Инвестиции в сохранение объектов культурного наследия – одно из основных направлений деятельности Инвестиционной группы компаний ASG. Системный характер этой работы апробирован в таком беспрецедентном по сложности и масштабу проекте, как восстановление исторического центра Казани в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве с мэрией города под патронажем Президента республики (с 2012 года восстанавливаются 26 исторических зданий, среди которых есть объекты культурного наследия федерального, республиканского и городского значения).

Накопленный опыт позволил ASG стать одним из основных партнеров Правительства Московской области в реализации губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья» (с 2013 года компания восстанавливает десять усадеб).

В течение прошедших пяти лет практически каждое 18 апреля служило поводом для осмысления этой гигантской работы: сколько уже сделано и что еще предстоит? Пять лет назад в этот день издание «БЕЗФОРМАТА.RU» писало, что ASG взяла на реставрацию еще три исторических здания в центре Казани, таким образом, у компании стало 17 объектов, фасады и кровлю которых она восстановит к 15 июня 2013 года – открытию Универсиады. В действительности к этой дате число объектов культурного наследия составляло уже 26, все договорные обязательства были выполнены в полном объеме.

Главный итог этой работы – объекты удалось спасти от окончательного разрушения, вернуть им задуманный некогда облик. Фотографии зданий, многие из которых украшали наш город в течение столетий, начала реставрационного периода убедительнее всяких слов доказывают, как близко они подошли к «точке невозврата» - не просто изуродованные фасады, а отсутствовавшие дверные и оконные заполнения, кровля, фрагменты стен и т.д.

Фотографии дома по улице Чернышевского, 28 представляют объем реставрационных работ: от градоформирующего здания XVIII века к февралю 2012 года оставалась только наружная стена

Масштабная реставрационная программа ASG, проходившая под девизом «Возродим Старую Казань», объединила бизнес, властные структуры, науку и общественность города. Осуществить такой объем в столь краткие сроки, как неоднократно подчеркивали владелец компании Алексей Сёмин и генеральный директор управляющей компании Алмаз Давлетшин, было бы не возможно без поддержки Президента РТ Рустама Минниханова. В практику вошли регулярные обходы исторического центра с его участием, и многие проблемы решались прямо на месте. С 2013-2014 годов компания приступила ко второму этапу восстановления своих объектов.

Дома перестали вызывать опасения за их судьбу, но возникли не менее важные проблемы с подключением их к коммуникациям, что в перегруженном историческом центре всегда непросто, согласованием проектной документации, получением разрешений на реставрационные работы и т.д. При этом видимых изменений на объектах не отмечалось, что дало почву для различных слухов. Уже к лету 2015 года в пресс-службу компании стали обращаться с вопросами, на какой срок приостановлены работы и даже кому здания могут быть переданы после ASG. Между тем, компания регулярно отчитывалась о ходе восстановительных работ, которые не прекращались ни на один день, просто они не были столь очевидными, как приведение в порядок фасадов и прилегающей территории. Получение разрешений на работы по сохранению ОКН, прокладка коммуникаций и т.д. занимали многие месяцы. Практически в каждом здании ASG есть предметы охраны – лепнина, ковка, мозаичный пол и т.д., поэтому проект их восстановления требует согласования с Министерством культуры РТ.

В то же время объяснимы беспокойство журналистов и общественности: исторические здания, восстанавливаемые ASG, находятся в центральной части города, многие в охранной зоне Кремля, где интенсивный туристский трафик, острая потребность в объектах досуговой и опять же туристской инфраструктуры, хочется, чтобы они не просто формировали историческую декорацию улицы, но использовались в качестве апарт-отелей, экспозиционных и торговых пространств, кофеен и книжных лавок и т.д.

Так как же можно оценить путь длиной в пять лет – это много или мало? С этим вопросом мы обратились к дизайнерам, архитекторам-реставраторам, музейщикам.

