Сегодня на заседании экономического совета при кабмине РТ Рустам Минниханов рекомендовал к принятию проект трехлетней «дорожной карты» по развитию малого и среднего бизнеса (МСБ) в Татарстане. Необходимость «атласа дорог» президент РТ объяснил замершей на цифре 25% долей предпринимательства в валовом региональном продукте, хотя Татарстан в последние три года на втором месте в РФ после Москвы по сумме поддержки МСБ. Опрошенные «БИЗНЕС Online» участники совещания отмечают некую «рамочность» карты, но считают, что такая концепция нужна для оживления бизнеса Татарстана.
РУСТАМ МИННИХАНОВ ПРЕДЛОЖИЛ УТВЕРДИТЬ ТРЕХЛЕТНЮЮ «ДОРОЖНУ КАРТУ» РАЗВИТИЯ МСБ
Сегодня экономический совет кабмина РТ под председательством президента Рустама Минниханова рекомендовал принять стратегический документ развития малого и среднего бизнеса в РТ, именуемый модным термином «дорожная карта».
Напомним, что этот атлас разработан ТПП РТ, он рассчитан на 2014 - 2016 годы. Впервые документ был представлен на итоговой конференции ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Затем он не раз корректировался и в итоге с учетом предложений и пожеланий самих предпринимателей с первоначальных 187 страниц он разросся до 207. С проектом «дорожной карты» можно ознакомиться на сайте ТПП РТ.
«Мы много говорим о значении и роли малого и среднего бизнеса, но немножко застопорились на уровне 25 процентов, хотя динамика была неплохой», — открыл совещание Минниханов. По словам президента, в 2015 году стояла задача довести долю МСБ в структуре валового регионального продукта до 34%, но при такой динамике этого достичь не удастся. Сегодня в Татарстане более 140 тыс. хозяйствующих субъектов и 500 тыс. работающих представляют сектор малого и среднего бизнеса.
Минниханов предложил утвердить проект «дорожной карты» и ежеквартально контролировать его реализацию.
Рустам Минниханов |
ТАТАРСТАН НА ПЕРВОМ МЕСТЕ В РОССИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МСБ, НО...
Мероприятий по развитию МСБ в карте довольно много, но главное, пожалуй, смещение акцента от инфраструктурной поддержки бизнеса к прямому финансированию. А также предполагаемая передача на уровень муниципалитетов полномочий распоряжения этими средствами и финансирование муниципальных программ поддержки МСБ из бюджета РТ.
До этого ничего подобного в Татарстане не было, хотя республика на втором месте в РФ после Москвы по объемам поддержки малого и среднего предпринимательства. А в расчете на одного бизнесмена втрое опережает столицу. Так, в прошлом году Москва выделила на поддержку МСБ 4,6 млрд. рублей. Татарстан — 2,1 млрд. (см. таблицу). Но при этом, если в Москве на поддержку одного среднестатистического предпринимателя приходилось 19 тыс. рублей, в Татарстане — более 45 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 - 2013 годах (за счет всех источников финансирования)
Субъект Российской Федерации |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
тыс. руб. |
на 1 СМП, тыс. руб. |
тыс. руб. |
на 1 СМП, тыс. руб. |
тыс. руб. |
на 1 СМП, тыс. руб.* |
|
город Москва |
3821600,00 |
15,664 |
4446256,00 |
18,903 |
4590711,00 |
19,253 |
Республика Татарстан |
1646727,30 |
35,853 |
1634254,27 |
34,110 |
2144350,89 |
45,440 |
Московская область |
852300,80 |
11,715 |
1307459,10 |
17,429 |
1400641,03 |
18,566 |
Свердловская область |
1113241,40 |
15,286 |
1277111,00 |
16,691 |
1323684,00 |
17,52 |
Краснодарский край |
372650,00 |
6,818 |
763266,36 |
13,906 |
1009643,50 |
18,345 |
Нижегородская область |
739417,78 |
17,915 |
1108030,72 |
28,893 |
930852,13 |
24,008 |
Ростовская область |
721831,90 |
13,216 |
825890,62 |
14,660 |
894374,90 |
16,01 |
Республика Башкортостан |
472087,50 |
14,550 |
477326,25 |
12,271 |
728655,11 |
18,914 |
Челябинская область |
66737,00 |
1,918 |
140400,00 |
3,984 |
518000,00 |
14,727 |
Воронежская область |
843320,94 |
36,823 |
377480,05 |
