Май оказался щедрым на события в российской большой политике. Подписан очередной майский указ — о достижении Россией 4-го места в мире по ВВП, рассчитанному по паритету потребительской способности. Впрочем, из этого не следует прямого и однозначного роста богатства основной части граждан страны. Этот рост вполне может собираться у государства или у олигархов, или же попросту выводиться наружу. «Просачивания» денег до людей может и не происходить, рассуждает в своем блоге для «БИЗНЕС Online» известный экономист Александр Виноградов. О том, стоит ли ждать новых непопулярных мер от обновленного российского правительства, — в нашем материале.
Российское самое главное начальство в лице Владимира Путина успешно воспроизвелось на очередной срок
Планы и правители
Итак, российское самое главное начальство в лице Владимира Путина успешно воспроизвелось на очередной срок. Вслед за этим последовало одаривание податного электората очередным набором планов на грядущую шестилетку, а после этого последовало и объявление о трансформации правительственного блока. Процесс этот еще не завершен, но в целом можно уже оценить определенные контуры того, как в обозримом будущем выстроится жизнь. Понятно, если не случится чего, а случиться «чего» в России всегда может.
Вообще говоря, начать всю эту историю следовало бы с подведения итогов предыдущего майского указа, высочайше данного в 2018 году. Это, однако, не очень корректно методологически: на истекшую шестилетку пришлось без малого три года всемирного ковидобесия и два года неизменно идущей по плану СВО. Оба эти явления, очевидно, не предполагались в предложенном плане, так что тут уж что вышло, то и вышло. Но это же соображение не может не оказывать своего влияния и на оценку перспектив майского указа – 2024: а ну как случится чего-нибудь еще такого же масштаба — и хитрый план тоже поедет по срокам, деталям и стоимости?
Впрочем, это простое «бытовое» соображение. Вспомнить можно еще и итоги майских указов 2012 года общим числом 11 штук и содержащих в себе более двух сотен поручений. Если кратко: в организационной части итоги очень хорошие (реализовано более 90% запланированного), в фактурной — сильно так себе. К примеру, не вышло ни появления 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (этот показатель теперь ушел на 2030 год), ни роста доли инвестиций в ВВП до 25% и потом до 27% к 2018 году. Нет также полуторакратного роста производительности труда, нет (и с этим стало еще хуже) и достижения ожидаемой продолжительности жизни в 74 года — и так далее и тому подобное. Опять же, за этим, по идее, должна следовать рефлексия: раз уж жизнь в стране, как и в советские времена, подчинена ритму пяти-, пардон, шестилетнего планирования, то надо бы проговаривать, что получилось, что не получилось, почему так вышло и что будет делаться иначе. Увы, в общем информационном поле этого нет.
Цель — 4-й в мире ВВП по ППС
Что касается майского указа – 2024, то его детально разбирать пока рано. Это новая штука, явленная только что, на нее нет вот этого самого набора постановлений и поручений, нет стоимости и понимания, кто и что должен будет сделать для достижения этих целей, даже тех, что вроде бы «понятны», типа достижения ожидаемой продолжительности жизни в 78 лет или роста суммарного коэффициента рождаемости. Пройтись, однако, следует по одной экономической метрике, которая оказалась в этом указе и которую, соответственно, теперь регулярно будут поминать, как те самые высокопроизводительные рабочие места. Речь идет о достижении Россией 4-го места по ВВП по ППС (валовой внутренний продукт, рассчитанный по паритету потребительской способности, — прим. ред.).
Для начала: я настаиваю, что сама концепция ППС по нынешнему времени неадекватна. Он (паритет) до сих пор является весьма модным в рассуждениях и, надо признать, кое в чем даже полезным для элит. Та или иная нищая страна, имея низкий ВВП реальный, но более высокий по ППС, может таким образом хвастаться местному податному электорату и утверждать, что не так все плохо. Это помогает и в мировых раскладах, снижая вероятность «раскачивания лодки» в рамках ООН, ВТО и иных международных организаций, уменьшая шанс того, что эта интернациональная беднота начнет активно объединяться, требовать помощи, торгового благоприятствования и т. д. Подход «в попугаях я гораздо длиннее» в этом смысле подходит не только для России, но в реальности он имеет мало смысла.
