На этой неделе председатель КС Валерий Зорькин выступил с программной статьей, в которой рассказал о необходимости внесения изменений в Конституцию страны. Автор «БИЗНЕС Online» Айрат Файзрахманов в своем материале рассуждает, что может грозить национальным республикам и чем на эти предложения может ответить Татарстан. «Есть ли у Татарстана в рамках экспертной дискуссии видение, какие из полномочий должны уточняться, будет ли по этому поводу экспертная дискуссия вообще?» – задается вопросом он.
Слухи об изменении основного государственного закона приобрели более отчетливые очертания
«СЛУХИ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКОНА ПРИОБРЕЛИ БОЛЕЕ ОТЧЕТЛИВЫЕ ОЧЕРТАНИЯ»
Программная статья председателя Конституционного суда Валерия Зорькина о несовершенстве российской Конституции – это уже серьезная заявка в направлении изменения государственного устройства страны. Кремль пока не решается сказать это напрямую, он отнекивается, но под тем или иным предлогом периодически закатывает пробные шары. Во всяком случае слухи об изменении основного государственного закона приобрели более отчетливые очертания.
Казалось бы, многие изменения в политической системе прекрасно уживались и без корректив Конституции, в их числе и федеральные округа, и администрация президента, и принцип назначения губернаторов. Но, видимо, как и брежневская конституция, «зорькинская» должна отобразить новые грани усовершенствования отечественной политической системы. Будем жить теперь уже при развитой суверенной демократии.
Отказ от местного самоуправления и принципа верховенства международного права, интерес к корпоративизму председателя Конституционного суда не могут не страшить. В случае реализации предложений Зорькина нас может ожидать череда стремительных изменений. При необходимости новая конфигурация – Государственный Совет с расширенными полномочиями и составом (возможно, похожим на Всекитайское собрание народных представителей), ОНФ-зация всей страны, совет безопасности с чрезвычайными полномочиями – будет воплощена очень быстро. Причем динамика изменений окажется важнее результативности. В массе процесс будет воспринят на ура, особенно под знаменем борьбы с коррупцией чиновников на местах (по принципу «царь хороший, воеводы плохие»), а общество глубже подсядет на крючок популизма. Если в стране, победившей фашизм, все же будет оформлен корпоративизм как идеологическая компонента Конституции (то, что фактически предлагает Зорькин), то через ОНФ будет происходить и оформление профессиональных «корпораций», встраивание их в политику. И в этом процессе интересы нерусских народов также должны найти свое достойное место и организационное оформление. Рядом с большой корпорацией «русского мира» должна быть и «корпорация тюркского мира», «корпорация угро-финского мира» и т. д. Только так может быть достигнута солидарность, о которой мечтает Зорькин. Идея федеральной партии народов России может переформатироваться в особую организационную структуру ОНФ.
«СУБЪЕКТАМ ФЕДЕРАЦИИ НУЖЕН ПРИНЦИП «НЕТ ПОЛНОМОЧИЙ БЕЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
Если ориентироваться на этот возможный сценарий, для нас во всех рассуждениях Зорькина важно то, что о федерализме он высказался весьма расплывчато, а тему национальных республик и вовсе не трогал. Не было типичных рассуждений об исторической ошибке создания республик, тяжелом наследии большевиков и т. д. Две строчки Зорькина о необходимости уточнить распределение полномочий и вовсе можно трактовать двояко: с одной стороны, это может быть и дальнейшая централизация (куда уж дальше?), а с другой наоборот, необходимость уточнить, разграничение полномочий в рамках предметов совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ).
Так, сегодня совместное ведение образования выглядит следующим образом: регион оплачивает из своего кармана функционирование среднего образования, а федеральный центр устанавливает все правила игры вплоть до мельчайших подробностей, контролирует и надзирает. Страна федеральная, регионы очень разные, а образование стало унитарным. Языковая ситуация, возможности преподавания родных языков даже в соседних республиках могут сильно разниться. Конституционно закрепленное возвращение к базисному учебному плану, в рамках которого субъект федерации и федеральный центр совместно определяют содержание программы, могло бы разрешить эту проблему.
Можно рассматривать невнимание Зорькина к федерализму как специально оставленный большой «люфт» – для того, чтобы субъекты федерации сами определили те «точечные изменения» в рамках разграничения полномочий. Или вместо них это сделают депутаты Госдумы и Владимир Жириновский. Кто окажется быстрее в озвучивании мнений – популисты из федерального парламента или регионы? И есть ли у Татарстана в рамках экспертной дискуссии видение, какие из полномочий должны уточняться, будет ли по этому поводу экспертная дискуссия вообще?
«РЕГИОНЫ СТАНОВЯТСЯ ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ МОСКВЫ»
Субъектам федерации как минимум нужен принцип «нет полномочий без финансового обеспечения» и гарантия того, что отчисления в федеральный бюджет не будут меняться в одностороннем порядке.
На фоне вопроса о продлении власти, снижения рейтингов, социально-экономических проблем, вопрос об изменении федеративного устройства страны отодвигается на третий план. Вроде бы есть вялое желание укрупнить регионы, но сделать это, не разрушив фундамент, невозможно. Регионы становятся головной болью Москвы, а вот принципы их существования, общие пожелания остаются без особого внимания.
И в программной статье премьер-министра Дмитрия Медведева, посвященной развитию российской экономики в ближайшие шесть лет, нет никаких упоминаний о бюджетном федерализме, хотя для регионов это архиважный вопрос. Получается, что совершенствование межбюджетных отношений, а тем более пересмотр не входит в число каких-либо приоритетов социально-экономической жизни страны. Между тем подспудно внутриведомственными актами федеральный центр забирает у регионов то одни, то другие источники пополнения бюджетов. Выпадающие доходы могут компенсировать, но их использование происходит строго в рамках, которые определяет федеральный центр. Видимо, в Москве лучше знают, на что должны регионы тратить свои деньги.
Стоит обратить внимание, что стратегия пространственного развития, о которую в последнее время сломано немало копий, рассматривается Медведевым в ключе «развития магистральной инфраструктуры». Премьер предлагает через этот механизм сосредоточить «крупные ресурсы». Хорошо, если это будет происходить за счет федерального бюджета, без привлечения финансов и без того тощих региональных бюджетов. Другое дело, если регионам предложат скинуться, а деньгами будет распоряжаться надрегиональный орган управления. Туда же, на этот уровень может уйти и финансирование федеральных целевых программ.
«ЭТНИЧЕСКОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ВАЖНЫМ ФАКТОРОМ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
В политическом плане взаимоотношения центра и регионов сводятся к вопросам: кого из технократов назначить и оставлять ли выборность глав регионов или нет? Но при снижении рейтинга федеральной власти легитимация выборных назначений перестает работать. Мы оказываемся на развилке: или ястребиный антидемократический ответ на народное недовольство с отменой выборов, или управляемая плюрализация мнений, при которой федеральная власть переключает ответственность за развитие на системную оппозицию и региональный «актив». При этом запрос на изменения на местах огромный. Как показывает последнее исследование комитета гражданских инициатив, еще до повышения пенсионного возраста великодержавные настроения россиян сменились ожиданием справедливости и позитивных реформ.
Официально межнациональные отношения могут выглядеть блестяще. Это дает повод думать о том, что народам достаточно оставить национально-культурную автономию, ансамбли, песни, языковые курсы и этнофестивали. Думается, что выхолостили идею территориальной автономии, еще немного – и мы станем единым российским народом, а потом можно будет ликвидировать сами республики. Многим представляется, что в СССР вплоть до Михаила Горбачева в национальном плане было все спокойно, идея единого советского народа побеждала национализм. И когда оставалось совсем чуть-чуть, дали свободу, и семья народов сразу позабыла дружбу и любовь... Отнюдь. «Этнические бунты» были и в 1920-е, 1930-е, а во время войны все это вылилось в коллаборационизм. В годы оттепели и застоя, когда СССР выглядел вечным державным исполином, волнения на этнической почве происходили почти каждый год.
Конфликты в Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Башкортостане (Шиханы, драка в Темясово) отчетливо показывают, что этническое и региональное самосознание продолжает оставаться важным фактором жизни общества. И оно никуда не делось, оно пытается обрести свою политическую субъектность. И здесь риторикой о межнациональной дружбе волну не сбить. Люди готовы биться за свои земли, за свой народ, за свои республики, наконец. Очевидно, что трогать статус республик, менять границы, укрупнять регионы так просто не получится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 362
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.