17,058 |
271546,69 |
12,09 |
*Расчет произведен исходя из количества микропредприятий, равного уровню 2012 года
Причем львиная доля средств поддержки в Татарстане вкладывается в инфраструктурное развитие и только треть всех денег в 2013 году расходовалась на прямую поддержку бизнеса. Это программы типа «Лизинг-грант», «Инновации», «Техприсоединение», «Субсидии на образование», «Кластерные гранты». Если исходить из логики обозначенных в «дорожной карте» пропорций, то в 2013 году на прямую поддержку ушло более 650 млн. рублей, в инфраструктуру вложено 1,4 млрд. рублей. Но в результате диспропорции между инфраструктурой и прямой поддержкой только 0,4% предпринимателей РТ реально получали деньги, отмечается в «дорожной карте». Причем этот пункт относится к слабым сторонам программы. «Чтобы нивелировать влияние слабых сторон и усилить эффективность сильных сторон, необходимо изменить сами принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы, — указывается в документе. — Изменение структуры распределения бюджетного финансирования в сторону увеличения объемов прямой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный принцип предполагает планомерное снижение доли средств, предусмотренных на реализацию мероприятий имущественной, инфраструктурной поддержки в пользу мероприятий, направленных на оказание непосредственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой |
Всего программой предусматривается реализация 14 различных мероприятий, каждое из которых включает ряд подпрограмм.
«Дорожная карта», по мысли Минниханова, должна способствовать формированию предпринимательской среды, созданию новых бизнесов и новых рабочих мест. Хотя, разумеется, далеко не во всех районах этому вопросу уделяется достаточно внимания. Достаточно вспомнить, что в Чистопольском районе доля МСБ — более 38%, в Казани 34%, в Зеленодольске — 25%, а в том же Альметьевском районе — 8%. В целом в 67% районов республики доля МСБ ниже среднереспубликанских 25%.
В большинстве регионов помимо финансирования региональной программы, софинансируются и муниципальные программы, реализуемые в регионе. В особенности это ярко демонстрируют примеры Башкортостана, Московской области, Краснодарского края. В республике же до сих пор превалировал региональный подход: все деньги раздавали только республиканские операторы. Сначала это было АИР РТ, затем минэкономики РТ. То есть деньги на программы балтасинских, ютазинских, челнинских бизнесменов давали в Казани.
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой |
И вот теперь в «дорожной карте» прописано, что полномочия по распоряжению средствами поддержки «спускаются» на уровень районов.
То есть республика планирует «тряхнуть мошной» и раздать главам средства на поддержку МСБ. Для этого планируется внедрить «механизм предоставления субсидий муниципальным образованиям на реализацию муниципальных программ поддержки МСБ», говорится в документе. Параллельно ужесточается и ответственность глав за достигнутые результаты в разрезе роста доли бизнеса в ВРП: эти индикаторы республиканские власти берут под особый контроль.
Тимур Нагуманов и Шамиль Агеев |
ПРОВЕРЯЮЩИЕ «СУНУЛИ НОС» В КАЖДЫЙ ВТОРОЙ БИЗНЕС ТАТАРСТАНА
Помимо «дорожной карты», совещание было посвящено в целом проблемам развития малого и среднего бизнеса в Татарстане, а «дорожная карта» была одним из вопросов повестки дня. Как рассказал «БИЗНЕС Online» бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов, обсуждались также пути снижения административных барьеров, затрагивались вопросы проверок бизнеса.
«Бесконечное количество проверок остается одним из крайне болезненных вопросов бизнеса, — рассказал Нагуманов. — Многие чиновники просто не понимают, что любая проверка для проверяющего — просто обычная работа, основная функция, за которую он получает зарплату. А для бизнеса это не просто огромный стресс, это еще и отвлечение ресурсов».
Пришел проверяющий — ему надо обеспечить рабочее место, предоставить документацию, оторвать от основного вида деятельности людей... Такие «пляски» могут продолжаться долго. В качестве примера Нагуманов привел ситуацию в структурах «Эссена», где в прошлом году было 368 проверок. То есть фактически каждый рабочий день приходили по две проверки, для обслуживания пристальных интересов власти компании приходится держать троих юристов...
«Мы провели за прошлый год анализ, по данным прокуратуры, у нас было около 43 тысячи проверок, — продолжает Нагуманов. — А по данным госкомитета по статистике, было 75 тысяч проверок. То есть даже объективных данных по этому вопросу просто нет!»
Если верить статистике, то проверяющие так или иначе сунули нос в каждый второй бизнес Татарстана. Но это, как считает бизнес-омбудсмен, еще не весь ледяной айсберг госпроверочного душа. Сюда не входят проверки прокуратуры, налоговиков, УФАС и прочих структур. Внезапные проверки благодаря различным оговоркам в законодателстве проводились без согласования с прокураторой: доля таких — почти 98%. И это на фоне того, что входящий в Таможенный союз Казахстан в этом году отменил внеплановые проверки, а на будущий год президент страны Нурсултан Назарбаев вводит запрет на любые проверки вообще.
В итоге премьер-министр РТ Ильдар Халиков попросил подготовить подробный анализ этой ситуации.
Линар Якупов |
«КОНКРЕТИКИ, МОЖЕТ, И НЕТ — ЗАТО ПОЯВИЛАСЬ СТРАТЕГИЯ»
С просьбой оценить документ, который рекомендовал к принятию Минниханов, «БИЗНЕС Online» обратился к участникам совещания и представителям бизнес-структур.
Линар Якупов — руководитель агентства инвестиционного развития РТ:
— Сегодня были обозначены очень актуальные вопросы, один из которых озвучил и Рустам Нургалиевич. А именно: отсутствие серьезного развития малого и среднего бизнеса. Сейчас в первую очередь нужно определить те дальнейшие точки роста, те проекты, которые могли бы стать для нас локомотивом.
Та работа, которая ведется в сфере крупного бизнеса, должна вестись и на уровне малого и среднего предпринимательства. Мы все понимаем, что малому бизнесу требуется льготный период, в течение которого эта форма предпринимательства сможет встать на ноги. Если мы сможем предоставить условия, которые позволят в течение трех-пяти лет освободить МСБ от каких-то типов налогов, дать ряд преференций, то мы, по сути, заложим серьезный рост на будущее. Этот вопрос очень актуален. Кроме того, над рядом пунктов мы уже работаем. Активно разрабатывается электронная система сопровождения инвестиционных проектов, которая так же позволила бы решить вопросы МСБ.
С точки зрения повышения инвестиционной привлекательности и по отношению к малому и среднему бизнесу нужно понимать, что любой инвестор, когда оценивает ситуацию в регионе или стране, смотрит прежде всего, какие условия предоставляются для своего локального бизнеса. Поэтому этот показатель очень важен в работе с серьезными инвесторами.
Да, еще нужен ряд доработок. Но самое главное — чтобы программа не просто оставалась картой, а была рабочим документом, который позволил бы сделать серьезный шаг вперед. Документ, в реализации которого должны принимать активное участие как правительство, власти на местах, так и бизнес.
Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:
— При создании этой «дорожной карты» мы проанализировали опыт 10 успешных регионов России, а именно то, как они поддерживают МСБ. У нас, к сожалению, в этой сфере есть еще масса пробелов. Поэтому упор всей «дорожной карты» делается на поддержание реального бизнеса в реальном секторе экономики.
«Дорожная карта» еще в декабре была готова и вынесена на обсуждение в палате с участием всех ассоциаций МСБ.
