Одно из самых непримиримых и фундаментальных противостояний, пронизывающих века и общественные формации, — это противостояние полов, уверен политолог Руслан Айсин. А так называемое гендерное равноправие — фактор усиливающегося женского господства. О том, почему мужчина в современном обществе отказался от своего назначения лидера, какой уникальный духовный институт создали татарские женщины, как проявляется андрогинность человека, рассказывает автор «БИЗНЕС Online».
Одно из самых непримиримых и фундаментальных противостояний, пронизывающих века и общественные формации — это противостояние полов, уверен политолог Руслан Айсин
«МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНА НЕ РАВНЫ, ОНИ РАЗНЫЕ»
Одно из самых непримиримых и фундаментальных противостояний, которое пронизывает все века и общественные формации, — это противостояние полов. Мужчины и женщины. Эта борьба проявляется по-разному: где-то она преломляется и рядится в другие формы, внешне не гендерные, но в основе лежит именно мужской или женский взгляд на природу вещей, на онтологическое понимание власти. Современность жестко обострила этот конфликт. Женщины требуют больше прав, то и дело обвиняя мужчин (или то, что от них осталось) в притеснениях, а сейчас покатилась новая волна — харассмент. Это, бесспорно, примета времени. И это большая война, которая ведется за право определять лик будущего. Шекспир прекрасно описал эту межгендерную драму противостояния в «Гамлете» и других своих известных произведениях. Он-то понимал, где зудит центральный нерв бытия. Вспомним другого «мужского» писателя, Чехова, у которого эта драма была накалена также до предела.
Так называемое гендерное равноправие, породившее третий пол — трансгендера, эмансипация и агрессивный феминизм — факты усиливающегося женского господства. Равенство полов — это необоснованная демагогия, прикрывающая подлинную цель: женский диктат бытия над мужским импульсом. Мужчины и женщина не равны, они разные. Эта разность самодостаточна и сама по себе величественна. Мужчине изначально свойственна центробежность. У женщины происходит иным образом. Принцип духовный «мужской» — отдать и отстранить, «женский» — забрать и сохранить.
Стоит оговориться, что каждый человек андрогинен по натуре, то есть в нем живет частица противоположного пола. Ева была создана из ребра Адама, хотя тот же средневековый мистик Яков Беме, повлиявший на поколения мыслителей и визионеров, утверждал, что именно Адам производен от Евы, она первична и является первопричиной мужскому. У каждого мужчины имеется «скрытая женщина», физический образ которой ищет подлинный мужчина. Агенты противоположного пола заключены в структуру нашего бытия, поэтому мужчина способен любить, а женщина — понимать его.
«Женщина — это колоссальная бездна вопроса. Глубина, которая измеряется падением в нее мужчины»
«МАКСИМ ГОРЬКИЙ КАК-ТО ИЗРЕК: «МЕРИЛО ВСЯКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ — СПОСОБ ОТНОШЕНИЯ К ЖЕНЩИНЕ»
Великий писатель Максим Горький как-то изрек: «Мерило всякой цивилизации — способ отношения к женщине». Тезис отсылает нас к предыдущему умозаключению: мужчина — тот, от кого идет отсчет и «снимаются мерки». Мужчина первичен, женщина — его производная. Или, как говорят, спутница жизни. Не стоит забывать, хотя об этом мало кто знает, что Горький был ницшеанцем. Он считал, что ветхий человек должен быть преодолен, а его место займет сверхчеловек. Большевики в этом смысле идеологически стояли к нему близко (или он к ним) и полагали, что надо строить новое общество и новый мир. Естественное — новое общество должно состоять из совершенно иных «мужчины» и «женщины». Может, это «белокурые бестии» Ницше или раса «белых дам» другого германца, Германа Вирта, у которых будут кавалеры из числа гиперборейских титанов... Мы не знаем. Мы все грезим об идеальном.
Горький был сильный человек, любимец женщин. Поговаривали даже о его интрижке с женой сына. Ох уж эти творческие люди. Чего не скажешь о его кумире Ницше, подражая которому Максим Пешков отрастил пышные усы и планировал взрастить «нового человека» для нового общества, которому с женщинами не везло. О его любви к эмансипированной Лу Саломе, увлекавшейся философией и психоанализом, известно хорошо.
Безумному профессору филологии, ставшему одному из последних интеллектуальных бунтарей ушедшего с ним XIX века (напомним, что умер Ницше в 1900 году), принадлежит ряд известных высказываний о женщинах. Хотя сам он имел неудачный опыт отношений с прекрасной половиной человечества, которое считал «иссохшим и потускневшим». «Мужчина создан для войны, а женщина — для отдохновения воина», «Идешь к женщине — бери с собой плеть» и т. д. Интуиция у него была феноменальная. Но ведь этот чисто женский симптом?
«Какое дело женщине до истины! Ее великое искусство есть ложь. Ее главная забота — иллюзия и красота», — изрек гений Ницше. «От женщины, как и от судьбы, никуда не уйдешь», — как бы парировал ему дамский угодник Горький.