Расых Салахов, к.п.н., доцент, лауреат международных и всероссийских конкурсов, заведующий кафедрой дизайна и национальных искусств ИФМК им. Льва Толстого КФУ

- Восстановление исторического центра Казани – это одна из самых уникальных программ сохранения культурного наследия, которую я знаю. Особо хочется подчеркнуть вклад ASGи лично Алексея Сёмина. Еще в самом начале он сказал в одном интервью, что, когда здания будут восстановлены, обязательно скажут, что Сёмин хапнул их за бесценок. Так оно и выходит, часто слышишь: «Конечно, у него есть деньги…». Но деньги есть у многих в республике, а так вкладываться в родной город не спешат. При этом в реализации программы есть не только финансовая сторона. Каждому зданию вернули его исторический облик, для этого привлекли ведущих архитекторов, работали в архивах. И вот уже с лета 2013 года они радуют и горожан, и туристов – восстановлены экстерьеры, облагорожена прилегающая территория, смонтирована архитектурная подсветка, подчеркивающая красоту каждого здания.

Для нашей кафедры и процесс восстановления зданий, и результат являются настоящей лабораторной базой. Наши студенты изучают научные проекты реставрации зданий, которые выполнены в разных архитектурных стилях, пишут особняки во время пленеров, мы неоднократно были на экскурсиях, которые специалисты ASG устраивают по своим объектам. Проекты научной реставрации с фотографиями до и после восстановительных работ дважды выставлялись в нашей галерее «Манзара», ведь когда ходишь по улице, невозможно охватить взглядом все здание, оно иногда, как Адмиралтейская контора, занимает целый квартал. Посещали дом Банарцева, где восстановлен не только экстерьер, но и интерьер здания с уникальной мебелью в стиле ампир на основе собственной корпоративной коллекции.

Фасад Адмиралтейской конторы – объекта культурного наследия федерального значения – был обезображен заложенными или вновь прорубленными оконными проемами

Шедевр классицизма, да еще увенчанный Большой Императорской короной с Зилантом, здание является теперь украшением исторического центра Казани

Результаты научной работы отражаются в журнале «Мир искусств», материалы которого используются студентами при выполнении курсовых и дипломных проектов. Нам приятно, что лучшие работы студентов – 3D-модели объектов, выставок, живописные и графические работы - используются в журнале. Совместно с Международным институтом антиквариата мы организовали научный проект – международную научную конференцию «Сохранение художественно-исторической среды города как духовного фактора культуры», прошло уже две таких конференции и по растущему числу участников, российских и зарубежных, мы поняли, что она необходима, с 2017 года конференция станет ежегодной. Тем более, что практическая часть конференции – восстановление объектов культурного наследия ASG– все время меняется. Участники первой конференции видели интерьер дома Банарцева в процессе отделочных работ, а через два года он уже был полностью готов, причем наполнен предметами музейного уровня.

Наша кафедра также участвует в реставрационной деятельности, преподаватели и студенты создают проекты научной реставрации объектов культурного наследия и в Казани, и в районах нашей республики. В частности, дом Муллина, дом Бакирова, объекты в Старо-Татарской слободе. Но у нас, к сожалению, нет возможности влиять на то, чтобы реставрация полностью соответствовала проекту, происходят нежелательные изменения: в силу отсутствия средств, или необходимости ускорения работ и т.д. А здесь реставрация, финансирование, эксплуатация находятся в одних руках, поэтому результат впечатляющий.

Карина Мусина,архитектор-реставратор, Заслуженный архитектор РТ

- Материальное наследие имеет свой срок и в нем могут произойти необратимые изменения, после чего восстановить объект будет невозможно. Поэтому очень важно, что в результате президентской программы у исторических зданий Казани появились собственники. Я не очень близко знакома с вашей деятельностью, но насколько знаю, А.В. Сёмин понимал, что работа предстоит длительная, затратная, не всегда благодарная. Но вашим зданиям, считаю, повезло: объекты подвели под кровлю, проводятся превентивные работы – укреплены фундаменты, заполнены дверные и оконные проемы, очищены подвалы, где они есть, чердаки, приведены в порядок уличные фасады.