Вообще говоря, вся эта концепция имеет уже более чем вековую историю, впервые она была описана Густавом Касселем в книге The Present Situation of the Foreign Trade в 1916 году. Иначе говоря, это порождение в принципе другой эпохи — эпохи деградирующего золотого (точнее, биметаллического) стандарта. Увы, активно цепляться за эти вещи в условиях превалирующего инфляционного таргетирования (чего не было еще в 90-е, например) и плавающих курсов, параллельно страдая от невозможности выставить эквивалентные корзины товаров и услуг (и делая на это заметные допуски) есть затея, весьма корявая методологически. К ВВП и так полно претензий, страны считают его по-разному, несмотря на «инструкции» в виде принятого на уровне ООН стандарта Системы национальных счетов, но накладывать сверху еще один слой неопределенности не очень разумно.
Но, даже если так и даже если этой цели удастся достигнуть, что с того? Из роста ВВП страны (и тем более ВВП по ППС) не следует прямого и однозначного роста богатства основной части ее граждан, этот рост вполне может собираться у государства или его ключевых стейкхолдеров (олигархов) или же попросту выводиться наружу. «Просачивания» денег в значимом количестве вниз до людей может и не происходить.
Есть и еще один практический аспект, помимо сугубо методологического. Дело в том, что для взятия этого самого 4-го места российской экономике необходимо расти быстро, грубо говоря, быстрее мировой. Но мировая экономика имеет средние темпы роста около 3% в год, российская же за последнее десятилетие едва-едва превышает 1% роста в год. И это еще в приемлемых условиях слабых санкций, наличия нормального доступа на внешние рынки сбыта и возможности осуществлять технологический импорт. Сейчас с этим всем ситуация ухудшилась; безусловно, сейчас выпуск и занятость в стране поддерживаются активными вливаниями денег со стороны государства, но этот источник роста не безграничен, на 6 лет его не хватит.
Перестановки в правительстве
Наконец, о персоналиях. Первое впечатление — «те же, там же», подавляющая часть состава российского правительства осталась на своих местах. Ушли только четверо: самый главный после премьера, отвечавший за стратегию правительства, — Андрей Белоусов, вице-премьер и экс-глава Росреестра Виктория Абрамченко, министр энергетики Николай Шульгинов и министр спорта Олег Матыцин. Все остальные перестановки происходят внутри старого кабинета с приглашением четырех губернаторов на «освободившиеся» места. Но это лишь половина дела, точнее, даже треть: осталась неизвестность с руководством силового блока, всех его направлений, кроме того, состав правительства представляется на утверждение в Госдуму, и та может теоретически внести свои коррективы в это предложение.
Комментировать это пока сложно, здесь именно что «возможны варианты». С одной стороны, все это идет по категории «можем повторить» — те же люди, та же деятельность, те же тренды на закручивание гаек, цифровизацию, госкапитализм и солидаризм, ничего непривычного не ожидается.
С другой — уход Белоусова намекает на то, что совсем уж оголтелого огосударствления всего и вся не будет. Но есть и третье суждение: отсутствие в данном составе известных и сильных политически фигур позволит, если что, без особых сложностей его списать. Новый-старый премьер Михаил Мишустин к таковым не относится — он серьезный и грамотный управленец, но не политик, у него нет известности за пределами его рабочих функций.
А списание правительства может потребоваться после того, как оно примет те или иные непопулярные меры. Опять же, вариантов масса и в разных вариациях: повышение налогов, введение цифрового рубля с его ограничениями, девальвация, обрезание вкладов (те самые 40 трлн рублей, о которых говорил в декабре Антон Силуанов), новая принудительная пенсионная система, выдача части зарплат государственными облигациями — да мало ли что, фантазия тут безгранична.
Все, предвыборный букетно-конфетный период закончился, началась обычная жизнь с необходимостью затягивать пояса, «основная задача» сама себя не выполнит. Собственно, ровно это и было в 2018 году: о повышении пенсионного возраста вкупе с просьбой «отнестись с пониманием» было объявлено в августе, через три месяца после правительственной пересменки. Другой пример — четверть века назад: 1998 год, давно назревший уже крах пирамиды ГКО и дефолт был повешен на правительство Сергея Кириенко, отработавшее менее четырех месяцев. Это, конечно же, не гарантия такого задорного будущего, это исторические аналогии, но тем не менее.
В общем, посмотрим. Скучно не будет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.