• $90.660.43
  • 98.641.24
  • ¥12.600.06
Реклама
Реклама
Рекламодатель
bizon.gallery
  • за все время
  • сегодня
  • неделя
  • год
    Idel
    на сайте 10 лет 5 месяцев
    место в рейтинге
    репутация
    0
    комментарии
    1
    • Выдающиеся открытия и шедевры рождаются не в порядке очереди, а как неожиданное откровение

      &quot;Хотел бы спросить у Ркаиля, что он сделал в ответ кинопасквилю «Орда»? Как предлагает ответить вакханалии в истории татар и народов России?» - пишет Р.Валеев.Что, он теперь читает только то, что сам пишет? В журнале &quot;Идел&quot;-&quot;Идель&quot; (№8, 2013 год) вышла статья Р.Зайдуллы &quot;С камнем за пазухой&quot;. Вот в этой статье как раз Зайдулла и высказывает свое мнение, отношение к фильму. Эх, Римзиль Валеев... Все время хвастаетесь, что были хорошим главным редактором журнала.Вот текст Зайдуллы:<br />&quot; Из тетради без обложки<br />С камнем за пазухой<br />Ркаил Зайдулла<br /> «Если ты в прошлое выстрелишь из пистолета, <br /> то будущее в тебя выстрелит из пушки».<br /> Жан-Жак Руссо<br />12 июня – в День России – по телевизору показали фильм «Орда» (режиссёр А. Прошкин, автор сценария Ю. Арабов). По первому каналу! Один этот факт побудил меня к размышлениям.<br />Фильм начинается со сцены прихода послов папы Римского во дворец хана. Татары называли этот дворец Алтынташ (золотой камень). Но в кадре мы видим грязную хижину, саманные стены которой обмазаны глиной. Хан Тинибек (А. Панин) и его окружение, облачённое в немыслимую рванину, жадно поедают мясо, жир стекает по ладоням и капает на одежды. На каждом пальце по перстню. Камень на каждом перстне размером с конский глаз. Нет, эти люди совсем не похожи на доблестных воинов. Джанибек (И. Дакаяров), не стесняясь присутствия послов, душит своего старшего брата Тинибека. А что они сотворили с послами! Татарское выражение «Илчег? ?лем юк» (жизнь посла неприкосновенна) оказалось пустым звуком.<br />Короче говоря, обитатели Сарай-Джука, одной из высококультурных империй Евразии, предстают в фильме сворой безмозглых бандитов. <br />Но если обратиться к истории, то главное событие фильма – визит Московского митрополита Алексия (М. Суханов) в Сарай-Джуг – пришёлся на самые благодатные года правления хана Джанибека, который, несмотря на все свои злодеяния, назывался в русских летописях «добрым». Посетивший всего двадцатью годами раньше эти места великий арабский путешественник Ибн Баттута вот как описывает в своей книге увиденное: «Сарай-Джуг – один из величественнейших и красивейших городов на Земле, здесь живёт большое количество людей. Улицы широки. Базары очень богаты. Чтобы осмотреть город, в один из дней с несколькими высокопоставленными лицами мы оседлали коней и тронулись в путь. Мы жили на окраине. Выехав рано утром, на другой конец города мы добрались только после полуденного намаза». <br />Роль ханши Тайдулы играет Роза Хайруллина. Разговаривает по-татарски. (На каком языке говорят остальные татарские персонажи, понять невозможно, их, как обычно, играют казахские, якутские, тувинские артисты.) Ханша предстаёт на экране в самом неприглядном виде, лицо мертвенно-бледное, одежда с ног до головы чёрная. Ибн Баттута так описывает жену хана: «На её голове… украшенная драгоценными камнями корона, тончайшей выделки шёлковое платье тоже украшено жемчугом». И про жену одного эмира: «Тридцать наложниц подошли и подхватили в специальных местах длинный подол платья госпожи, чтобы он не влачился по земле. Вид женщины был очень гордым». <br />В фильме есть даже намёки на инцест (отношения между Джанибеком и его матерью) и каннибализм.<br />«Орда» – непростой фильм. Кинокомпания «Православная энциклопедия» сняла его с благословения русской православной церкви, потратив миллионы долларов. Из истории известно, что Джанибек хан проникся особым уважением к русскому духовенству. В отличие от предшественников он не собирал с них налогов, благодаря чему увеличилось количество монастырей, бессчётно повсюду возводились церкви. Не делай добра, не получишь и зла, правоту этой пословицы татарский народ сполна прочувствовал на себе: через шестьсот с лишним лет наследники тех попов, которые нарекли хана Джанибека титулом «добрый», в фильме, который язык не поворачивается назвать художественным, с наслаждением вываляли в грязи страну, в своё время давшую им возможность поднять голову и свободно вздохнуть. Что поделать, добро давным-давно позабыто, а камень-то вот он, всегда за пазухой. <br />Этот фильм, вне всяких сомнений, снимался с определёнными политическими целями. Изображение татар (читай, Востока в целом) средневековья дикими вандалами очень хорошо согласуется с нынешней политикой Москвы: должно остаться только одно государство – Великая Русь. А у других (в том числе и татар) никакого государства не было, значит, не должно быть его и в будущем. А сегодняшние потуги на государственность – это всё временное, искусственно привитое советским режимом явление. Как только в Европе ухудшается национальная обстановка, слышатся злорадства: «Ага, видите, и в Европе мультикультурализм себя не оправдал!»<br />Этот фильм не вызвал у татар негодования, свойственных Европе бунтов не разразилось. Мы привыкли к унижениям. Некоторые даже поверили в то, что наши предки были дикарями. Если тебе на протяжении нескольких веков втемяшивать, что ты ущербный и дикий, то невольно начинаешь в это верить. Цель традиционная: чтобы потомки «диких» татар отреклись от своих предков и примкнули в государствообразующему народу, оказались в лоне православной церкви! Вспомнилось одно замечание видного историка Азгара Мухаммадиева. «В шестидесятых годах прошлого столетия во время раскопок в городе Сарай-Джуг, пишет он, стоило только обнаружить что-нибудь золочёное или какой-нибудь художественный фрагмент, отличающийся от традиционных для татар черепков керамики из обожжённой красной глины, как находку тут же причисляли к изделию мастеров фарси или арабов». Один из будущих учёных не выдержал и, улучив подходящий момент, с присущей студентам откровенностью спросил: «Что, они сами не могли, что ли, изготавливать такие изделия?» Ответ был не менее откровенным: «Откуда? Это же татары!» <br /><br />
    Хотите быть в курсе важных новостей?
    срочная новость
    The New York Times: Россия начала эвакуировать своих дипломатов из Украины