Не только реставрация, но и само содержание исторического здания – дорогостоящий процесс, затраты только на поддержание чистоты составляют не один миллион рублей

Интересно, что и в Европе практикуется восстановление фрагмента фасада или интерьера, для того чтобы найти средства для продолжения реставрационных работ.

То, что работы продолжаются, и никто сейчас не скажет, когда они будут завершены, абсолютно нормально. Еще в Царском своде законов Российской империи написано, что вновь созданное здание должно перед отделкой просохнуть в течение года. У нас часто что-то восстанавливают в авральном режиме – к юбилею, к какому-то событию. Наскоро реставрацию не делают. Здание должно дать усадку, в кладочном растворе должны произойти химические реакции. Нет ничего плохого в том, что здание какое-то время «отдохнет», осядет, высохнет.

Так велась работа по поддержанию зданий-памятников в советский период в реставрационной мастерской объединения «Росреставрация». Старообрядческий храм – собор Покрова Святой Богородицы (Казань) - был в предаварийном состоянии, реставрационные работы община ведет уже 35 лет сначала силами реставрационной мастерской, потом общины. Реставрационная работа ручная, неспешная. Восстановлена гидроизоляция фундаментов, просушены стены, устранены протечки в кровле, сделана реставрация кирпичной кладки. Община привлекает искусных мастеров-ремесленников, когда работа будет закончена, не могу сказать. Но мы уберегли здание от окончательного разрушения. Объекты под Санкт-Петербургом восстанавливаются с середины XX века до сих пор. Специалисты всего мира следят за работой 170 реставраторов из Италии над интерьерами небольшого храма Рождества Христова в Вифлееме. Она уже ведется несколько лет, и планируется завершиться лишь в 2019 году.

На объектах ASG реставрационные работы финансируются и осуществляются одним собственником, поэтому есть возможность вести работы планово, качественно, применяя методы научной реставрации.

Степан Новиков, архитектор-реставратор

Необходимо отметить, что компания ASG выполнила огромный фронт работ в области сохранения культурного наследия Казани, который даже трудно сравнить с чем-либо, так как программа восстановления исторического центра Казани уникальна для России. Реставрировать такое количество объектов культурного наследия за столь небольшой срок – этого не удавалось сделать ни в двух российских столицах, ни тем более в регионах России.

Своим комплексным отношением к сохранению наследия компания ASG задала тренд в Казани на бережное отношение к памятникам архитектуры. Если бы все эти объекты не были приведены в порядок к 2013 году, то, вполне вероятно, мы бы их полностью утратили. Они или бы разрушились сами, так как были в аварийном состоянии, или бы их снесли, поскольку невозможно было оставлять их в том виде, в каком они были на начало программы. Также вероятно, что они бы сгорели в результате поджога или просто неосторожного обращения с огнем тех асоциальных групп, которые использовали их как места обитания. Примеров масса как из периода подготовки к тысячелетию города, так и современного, например, недавний пожар на фабрике братьев Крестовниковых.

Не менее масштабным и инновационным был этап проектных реставрационных работ. Был поднят большой пласт архивных документов, интенсивно велась работа в области натурного исследования и постоянной фиксации процесса работ. Многие памятники были подробно обследованы впервые, все материалы становились достоянием специалистов и общественности посредством их публикации в научном журнале «Мир искусств». Ни одна проектная организация в стране до сегодняшнего дня не является столь открытой обществу в аспекте всех решений, что свидетельствует об профессионально-честном подходе и заботе о полной сохранности предмета охраны объектов до начала работ и после.

