Рустам Батыр: «Все дело в том, что нерусские имена, по которым предлагается вычислять мигрантов, носят, как мы прекрасно знаем в Татарстане,  не одни лишь приезжие, но и многие граждане нашей многонациональной страны» Рустам Батыр: «Все дело в том, что нерусские имена, по которым предлагается вычислять мигрантов, носят, как мы прекрасно знаем в Татарстане, не одни лишь приезжие, но и многие граждане нашей многонациональной страны»

ЭВФЕМИЗМ ГНИЛОГО НАЦИОНАЛИЗМА

«Мы предлагаем вам сыграть в важную игру „Помоги своим“. Вы играете против жадных и хитрых бизнесменов и власти…» — с таких слов начинается скандальный ролик социальной рекламы, возмутивший на этой неделе мусульманское сообщество России. Этот ролик направлен не против коррупционеров и эксплуататоров-капиталистов, как может показаться на первый взгляд, а против тех, кого жизнь и без того, мягко говоря, не гладит по головке — простых водителей, курьеров, парикмахеров, продавцов, строителей. Чем же они провинились? Тем, что не родились русскими.

Приятный женский голос объясняет за кадром, в чем состоит суть этой игры на примере сервисов такси. В них без труда, убеждают нас, можно вычислить чужака, т. к. в соответствующих приложениях обязательно указывается не только марка и номер автомобиля, который назначен, но и имя и фамилия человека, сидящего за рулем. По этим данным авторы ролика и призывают зрителей идентифицировать чужого. В случае если за рулем сидит нерусский, они просят отменить заказ и вызвать другого водителя — русского. Главное делать это быстро, чтобы не нарваться на санкции со стороны агрегатора, ибо на отмену заказа дается лишь определенное время. Информация же о водителе, подсказывают нам, скрывается в деталях заказа, которые прячутся чуть ниже, поэтому, чтобы их увидеть, нужно прокрутить экран. Далее приводится техническая инструкция по отмене заказа. Тот же принцип покупать только у своих авторы ролика призывают применять в магазинах, парикмахерских, в службах доставки и на стройках.

Ролик был размещен в YouTube на канале «Я покупаю у русских» в конце ноября 2020 года, став его единственным контентом, и продвигался с помощью проплаченной таргетированной рекламы. Неделю назад он был заблокирован и удален по требованию Роскомнадзора. На момент блокировки число просмотров достигло почти 750 тысяч. Канал подал апелляцию, и на днях скандальная реклама вновь появилась на просторах видеохостинга, что вызвало возмущение у целого ряда мусульманских ресурсов. В частности, «Исламньюс» назвал ролик «рекламой потребительского шовинизма», а телеграм-канал «Мулла из-за угла» призвал мусульман запустить в противовес контрфлешмоб «Я покупаю у мигрантов». «Давайте поможем нашим братьям, — написал его автор Расул Тавдиряков, — которые приехали сюда в поисках пропитания не от лучшей жизни, и по возможности, там, где есть выбор, начнем пользоваться их услугами: в магазинах, парикмахерских, такси, доставка товаров и в других сферах».

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что обсуждаемый ролик призывает людей к дискриминации по национальному признаку. Неудивительно, что Роскомнадзор и потребовал его заблокировать. И хотя авторы этой рекламы декларируют заботу о своем народе и вроде как борются с мигрантами, они на самом деле не достигают ни того, ни другого, ибо и не это является их подлинной целью. Все дело в том, что нерусские имена, по которым предлагается вычислять мигрантов, носят, как мы прекрасно знаем в Татарстане, не одни лишь приезжие, но и многие граждане нашей многонациональной страны, причем как те, которые национализировались в сознательном возрасте, так и те, кто относится к коренным народам России, тысячелетиями проживающим на земле своих предков. Да и потом среди мигрантов, якобы лишь которых хотят лишить куска хлеба авторы ролика, немало русских из стран СНГ, а стало быть, их невозможно вычислить по именам и фамилиям, как предлагается. Таким образом, декларируемая в рекламе борьба с мигрантами — это не более чем эвфемизм гнилого национализма.

«Фундаментальная проблема России заключается в том, что здесь веками проповедовалась нетерпимость и ксенофобия. Сами народы и рады были бы жить по-добрососедски, но официальная идеология приучала их к другому» «Фундаментальная проблема России заключается в том, что здесь веками проповедовалась нетерпимость и ксенофобия. Сами народы и рады были бы жить по-добрососедски, но официальная идеология приучала их к другому»

«КОГДА В ТЕБЯ БРОСАЮТ КАМНЕМ, ОТВЕЧАЙ УГОЩЕНИЕМ»

К сожалению, скандальный ролик отражает мировоззрение определенной части российского общества, страдающей ксенофобией и ненавистью к инаковости других. Собственно, поэтому появление такой рекламы и стало возможным. Это печально. Однако радует другое: раз идеи дискриминации нуждаются в продвижении, значит, основная часть россиян все же не разделяет подобных взглядов. И тем не менее в той или иной форме мы, мусульмане и в целом нацменьшинства, периодически сталкиваемся и будем сталкиваться с проявлениями этой отмирающей системы ценностей. Возникает вопрос, который достоин обсуждения в стратегии развития татарского народа: как мы должны относиться к такого рода националистическим выпадам в своей адрес?

