Картину из БСИИ ASG, определенную на французском аукционе как произведение немецкой школы XVIII века, атрибутировал известный искусствовед доктор искусствоведения, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина профессор Вадим Садков. Ее автором является художник Кристиан ван Донк
Коллекции Большого собрания изящных искусств составят основу исторических интерьеров восстанавливаемых Инвестиционной группой компаний ASG объектов культурного наследия.
К. ван Донк «Менялы». Середина XVII века. Холст, масло, 94х118. БСИИ Инв. № 04-0854
Атрибуция художественных произведений – один из важнейших моментов в жизни самих произведений и всех, кто к ним причастен: коллекционеров, музеев, искусствоведов. От названия картины, имени художника, времени ее создания зависит ее ценность и, очевидно, судьба.
Атрибуция в музееведении — описание экспоната по ряду признаков, к числу которых принадлежат: название, техника изготовления, стиль и, главное, авторство. Произведение «Менялы» поступило в БСИИ в 2010 году. В случае, когда на картине отсутствует подпись художника, нет владельческих знаков, атрибуция осуществляется на основе стилистического анализа – манеры письма, технологии мазка, композиционного построения и т.д. Серьезным подспорьем являются и аналоги, авторство которых известно. Именно это позволило атрибутировать картину из БСИИ как произведение Кристиана ван Донка.
К. ван Донк «Менялы». Дерево, масло
65,5×92,5 см. 5 июня 2008 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby’s,
лот 31. 43,750 $ (эстимейт 20,000 – 30,000 $)
Работа «Менялы» Кристиана ван Донка проходила на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке еще в 2008 году и была продана за 43,750 $ при эстимейте в 20,000 – 30,000 $. Картину удалось атрибутировать благодаря исследованиям Фреда Мейжера – сотрудника Нидерландского института истории искусств в Гааге (RKD-Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis). О самом ван Донке, работавшем в середине XVII столетия, не известно практически ничего. Более подробно о картине из БСИИ и ее реставрации в Международном институте антиквариата можно прочитать на информационном портале «Мир искусств» здесь.
Как произведение немецкой школы картина «Менялы» экспонировалась на выставке «Спасенная красота: единство исторической и эстетической целостности реставрационной политики Международного института антиквариата ASG» в Казанской ратуше 11 февраля 2013 года. Выставка вошла в программу научно-практической конференции «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент сохранения объектов культурного наследия России», подготовленной Инвестиционной группой компаний ASG совместно с Министерством культуры РТ и мэрией Казани.
Участники конференции смогли представить, какие предметы – настоящие шедевры западноевропейского изобразительного и прикладного искусства – составят интерьер 26 исторических зданий, работа над восстановлением фундаментов, кровель и фасадов которых шла тогда полным ходом. Богатство коллекций БСИИ – картины, часы, мебель, фарфор, художественная бронза и т.д. – позволяют не просто наполнить исторический интерьер красивыми ценными вещами, но восстановить его по принципу декоративного комплекса – в полном соответствии со временем постройки дома и его архитектурным стилем.
Президент РТ Рустам Минниханов на выставке произведений из БСИИ ASG «Спасенная красота…» (Казанская ратуша, 11 февраля 2013 года)
Так, первый объект, восстановление которого уже завершено, - дом Банарцева - построен во второй половине XIX века - времени господства стиля историзма. Это нашло выражение в решении его интерьера: столовая в стиле Генриха II, салоны в стиле ампир и реставрация.
Объектом охраны в зданиях, переданных ИГК ASG, выступают только фасады домов, но инвестор принял решение восстановить и исторические интерьеры (лето 2014 года)
Стилевое решение салона с камином подчинено строгим линиям ампира
Так он выглядит сегодня
Подобное решение интерьера нашло поддержку во время Второго международного съезда реставраторов, проходившего в Казани в сентябре прошлого года. Владелец подмосковной усадьбы Середниково потомок и тезка поэта Михаил Лермонтов во время экскурсии в дом Банарцева оценил усилия реставраторов, которые в отсутствии иконографических источников представили интерьеры как реплики казанских домов: парадная лестница по образцу той, что находится в усадьбе Сандецкого, дубовые двери, характерные для богатых дворянских особняков.
Михаил Лермонтов считает, что архитекторам-реставраторам ASG удалось воплотить в доме Банарцева «казанский стиль» - реплики лучших интерьеров городских особняков второй половины XIX века
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.