Что уж правда, так это то, что от женщины не уйдешь, как и от ее иллюзий, ее чарующей красоты. Мы же говорили выше, что женская бессознательная ориентация — забрать и сохранить. Раз мужчина попадает к женщине, читай, он находится под полным ее контролем. Поэтому контроль — это женский уровень онтологии, власть — мужской. Управляют по-женски, властвуют только мужчины. Настоящие мужчины. Но, как говорил тот же Ницше, «не бывает прекрасной поверхности без ужасной глубины». Женщина — это колоссальная бездна вопроса. Глубина, которая измеряется падением в нее мужчины.
Семья — это всегда договор между мужчиной и женщиной. Только в семье «война полов» снижает свои обороты и зачехляет пушки
«ТАТАРСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ ЕЩЕ НЕДАВНО СТОЯЛА НА СТРАЖЕ НАСТОЯЩИХ ЦЕННОСТЕЙ»
А как обстоят дела у татар? Здесь есть где развернуться исследователю. Не будем повторять замызганные клише о том, что раньше у женщин прав не было, сейчас же — гармония, чуть ли не унисекс, то есть полное смешение половой дифференциации. Оставим эти разговоры для обывательской трескотни.
Глобализация — это настоящий каток, она уничтожает этнические различия, языки, моральные ценности, убивает женственность и мужские принципы, она смешивает всех в один пластилиновый комок и лепит что-то отвратительное, нечеловеческое. Ницше призывал человека преодолевать это, но постсовременность, в которой мы живем, так и не смогла его преодолеть и возвыситься — она пошла путем деградации и сползла в историческую канаву. Вырождение.
Принципы патриархальности сегодня едва ли не ругательство, а призыв возвратиться к аутентичному — сразу обвинение в мракобесии. Многие понимают возврат к истокам в прямом смысле: надеть читек, татарскую рубаху и ходить по улицам, растягивая гармонь. Это не так. Возврат к духовным истокам, прежде всего к национально-мусульманскому началу, а не карнавально-шутовское подражание симулякрам.
Женщина берет женской мудростью. Мудрость женского рода. Когда же женской «мудростью» овладевает мужчина, происходит смешение семантических полюсов внутри него. И получается то, что называется «мудрость мира сего есть безумие пред Господом». Это и есть начальное смешение. Дальше смешение переходит на внешний план, женщина начинает овладевать мужскими качествами, навыками, профессиями и, наконец, его экзистенцией. Такую перверсию средневековые мыслители считали демоническим влиянием. Но опять-таки разговоры о средневековье, религии и морали вводят современных «женщино-мужчин» в судорожное неистовство горечи и смеха одновременно.
Татарская традиционная семья еще недавно стояла на страже настоящих ценностей. Именно она сохраняла архетипическую матрицу народа. Женщина была женщиной, а мужчина — мужчиной. Сейчас же поди разбери, кто есть кто!
Семья — это всегда договор между мужчиной и женщиной. Только в семье «война полов» снижает свои обороты и зачехляет пушки. Но семья теперь — это проходной двор, это уже не крепость, не заводь, где муж и жена находили покой и уединение от несмолкаемой канонады общественного безумия. Теперь семья стала «стеклянным домом», куда каждый норовит сунуть свой нос: от социальных работников до СМИ и соседей, банально полагающих, что «открытое общество» — это когда нет приватной тайны личности.
«Сегодня женщины продолжают играть определяющую роль в национальной жизни татар. Их роль трудно переоценить. Но вот мужчины...»
«ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА В СИЛУ РАЗЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ УТРАЧИВАЮТ ПРЕЖНИЙ МУЖСКОЙ ПОЛЮС»
Правда, есть один интересный и уникальный феномен: татарская женщина породила особый эксклюзивный духовный институт — абыстайлар. Учительницу религиозных знаний, духовную наставницу. Здесь напрашивается аналогия с православными матушками, но это нечто другое. Матушки не подменяли батюшек. Абыстайлар же вынуждены были брать на себя бремя духовного учительства и наставничества. Причин тому много. Мужчины со времен потери татарами своей государственности находились под жестким прессингом со стороны государства, они не могли открыто практиковать веру. Ислам долгое время был запрещен, духовные лица — имамы — репрессированы. Женщины же тайно продолжали ткать духовную нить, не позволяя ей прерываться, и сохраняли национальный очаг.
И сегодня женщины продолжают играть определяющую роль в национальной жизни татар. Их роль трудно переоценить. Но вот мужчины... Так бывает, когда патриархальные общества в силу различных обстоятельств утрачивают прежний мужской полюс, так как теряется силовой стержень, удерживающий его. Природа не терпит пустоты — и главенствующим полюсом становится женщина.
И у татар произошло то же самое. За последний век женские и мужские системы ценностей претерпели радикальные изменения. Вместе с ними под лед глобализации уходили и национальные ценности. Они шли в одной связке. Мужчина отказался от своего назначения лидера. Потеряв внутренний ориентир, он потерял интерес к внешней доминации, к власти. Прежняя система ценностей давала ему этот ориентир. Теперь же его нет, как нет практически и подлинных мужчин. Как будем выправлять ситуацию?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.