Также хотелось бы отметить, что на всех объектах применялись исключительно аутентичные материалы, никакого пластика и полиуретана. Восстановлены множество давно утраченных архитектурных элементов (балюстрады, балконы, навесы, аттики, различные лепные группы и др.). Восстановлены градостроительные характеристики объектов, снесены поздние напластования. Все объекты, на которых закончены фасадные работы, приобрели достойный архитектурный облик. Не могу не сказать, что на многих объектах культурного наследия Казани ситуация абсолютно иная. Часто можно встретить пластиковые окна да ещё с современной расстекловкой, на ряде объектов достроены мансарды и антресоли, которые искажают архитектурный образ памятника, не говоря о том, что многие собственники не идут на восстановление утраченных балконов, исторических решёток и т.д.

Что касается сегодняшнего состояния объектов, то в целом охарактеризую его как удовлетворительное. Практически все объекты находятся в законсервированном состоянии (вставлены окна, установлена крыша, выполнены фасадные работы). На ряде объектов продолжаются восстановительные работы, хотя и не так интенсивно, как 2013 году, но всё же движение есть. В доме Банарцева выполнены классические интерьеры, которые выступают в симбиозе с внешним обликом и с современной технической начинкой, что позволяет использовать его для различных нужд города. В связи с тем, что объекты не отапливаются, на фасадах начинают появляться различные дефекты: местами отходит краска, проявляются швы. Этот факт естественен, пугаться его не стоит, со дня завершения фасадных работ прошло уже более четырех лет. При завершении реставрационно-строительных работ неизбежны мероприятия по приведению в порядок фасадов, но они уже будут носить косметический характер, что несоизмеримо с проделанными работами.

Дом Ажгихина – образец старинной городской усадьбы с торговой и доходной функцией, в процессе реставрации выяснилось, что фактически здание состоит из пяти самостоятельных объектов разных периодов

Выделять какой-то один объект очень сложно, так как не было одинаковых объектов, каждый индивидуален и на каждом имеются свои маленькие победы и открытия. Так, например, в доме Ажгихина (ул. Пушкина, 38) удалось установить, что в основе здания находятся более пяти объектов, также на этом объекте восстановлены балконы, лепные розетки, витрины первого этажа и др.; на Московской, 37 восстановлены утраченные боковые скульптурные группы купидонов на завершающих башнях, восстановлены исторические входы с коваными навесами, установлены вазоны на столбах (само ограждение балюстрады еще не установлено); самыми неожиданными и сложными были объекты на ул. Тукая, 81-87, в кратчайшие сроки были выполнены работы по разборке верхних этажей, обмеры и работа в архивах шли параллельно, и к Универсиаде объекты приобрели прежний усадебный вид, восстановив тем самым историческую перспективу улицы Тукая.

В целом хочется верить, что каждый исторический объект ASG обретет свою достойную функцию, которая вернет в них жизнь, а компания, преодолев все экономические и юридические проблемы, продолжит интенсивно реанимировать историческую среду города присущим ей системным подходом.


В феврале 2012 года здания по улице Тукая, 81-87 выглядели как типовые дома советской застройки

Демонтаж надстроенных этажей, в результате чего улице Тукая вернули историческую перспективу

Роман Копылов, заведующий музеем КАРБДТ им. В.И.Качалова

- Казанский Большой русский драматический театр имеет непосредственное отношение к одному из объектов, который сейчас реставрирует группа компаний ASG, это дом на улице Лобачевского, так называемые номера Михайлова, где два театральных сезона жил великий артист Василий Качалов, имя которого наш театр носит с 1948 года.

Театр заинтересован в сохранении здания, а важность сохранения памятников архитектуры нашего города в целом - неоспорима. Деятельность ASG вносит свою духовную лепту в исследование исторического развития Казани. Их работа, направленная в том числе на восстановление материальной культуры и истории нашего города, пробуждает интерес к нашей общей истории и ведет к духовному объединению нации .

Сотрудниками ASG было проведено несколько экскурсий, в том числе совместно с КАРБДТ им. В.И.Качалова. Состоявшиеся летом 2015 года две экскурсии «Русский театр в Казани» получили большой отклик у гостей и жителей города.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции