Cегодня президиум правительства рассмотрит новую федеральную целевую программу (ФЦП) по разработке и производству композитных материалов, крайне необходимых для космической, авиационной и атомной отраслей. Стоимость программы, рассчитанной до 2015 года, — 63 млрд. рублей.

Как сообщил источник, Объединенной авиационной корпорации  разрабатывает и в скором времени будет производить авиационные крылья из композитных материалов.

Предполагается, что к 2010 году площадка для их производства будет создана в Казани, Воронеже или Новосибирске.

Если программа по разработке и производству композитных материалов будет запущена, то отечественная промышленность, прежде всего ВПК, получит примерно 300 видов композитных материалов, закупаемых сейчас за границей. При нынешнем росте цен на нефть эксплуатация самолета, состоящего частично из углепластика, гораздо более выгодное дело.

"Самолет Boeing состоит на 60% из композитов, Airbus примерно на 55%, наш Superjet всего на 30%, — говорит источник. — Между тем углепластик прочнее на разрыв, а главное, имеет меньший коэффициент сопротивления и легче алюминия в полтора раза, и поэтому для того, чтобы он поднялся в воздух, необходимо меньше горючего". А это благоприятно сказывается на цене авиабилета. Ныне разрабатываемый американцами Boeing Dreamliner тоже наполовину будет из композитов, что из-за снижения веса, естественно, отразится на его пассажировместимости.

Во времена СССР мы сохраняли паритет с США по объемам производства углепластика. После развала Союза большинство производств осталось в бывших братских республиках, особенно много в Казахстане, а в России остались лишь опытные производства и научные кадры. Ни того, ни другого сейчас почти не сохранилось. А западные страны не готовы продавать нам не только технологии по изготовлению композитов, но даже сырье. Одна из японских компаний, например, обеспечивает композитными материалами для авиатехники все страны, входящие в НАТО, и, естественно, отказывается поставлять их России.

По материалам РБК Daily