Конфликты между региональными операторами и предпринимателями превратились в постоянный очаг напряженности, сопровождающий «мусорную» реформу в Татарстане. Споры о справедливости начисления платежей ведутся в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и других городах республики. О моральном издевательстве над бизнесом и неравенстве материальных условий в своем блоге рассуждает депутат Госсовета РТ, блогер Николай Атласов.
Николай Атласов: «Федеральный закон требует, чтобы договоры с региональными операторами на вывоз отходов заключали все юридические лица (за некоторым исключением)»
Где адекватный расчет объема отходов?
Основные претензии бизнеса сводятся к завышенным нормативам накопления ТКО, утвержденным постановлением правительства Татарстана 2016 года, т. к. эти нормативы приводят к многократному удорожанию платежей. Есть и другие претензии. Глава Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов Фарид Башаров приводит пример одной из организаций, которая должна была заключить договор с региональным оператором на вывоз ежемесячно 16 «кубов» отходов, исходя из утвержденного законодательством норматива накопления отходов. А фактически вывозится лишь 4 «куба» — по одному в неделю: именно столько мусора реально образуется у организации. У владельцев торговых центров возникают вопросы по поводу отсутствия в вышеуказанном постановлении правительства РТ такой категории, как «торговый центр», поэтому нормативы накопления ТКО по их объектам проходят в категории «супермаркеты (универсальные магазины).
Существует проблема у арендаторов торговой или офисной площади. Федеральный закон требует, чтобы договоры с региональными операторами на вывоз отходов заключали все юридические лица (за некоторым небольшим исключением). В результате возникает ситуация, когда за одну и ту же площадь заплатят и собственник помещения, и арендатор.
Есть также проблема неравенства условий оплаты за оказанные услуги, когда предприниматели платят региональному оператору по завышенным нормативам накопления ТКО, а сам региональный оператор оплачивает транспортным компаниям и полигонам по фактическому объему.
Претензии региональных операторов к бизнесу в основном сводятся к тому, что предприниматели предоставляют некорректную информацию о своих объектах, размерах их площадей и характере использования. И это не позволяет просчитать адекватный, с точки зрения регионального оператора, объем образуемых отходов. К тому же многие предприниматели в нарушение федерального закона избегают заключения договоров с региональным оператором.
Следует также отметить, что острота конфликта подогревается последствиями коронавирусной пандемии, в результате чего многие предприниматели понесли серьезные потери. При этом федеральное правительство оказало региональным операторам по обращению с ТКО крупную финансовую поддержку, в то время как помощь большинству предпринимателям оказалась чисто символической. Неравенство условий, очевидно, обостряет конфликт.
При этом со стороны региональных операторов в ответ на обвинения предпринимателей постоянно звучит тезис, что они (регоператоры) тоже бизнес, тем самым регоператоры обосновывают свою бескомпромиссную позицию при заключении договоров. Однако при этом не упоминается, что региональные операторы — это не рядовой бизнес, а бизнес-монополии, хоть и выбранные на условиях конкурсного отбора, каждой из которых определена территория для работы. Ссылка региональных операторов на то, что нормативы накопления ТКО утверждаются государством, расценивается предпринимательским сообществом как моральное издевательство. И это является одним из ключевых факторов, предопределивших неравенство во взаимоотношениях между региональным оператором и рядовыми предпринимателями.
Нельзя сказать, что этот конфликт остается вне сферы внимания со стороны государства. В свое время попытки найти компромиссное решение предпринимались на уровне уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей. Сейчас относительно активную роль играют структуры Торгово-промышленной палаты. Но пока складывается устойчивое ощущение, что все эти механизмы неэффективны и поэтому воспринимается бизнес сообществом как стравливание пара недовольства со стороны предпринимателей без принятия каких-либо шагов навстречу. Эти механизмы носят рекомендательный характер, потому что модераторы данных переговорных площадок не имеют полномочий вырабатывать компромиссное решение. А потому все эти встречи предпринимателей с региональными операторами безрезультатны — стороны поговорили и разошлись, оставшись при своем. А конфликт продолжает сохраняться до следующей фазы обострения.
«Следует понимать, что главная причина конфликта вытекает из федерального законодательства, породившего институт региональных операторов с монопольным положением на рынке»
Провальное дело и поиск компромиссов
На мой взгляд, государство все-таки должно взять на себя ответственность в разрешении конфликта между предпринимателями и региональными операторами. И эта ответственность подразумевает создание официальной переговорной площадки (что-то вроде согласительной комиссии) с наделением ее официальными полномочиями. В состав такой комиссии следует включить представителей профильных министерств, депутатов Государственного Совета РТ, представителей Торгово-промышленной палаты, руководителей региональных операторов в сфере обращения с ТКО, руководителей крупнейших бизнес-ассоциаций.
Теперь о варианте решения проблемы. Для начала следует понимать, что главная причина конфликта вытекает из федерального законодательства, породившего институт региональных операторов с монопольным положением на рынке. И повлиять на это практически невозможно до тех пор, пока на федеральном уровне не возникнет понимание, что мусорная реформа в том виде, в котором она реализуется, — это провальное дело. По крайней мере с точки зрения официально декларируемых целей, т. е. той самой пустой риторики о создании современной инфраструктуры в сфере обращения с ТКО и развития переработки отходов.
Тем не менее на республиканском уровне можно выработать компромиссное решение. И оно подразумевает пересмотр утвержденных нормативов накопления ТКО в сторону их значительного снижения. Это тот вариант, который позволит предпринимателям вздохнуть свободнее, если государство не на словах, а на деле заинтересовано в поддержке бизнеса. И это настоящий компромисс, если исходить из того, что сама «мусорная» реформа, породившая региональных операторов, поставила предпринимателей в крайне неравноправные условия. В данном случае суть компромисса сводится к ослаблению и без того мощного пресса на бизнес. И если это произойдет, государство окажется только в выигрыше. В том числе и в политической плоскости, если вспомнить, что через несколько месяцев нас ожидают выборы в Государственную Думу.
Депутат Государственного Совета РТ
Николай Атласов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.