В карте четко поставлены вопросы по снижению и сохранению льгот для производственно-малого бизнеса технопарка «Химград», «КИП «Мастер», на которые в 20 раз хотели увеличить нагрузку в виде налога на имущество. Не забыли и об увеличении внутреннего спроса с тем, чтобы муниципальный и государственный заказ был заинтересован в отечественном производителе. Поставлены задачи и для глав районов, чтобы они искали неравнодушных и предприимчивых людей, сделана памятка и для молодого предпринимателя.
Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей:
— В «дорожной карте» проведен большой анализ международной и российской практики поддержки малого и среднего бизнеса. Там содержатся очень неплохие рекомендации по дальнейшим действиям.
Да, звучала критика со стороны представителей бизнес-сообщества, что конкретных шагов в документе не прописано и он скорее концептуальный. С этой критикой можно согласиться, может быть, и нет конкретных действий. Но в целом это хороший документ — стратегические направления, куда надо двигаться в развитии структуры поддержки малого и среднего бизнеса.
Разумеется, в рабочем порядке мы вносили свои предложения в документ, в частности, по патентной системе налогообложения, участию бизнеса в госзакупках и так далее. Фактически многое из нашей работы получило отражение в итоговом документе.
Рустем Сибгатуллин — замминистра экономики РТ, начальник департамента поддержки предпринимательства минэкономики РТ:
— Эта «дорожная карта» рассчитана на три года. И, естественно, эта программа — живой организм. Мы сами хотим, чтобы в нее вносились изменения. Чтобы сам бизнес постоянно корректировал направление этого движения.
Хайдар Халиуллин — председатель совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:
— Думаю, на сегодня есть еще ряд недоработок в этой «дорожной карте»: она сыровата, нет конкретики. Но этот документ концептуального характера, который оставляет возможность для разработки конкретных подпрограмм. И вот такие подпрограммы будут разрабатываться по нескольким направлениям. Например, важное направлние — передача полномочий в муниципальные районы по развитию МСБ. Также нужно будет особое внимание уделить повышению эффективности инфраструктуры. Между тем уже сейчас инфраструктура РТ дает около 10 процентов производства, и эти цифры можно будет увеличить в 2 - 3 раза. Также необходимо максимально использовать инвестиционные возможности сельских районов Татарстана, где требуется переработка сельскохозяйственной продукции.
Безусловно, некоторые пункты этой карты требуют ряда подготовительных этапов со стороны минэкономики: документы, положения, регламенты, для того чтобы определять политику в отношении муниципальных районов. А по некоторым направлениям нужно просто продолжать работу, используя эффективно систему господдрежки.
«Дорожная карта» — это основополагающий документ, который позволяет находить конкретный инструментарий воздействия на повышение деловой активности бизнеса. В ближайшее время наша ассоциация продолжит работать уже совместно с министерством экономики, планируется подписание плана на 2014 год. Основа плана уже подготовлена, кроме того, одним из основных вопросов станет максимально эффективная реализация этой «дорожной карты».
Сергей Майоров — председатель наблюдательного совета агентства по привлечению инвестиций Набережных Челнов:
— На мой взгляд, нужно было более серьезно расставить акценты с точки зрения того, в чем сегодня нуждается наше предпринимательство. Основная проблема и беда бизнесменов в том, что нет длинных, дешевых и доступных денежных средств. Понятно, что на уровне республики это не решить, должна быть какая-то федеральная целевая программа. Но все-таки движение в этом направлении — самое главное, это то, что сейчас нужно предпринимательству. Мы технологически очень сильно устарели по сравнению с ведущими мировыми компаниями. Чтобы нам сохраниться, нужно обновление, а оно невозможно без доступных денежных средств. Я, к сожалению, не услышал об этой проблеме в докладе, а с нее надо было начинать.
В целом же многое обновили: начиная с ускорения регистрации, выдачи разрешений на строительство, доступа к техническому присоединению и всем модернизированным сетям. Но это те проблемы, которые волнуют компании... не массово. Фирму я зарегистрировал один раз и работаю. Разрешение на строительство мне тоже нечасто нужно, только когда идет модернизация или необходим новый объект. С техприсоединением тоже не каждый день сталкиваешься. А проблема модернизации существует всегда.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.