На мой взгляд, здесь есть только один путь, отраженный в известной поговорке мусульманских народов: «Когда в тебя бросают камнем, отвечай угощением». В самом деле, нельзя отвечать злом на зло, ибо ответное зло лишь умножает мрак этого мира. Нельзя опускаться на уровень шовинистов и действовать теми же методами. Поэтому всякого рода контрфлешмобы, которые нам предлагают горячие головы из числа мусульман, — путь в никуда. Единственный способ победить мракобесов — не вовлекаться в их драку вообще. Да, это сложно, порой нестерпимо тяжело. Но если играть вдолгую, другого пути нет. По крайней мере, именно так поступал наш Пророк. Когда язычники ему, совершавшему земной поклон возле Каабы, издевательски накидывали на спину кишки животных, он не озлобился и, вернувшись в Мекку победителем, простил всех до единого. Когда многобожники забрасывали Пророка камнями в Таифе, куда он пришел с мирной проповедью, он на предложение архангела Джабраила уничтожить врагов ответил решительным отказом и не стал вымещать гнев на обидчиках. Таков путь Пророка, о котором мы порой забываем, позволяя ядовитым парам обиды и возмущения отравлять наш разум.

Важно понимать одну простую вещь. Фундаментальная проблема России заключается в том, что здесь веками проповедовалась нетерпимость и ксенофобия. Сами народы и рады были бы жить по-добрососедски, но официальная идеология приучала их к другому. Так, Российская империя Романовых была в высшей степени дискриминирующим меньшинства государством. Чего стоит только Контора новокрещенских дел, при которой состояли особые воинские отряды, приводившие к «святому крещению» плетьми, палками, тюрьмами, угрозами смерти. Как мы знаем, эти лжеправославные миссионеры при помощи солдат ловили на улицах татарских детей, насильно крестили их и засаживали в Зилантов монастырь «на воспитание». Особо буйствовал на данном поприще казанский архиерей Лука Конашевич. При нем, как указывал историк Николай Калинин, из 536 мечетей Казанской губернии было сломано 418. Данную традицию репрессивного неприятия инакомыслия продолжил и СССР, развернувший беспрецедентную в истории человечества травлю верующих по всей стране с десятками тысяч разрушенных храмов и миллионами поломанных жизней. Оговоримся, правда, что в СССР интернационализм и понятие дружбы народов действительно стали реальностью… 

Только сейчас Россия худо-бедно учится жить иначе: на условиях равноправия и взаимоуважения разных культурных традиций и мировоззрений. Но, когда мы стоим на таком прогнившем историческом фундаменте, отрыжки прошлого, продолжающего жить в коллективном бессознательном российского общества, неизбежно будут омрачать наше настоящее. Ксенофобский ролик — тому лишний пример.

ТАТАРСТАН МОГ БЫ ВСТАТЬ В АВАНГАРДЕ ДАННОГО ДВИЖЕНИЯ

К сожалению, шовинистическими взглядами проникнуты не только анонимные авторы обсуждаемого ролика, но и некоторые чиновники во власти. Вот почему мусульмане во многих регионах сталкиваются с негласными запретами на строительство мечетей. Это тоже отрыжка прошлого. И здесь мы должны понимать, что уродливый национализм и ксенофобия не уйдут в небытие сами по себе. Над этим нужно работать постоянно и системно. При этом локомотивом терпимости всегда являются меньшинства, ведь слону по природе сложно заметить мышку, чтобы не раздавить ее. Это она должна действовать, чтобы выжить. Поэтому, как говорится, нам и карты в руки. Раз Богу было угодно собрать наши народы под крышей единого дома, то на плечах прежде всего мусульман лежит историческая задача формирования новой философии России. Это и есть глобальная миссия российских мусульман, которую мы, к сожалению, не осознаем и потому не формулируем в качестве проекта.

Мне кажется, Татарстан мог бы встать в авангарде данного движения. У нас в республике безо всякого преувеличения построена образцовая модель мирного сосуществования и добрососедства религий. Можно сказать, что в Татарстане сформировалась собственная субкультура взаимного уважения народов и конфессий. Чего только стоит, например, заложенная еще при Минтимере Шаймиеве традиция принимать судьбоносные для православных и мусульман региона решения символично в рамках одного документа. Все эти наработки надо транслировать вовне, на всю Россию, чтобы у мусульман и представителей других религий не возникало нужды проводить постыдные для нашей страны акции, направленные против ксенофобии, наподобие той, что сейчас запустило ДУМ РФ — #мечетямбыть. Грядущее празднование 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, поддержанное президентом России Владимиром Путиным, открывает широкие возможности для таких начинаний. И у Татарстана появляется шанс встать во главе процессов, которые сформируют будущее всей страны и ее новую философию.