Запрет жилых «клетушек» площадью меньше 28 квадратных метров, который ввела Москва, идет вразрез со взглядами народившегося поколения альфа. Сегодня это еще подростки, родившиеся после 2010 года. И с их мнением — как мнением покупателей всего и вся, в том числе жилой недвижимости, — придется считаться. Владелец компании «ДОФ» Вячеслав Пимурзин делится мыслями с закрытой встречи, организованной компанией «Авито», участники которой попытались заглянуть в будущее и понять, как привычки современной молодежи изменят рынок жилой недвижимости Казани и страны в целом.
Учредитель «ДОФ» Вячеслав Пимурзин: «Бизнес, который смотрит в будущее, уже готовит почву под альфу — они будут основными потребителями не только услуг и товаров, но и недвижимости»
«Шеринговое мышление»: как поколение альфа изменит мир
В начале августа 2024-го сервис объявлений «Авито» провел закрытое мероприятие для ведущих застройщиков в Татарстане, где присутствовали также федеральные игроки. Всего было около 40 участников. Мне посчастливилось быть не только одним из приглашенных, но и единственным выступающим, не считая организаторов, за что я очень благодарен.
Мероприятие получилось очень интересным, и в тот день было поднято много интересных тем и дискуссий. Но чтобы сохранить приватность этого события, хочу коснуться лишь одной из них. Отчасти эту тему я поднял в своем выступлении, которое было посвящено битве за поколение X, Y и альфа. В частности, я размышлял о том, какие изменения ждут жилой сектор в обозримом будущем. Речь шла о предстоящей битве застройщиков за новое поколение — альфа. К нему относятся все люди, родившиеся после 2010 года: именно они начинают серфить в интернете раньше, чем учатся читать.
Согласно различным данным, к 2025 году альфа станет самым многочисленным поколением в истории — их будет больше 2 млрд человек на Земле.
Поэтому внимание к этой группе сейчас наиболее повышенное. Бизнес, который смотрит в будущее, уже готовит почву под альфу — они будут основными потребителями не только услуг и товаров, но и недвижимости. И от того, насколько застройщики верно поймут пожелания поколения альфа, будет зависеть их успех: кто раньше предложит нужный продукт — снимет все сливки.
Теорию поколений предложили Ульям Штраус и Нил Хоу в своей книге «Поколения», которая вышла в 1991 году. Чаще всего именно к ней отсылают все, кто упоминает эту теорию, хотя есть и другие исследователи, работавшие над этой темой. Штраус и Хоу выдвинули гипотезу, что существует ряд поколений, меняющих друг друга каждые 20 лет, и каждому поколению присущи свои черты. Понятно, что в первую очередь они описали архетип американских поколений, но это принято переносить и на другие общества в мире.
Общепринятая классификация поколений по годам:
- «Молчаливое поколение» — родившиеся с 1928 по 1945 год.
- Беби-бумеры — родившиеся с 1946 по 1964 год.
- Поколение X — родившиеся примерно с 1965 по 1983 год.
- Поколение Y (миллениалы) — родившиеся с 1984 по 2000 год.
- Поколение Z (зумеры) — родившиеся с 2001 по 2010 год.
- Поколение А (альфа) — родившиеся с 2010 года по настоящее время.
Для российского общества тоже есть своя классификация. Кто из нас не слышал про поколение шестидесятников — это люди хрущевской оттепели — или восьмидесятников, родившихся еще до распада СССР? Но все же американская теория куда более популярна, что объясняется банальным маркетингом. Как-то надо ведь объяснять поведенческие мотивы тех или иных представителей населения, классифицировать их и предлагать им тот или иной товар? Ведь все они потребители, а за потребителя надо бороться.
Уверен, что бо́льшая часть людей, родившихся до 2001 года, целиком и полностью разделяют нынешние постулаты: своя квартира или дом с большой кухней-гостиной, где можно встретить гостей и весело провести время. Для нас главным приоритетом является то, что́ мы создаем внутри своих объектов, в то время как для поколения альфа куда важнее то, что вокруг.
