau.com/html /eioaeaeooaeuiue_odoa.html ).

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции