БЕЗОПАСНОСТЬ СТОИТ ДЕНЕГ

Ход реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) как в Татарстане, так и по всей стране все чаще выводит на первый план проблемы работы мусорных полигонов, состояние которых давно вызывает беспокойство. Неслучайно именно переполненные полигоны стали главным объектом нападок, когда федеральным властям требовалось обосновать необходимость проведения мусорной реформы.

В Татарстане о проблемах полигонного хозяйства известно давно: большинство из 50 с лишним легальных мусорных полигонов исчерпали свой ресурс. Согласно республиканской территориальной схеме обращения с ТКО, им на смену должны были прийти пять крупных межмуниципальных полигонов. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Мусорная реформа в Татарстане идет уже 8-й месяц, а о строительстве межмуниципальных полигонов до сих пор никто и не заикается. Единственный проект, который был на слуху, – это Елабужский межмуниципальный полигон. Еще до начала реформы проект встретил резкое противодействие со стороны местной общественности. Сейчас, если верить руководству Елабужского района, проект полигона одобрен, но принимать отходы он будет не из 11 районов, как планировалось, а только из трех. Следовательно, утвержденная терсхемой концепция пяти межмуниципальных полигонов уже несостоятельна. При этом о начале строительства других межмуниципальных полигонов вообще ничего не слышно, а мы ведь помним, что повышение мусорного тарифа обосновывалось в том числе финансированием этих объектов.

Зато с завидной периодичностью появляются новости о проблемах в функционировании действующих полигонов. Самым заметным поводом стало возгорание на полигоне ТКО Нижнекамского района в мае этого года. Город нефтехимиков тогда накрыло смогом, а сами они принялись ругать власти и «мусорную мафию» в лице оператора полигона УК «Экспо». Истинные же виновники проблемы оказались в тени.

Не стоит забывать, что мусорный полигон – это объект повышенной опасности, его работа обусловлена целым комплексом требований СНиПа, СанПиНа и других нормативных актов. Важно обеспечить санитарно-защитную зону, системы гидроизоляции, пожарной безопасности, контрольно-дезинфицирующую зону для очистки колес мусоровозов, сбор и очистку фильтрата, пересыпку грунтом… Полноценная программа безопасности требует соответствующего финансирования. Нижнекамский полигон загорелся именно из-за недофинансирования мер безопасности – директор УК «Экспо» Игорь Миронов объяснял, что пересыпка грунта не была проведена в должном объеме из-за того, что регоператор «Гринта» сократил финансирование полигона на треть.


РЕГИОНЫ ОСТАНУТСЯ БЕЗ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?

Описанные проблемы затрагивают практически все полигоны в зоне ответственности данного регоператора, возгорание в любой момент возможно и в других местах.

В настоящее время комитет РТ по тарифам проверяет полигонное хозяйство в республике. На заседании рабочего штаба 25 июля обсуждалось состояние полигонов в Аксубаевском, Елабужском, Высокогорском и Алексеевском районах республики. На этой встрече руководитель Елабужского полигона рассказал о многочисленных разногласиях с региональным оператором «Гринта». Собственник полигона складирует на нем промышленные отходы, а на сверхнормативные объемы ТКО мощности не рассчитаны. Кроме того, не урегулирован вопрос тарифа за прием ТКО от регоператора – пример Нижнекамского полигона показывает, что монополист склонен сокращать подобные расходы  в ущерб безопасности и ради собственной маржинальности. При этом кабинетные стратеги, рисовавшие республиканскую терсхему, непонятно на каких основаниях, без оценки полигонной мощности и анализа уже поступающих отходов, включили этот полигон в логистическую схему. Образно выражаясь, глянули на карту, увидели слово «полигон» и прочертили к нему стрелки, символизирующие транспортные потоки ТКО. Если верить анекдоту, примерно так поступил Николай I, когда по линейке на карте прочертил маршрут будущей железнодорожной магистрали из Петербурга в Москву. 

Парадокс в том, что тарифы за вывоз мусора существенно выросли, а средств на полигоны хватать перестало. Причина этого – жадность регоператора, который в существующей производственной схеме выполняет функцию пятого колеса в телеге. Пользуясь монопольным положением, «Гринта» оказалась неспособной даже обеспечить полную собираемость платежей в своей зоне ответственности.

Удивительно то, что государство вынуждено поддерживать неэффективный менеджмент регоператоров, залезая в карман налогоплательщиков. В июне Госдумой РФ был принят в третьем чтении законопроект, позволяющий с 1 января 2020 года устанавливать нулевую ставку по налогу на прибыль регоператорам и освобождать их от НДС. В соответствии с этой нормой субъекты РФ могут обнулить налог на прибыль в той части, которая зачисляется в региональный бюджет. А это, напомню, 85% от всего налога. Если инициатива в республике будет поддержана, это будет выглядеть как неприкрытый лоббизм интересов паразитирующей бизнес-структуры. Лучше бы государство лоббировало таким способом компании, занимающиеся производством и вносящими реальный вклад в экономику республики и страны.

В Татарстане реформа ТКО оказалась настолько непродуманной, что приходится постоянно реагировать на текущие проблемы – высокие тарифы, низкую собираемость платежей, нарушение безопасности работы полигонов и многое другое. За пределами внимания оказалась главная цель реформы – создание полноценной инфраструктуры по переработке отходов. Кабинетные стратеги из профильных ведомств сейчас вообще не занимаются этим вопросом. Но если вы не видите цели реформы, никто не гарантирует ее успешного завершения. И не получится ли так, что вскоре нам в очередной раз предстоит рассуждать о времени упущенных возможностей?

ООО «СПП «ПромИндустрия»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции