Сегодня страны, входящие в ОПЕК+, поставляют на мировой рынок менее 27% нефти. Сила картеля постепенно угасает — та же Ангола де-факто игнорирует решения о сокращении добычи нефти, превышали свои квоты также Ирак и Казахстан. С 1 декабря увеличить свою добычу собирается и Саудовская Аравия. Все это может привести к падению цены на нефть в мире. «Российский бюджет – 2024 был сверстан, исходя из среднегодовой стоимости 71 доллар за баррель нефти и такого же среднего курса в 90 рублей за доллар. Но при сохранении тренда это все может обернуться резким спадом объема приходящей в страну валютной выручки», — тревожится известный экономист Александр Виноградов. Подробности — в материале, который он подготовил специально для «БИЗНЕС Online».
«Стоимость барреля пробила вниз уровень в 70 долларов, и в целом нефть сейчас торгуется на уровнях полуторагодичной давности»
Нефть-2024
Возвращаясь к экономическим заметкам после определенного перерыва, просто необходимо выбрать какую-либо животрепещущую тему. В данном случае это будет нефть и ситуация на данном рынке, и поводов для этого накопилось много — от продолжающейся зависимости РФ от экспорта (с чего бы этому меняться?) до слухов о скорых особых мерах на этом рынке со стороны КСА (Королевство Саудовская Аравия). Если же наложить это на очередной акт ожидания мирового кризиса (США понижают ставки — значит, уже скоро пора), то получиться может весьма задорная итоговая картинка. Может, но пока еще не получится.
Для начала стоит отметить, что ситуация с ценой нефти действительно неординарна. Стоимость барреля пробила вниз уровень в $70, и в целом нефть сейчас торгуется на уровнях полуторагодичной давности. Это, разумеется, в текущих ценах; с учетом долларовой инфляции они будут пониже. Более того, исходя из технической картины, баррель почти уполовинился в цене с пиков весны 2022 года, и уже неоднократно были попытки пробить вниз текущий уровень около $65, и это формирует классический треугольник. Выход из такого треугольника практически всегда идет «горизонтально», т. е. в сторону ниже $65, и этот уровень, являющийся сейчас поддержкой, превратится в сопротивление. Разумеется, гарантии такого поведения никакой нет, но теханализ говорит именно об этом. Но, конечно же, не техникой единой определяется стоимость актива, не стоит забывать и о фундаментале. А с ним на истекшей неделе было довольно любопытно.
Британская The Financial Times сообщила, что КСА готово отказаться от своей неофициальной цели в $100 за баррель нефти для сохранения доли рынка. Дескать, саудиты готовятся с декабря увеличить добычу — удержание ее на текущих уровнях уже не работает на поддержание цены, соответственно, вполне может отработать вариант «можем повторить». Речь идет об истории середины 80-х годов прошлого века, когда арабы резко нарастили добычу, что привело к падению стоимости барреля в разы, с $35 в 1980 году до $10 в 1986-м — и к трансформации политики от «брать свое по цене» к «брать свое по объему». Сейчас ситуация усиливается тем, что, по некоторым данным, при текущем уровне добычи КСА для балансирования бюджета страны уже требуется ценник в $100 за баррель.
«Замысел Saudi Vision 2030 никуда не делся, равно как и предпосылки для него. Саудиты исходят из простой идеи — «нам надо придумать, что мы будем делать, когда в мировом масштабе спрос на нефть упадет в силу постепенно свершающегося энергоперехода»
«КСА нужно удачно продавать нефть»
Это и так, и не так. Никакого ориентира в $100 не существует, но есть живая необходимость привлечения капитала в страну, для чего желателен профицитный торговый баланс. И он такой и есть, причем почти всю дорогу, за исключением нескольких месяцев в начале дурного ковидного 2020 года. С балансом текущего счета ситуация не столь радужная — этот показатель в среднем за 10 лет лишь немного выше нулевого уровня. Иными словами, привлекать капитал Саудовская Аравия может не столь активно, и это сказывается на перспективах страны.
Речь, конечно же, о мегапроекте Saudi Vision 2030 и линейном городе Neom в частности. «Осетра» пришлось категорически урезать: линейный город на 5 млн человек и длиной 120–170 км стоимостью более триллиона долларов, с огромным количеством разнообразных инновационных решений и призванный привлекать такую же инновационную деятельность, похудел 50-кратно именно по причине нехватки финансирования. По новым вводным, длина его составит всего 2,4 км с населением не более 300 тыс. человек, инновационность в объектах пострадала незначительно, но проект в целом перестал быть столь ярким флагманом нового образа Саудовской Аравии.
Но сам замысел Saudi Vision 2030 никуда не делся, равно как и предпосылки для него. Саудиты исходят из простой идеи — «нам надо придумать, что мы будем делать, когда в мировом масштабе спрос на нефть упадет в силу постепенно свершающегося энергоперехода». Соседи из ОАЭ нашли себя как финансово-торговый хаб и существенно продвинулись по этому пути, в том числе и по регуляторной практике. КСА надо догонять, и в эту сторону они вполне системно работают, в том числе, например, и в сфере организации обращения цифровых валют и проведения международных платежей посредством таких схем. Но для всего этого нужны инвестиции, а для этого надо удачно продавать нефть.
Саудовская Аравия будет наращивать добычу нефти
И процесс, возможно, пошел. Агентство Reuters сообщило, что Саудовская Аравия больше не намерена снижать добычу нефти в рамках сделки ОПЕК+ и с 1 декабря начнет наращивать поставки на рынок. Пока понемногу: с декабря Саудовская Аравия будет увеличивать среднесуточную добычу на 83 тыс. баррелей в сутки каждый месяц, в результате к декабрю 2025 года она вырастет на 1 млн баррелей. При этом, по имеющимся данным, резерв по неиспользуемой возможной добыче составляет в КСА около 3 млн баррелей в день. Иными словами, если их припрет, то вывалить нефти на рынок они могут довольно много.
Более того, наращивать добычу в целом намерена вся ОПЕК+. Сообщается, что валовой рост добычи в этих странах (напомню, в ОПЕК+ входит и РФ) составит в декабре 180 тыс. баррелей в день. Был план запустить рост добычи уже в этом месяце, но пришлось его сдвинуть на декабрь в силу именно что падения стоимости барреля, дабы не усиливать его.
Проблема для ОПЕК+ заключается в том, что именно эта организация сокращает свою добычу, поддерживая мировые цены на нефть, но пользуются ими в основном те, кто никаких соглашений об ограничении добычи не заключал, в частности, в такой ситуации находятся США. Картина утяжеляется тем, что в США вскоре выборы, и это традиционный период умасливания электората, в том числе и ценами на бензин — и, соответственно, на нефть. При этом текущее сокращение добычи относительно возможных уровней составляет у ОПЕК+ 5,6 млн баррелей в день, и этот объем, будучи вываленным на рынок, способен полноценно его обрушить, но это в теории.
Стоит также отметить, что доступная «сила» ОПЕК+ со временем убывает, картель теряет в мощности, что вынужден компенсировать организованностью совместных действий. Увы и ах, до начала активной фазы американской нетрадиционной добычи, т. е. до 2010 года, ОПЕК+ играла солидную роль, поставляя на рынок 40% мирового потребления нефти, а сейчас ее доля составляет менее 27%. Очевидно, эффективность такого рычага воздействия падает, и это негативно влияет на мотивацию участников ОПЕК+. Та же Ангола де-факто игнорирует эти решения, превышали свои квоты Ирак и Казахстан. Рынок постепенно побеждает картельный сговор.
Из-за падения цен на нефть России грозит спад валютной выручки
И вот на этом этапе возникает вопрос: а что дальше? Пока-то ничего, пока более-менее аккуратно, хотя тот же доллар уже стоит на Forex более 94 рублей. Но эти объемы, потенциально вываливаемые на рынок, способны породить ценовую войну и в итоге выжать с рынка тех, кто на нем относительно слаб с точки зрения наличия устоявшихся контрагентов, себестоимости добычи и эффективности логистики. Увы, Россия в настоящее время относится к числу таких вот «слабых звеньев» добычи и продажи нефти.
Еще раз — пока все в порядке. Рост добычи и продаж в КСА на 83 тыс. баррелей в день с ежемесячным приростом не способен пока поколебать ситуацию с поступающей в страну валютной выручкой, равно как и рост добычи всей ОПЕК+. Но в целом это долгосрочный риск, который как-то надо учитывать в своей деятельности. Напомню, что бюджет-2024 был сверстан, исходя из среднегодовой стоимости $71 за баррель нефти и такого же среднего курса в 90 рублей за доллар. Но при сохранении тренда это все может обернуться резким спадом объема приходящей в страну валютной выручки, в результате чего история 80-х годов повторится вновь. Понятно, в лайт-верии, но ничего приятного в этом все равно нет.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.