Поколение X, Y, а также изрядная доля миллениалов расценивают недвижимость как одно из самых надежных средств инвестиций. Однако альфа в большинстве своем во главу угла ставит свободу и технологичность, считают исследователи. У них «шеринговое мышление». Им нравится жизнь по подписке: когда ты ничем не обладаешь, но можешь получить доступ ко всем благам. И если сейчас для них норма пользоваться каршерингом, то почему они должны отказываться от этого в категории «недвижимость»?
Поколению альфа нужен «город в городе», чтобы под рукой всегда было место, где можно поболтать с друзьями или поработать
Поколение альфа будет жить в малюсеньких квартирах без кухонь и гостиных
Согласно анализу авторитетных экспертов, поколение альфа:
- имеет зависимость от технологий;
- любит путешествовать;
- имеет высокую скорость восприятия;
- не склонно к агрессии.
Наиболее важные критерии для них при выборе жилья:
- соотношение цены и качества;
- дух места (важна история места — ЖК, построенный в поле, они будут рассматривать в последнюю очередь);
- развитая инфраструктура (в шаговой доступности должно быть все — от кафе до места для работы);
- доступ 24/7 к объектам социальной направленности на территории своего жилья.
Молодежи в юности просто не нужны большие площади — это дело будущих лет
Им нужен «город в городе», чтобы под рукой всегда было место, где можно поболтать с друзьями или поработать.
Еще одна вещь, которая фундаментально отличает поколение альфа от Y или Z, — им не нужны просторные квартиры. Достаточно помещений в 12–15 «квадратов», где уместится небольшой гардероб, санузел и двуспальная кровать.
Это, кстати, кардинально отличается от тех трендов, которые пытаются задавать на рынке недвижимости. Например, в той же Москве введен запрет на жилье площадью менее 28 квадратных метров. Но молодежи в юности просто не нужны большие площади — это дело будущих лет. Так что здесь и сейчас они заменяют их общественными пространствами.
Вся инфраструктура должна быть рядом с местом для сна, желательно внизу на первых этажах дома: ресторан, модная кофейня, коворкинг, бизнес-инкубатор и так далее. Дело в том, что поколение альфа не намерено готовить самостоятельно. Они сейчас поголовно пользуются сервисами доставки или приобретают еду в вендинговых холодильниках. И как бы странно это ни прозвучало для людей моего поколения, но альфе просторная кухня или кухня-гостиная для приема гостей не нужна. Для них это лишние помещения.
Все заметили, как в последнее время стало все больше появляться квартир в 20–22 квадратных метра
Более того, наша компания сейчас участвует в одном из проектов, где эти требования уже реализуются. Поэтому не стоит думать, что это лишь повод для дискуссии, скорее подступающая реальность. Суровая для тех, кто вовремя не перестроится.
Понимают это и ряд застройщиков. Я думаю, что все заметили, как в последнее время стало все больше появляться квартир в 20–22 квадратных метра. Эта тенденция, если ее не прервать запретами, продолжится, поскольку этого хочет рынок.
И у этого решения есть еще и экономическое обоснование. Купить квартиру в 15 кв. м за условные 2–3 миллиона смогут позволить себе куда больше молодых людей, чем классическую «однушку» в 40 «квадратов» за 8–10 миллионов. А примерно столько стоит сегодня такое предложение в развитом районе Казани у застройщиков.
Естественно, выбор в пользу таких небольших лотов будет только в тех проектах, где реализована вся необходимая инфраструктура, о которой я сказал выше.
Тут мы частично перенимаем опыт азиатских стран. Например, в Японии норма площади на одного человека составляет 5–8 метров. И там квартиры в 10–12 квадратов очень популярны.
Первое место в категории «самые маленькие квартиры» — у Гонконга: там есть квартиры меньше парковочных мест. Рекорд — жилье площадью 2 квадратных метра.
И на жилом секторе поколение альфа вряд ли остановится. Существенные изменения ждут и коммерческий сектор недвижимости. О том, почему это поколение готово работать за 20 тыс. рублей, но при этом сидеть в красивом офисе, расскажу в следующем блоге.
Вячеслав Пимурзин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.