«ДОСТАТОЧНО СЕЙЧАС ПРИЕХАТЬ В КАЗАНЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, КАК ОНА ВИЗУАЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ»

Сегодня федеральный «Коммерсантъ» опубликовал интервью управляющего директора Russ Outdoor Максима Ткачева, в котором глава одного из крупнейших операторов наружной рекламы России дал свою, весьма любопытную оценку ситуации с «наружкой» в нашей стране и, в частности, в Казани.

По мнению Ткачева, торги на право размещения средств наружной рекламы, прошедшие в столице РТ в 2012 году и ставшие первыми на всей территории России, были организованы лучше, чем где бы то ни было еще. «Идеального муниципалитета не было. Но лучше всего торги были организованы, наверное, в Казани», — заявил Ткачев. Несмотря на то, что торги проходили несколько месяцев, в условиях жесткого противостояния разных сторон, объекты торгов были разделены на много разных лотов, «в Казани все изменения из состояния «перед торгами» в состояние «после торгов» по факту прошли за 2,5 месяца». «Не было долгого периода турбулентности. Был резкий скачок цен в конце 2012 года, но в 2013-й все операторы вышли с четким пониманием, какие у них будут бюджеты. И достаточно сейчас приехать в Казань, чтобы понять, как она визуально отличается в лучшую сторону от аналогичных городов по численности населения», — отметил директор Russ Outdoor.

Напомним, что в 2012 году за эпопеей с торгами на право размещения средств наружной рекламы в столице республики пристально следили не только в Казани и республике, но и во всей рекламной России. Так как именно здесь обкатывались новые правила игры, заданные новыми законами Госдумы РФ. Намерение мэрии провести аукционы максимально прозрачно, без привилегий для кого-либо, вызвало, по выражению мэра Ильсура Метшина, целый «фронт массированного, подготовленного, хорошо проплаченного противодействия». В сухом остатке оказались не только уймы судебных дел, разбирательств в ФАС и скандалов в прессе, но и главное — 1 млрд. рублей в городской бюджет, что составило внушительные 8,2% от всех его собственных доходов. Впрочем, это еще не вся дань городу со стороны рекламщиков. Казань будет получать еще по 95 млн. рублей в год в качестве платы по договорам на установку рекламных конструкций. За пять лет это еще почти полмиллиарда в общий котел.

«В КАЗАНИ В БЛИЖАЙШИЕ ПЯТЬ ЛЕТ ИНВЕСТИЦИЙ В НАРУЖНУЮ РЕКЛАМУ УЖЕ НЕ БУДЕТ»

Торги в Казани проходили в условиях жесткого противостояния местных компаний, федеральных игроков и муниципалитета. Взаимные претензии были у всех сторон — газета «БИЗНЕС Online» проводила масштабный круглый стол с участием всех заинтересованных лиц, на котором были подняты самые разные злободневные тогда вопросы. Организаторы торгов столкнулись с препятствиями, в том числе с вмешательством УФАС.

По словам Ткачева, в каждом городе в ходе торгов не обходится без жалоб. «Где-то они пишутся, потому что писать проще, чем участвовать в торгах. Где-то они вполне оправданны. Споры — неотъемлемая часть торгов, ничего с этим не поделаешь. На рынке происходят структурные изменения, которые надолго определят форму его существования. И, наверное, главный итог того, что происходило в 2013 году, — это то, что почти наполовину сформировался сегмент наружной рекламы на следующее десятилетие», — отметил он.

Тем временем собственно поправки в закон «О рекламе», сделавшие обязательными регулярные торги, можно расценивать, по мнению Ткачева, в качестве попытки «изменить ландшафт в наружной рекламе». «Но этим никто так и не смог воспользоваться. Зато я могу точно сказать, что те компании, которые, выступая от имени малого и среднего бизнеса, отчаянно доказывали, что право преимущественной пролонгации — это абсолютное зло, себя наказали втройне. С отменой преимущественных прав пролонгации их активы обесценились, они перестали быть привлекательными объектами поглощения, оказались неконкурентоспособными на торгах и просто растворились», — заявил директор Russ Outdoor.

Есть в законе места, с которыми глава одного из крупнейших российских операторов «наружки» не согласен. «В тот момент в законодательстве было закреплено два положения: первое — аукционы или конкурсы проводятся на пять лет, второе — то, что историческая принадлежность рекламного места не учитывается. Я и тогда считал и продолжаю считать, что нам не надо изобретать новых практик, а надо воспользоваться лучшими из существующих. На более зрелых рынках, чем мы, торги проводятся на 15 - 20 лет, а в случае коротких контрактов их не надо проводить совсем, предоставляя операторам право преимущественной пролонгации и взимая аренду, одинаковую для всех игроков. Либо первый вариант, либо второй. Поправки 2007 года содержали все самое плохое из этих двух вариантов: торги только на пять лет, право преимущественной пролонгации отменяется. Хорошо, что в прошлом году в законодательство внесли изменение, позволившее увеличивать срок договоров до 10 лет. Это полумера, хотя и она важна. Но в Казани, где аукционы прошли до этих нововведений, в ближайшие пять лет инвестиций в наружную рекламу уже не будет. Город получил, да, относительно хорошие конструкции, но они ничем не отличаются от тех, что мы ставили там еще 10 лет назад. Ничего инновационного там пока не будет, никто не станет инвестировать в новые высокотехнологические форматы», — подчеркнул он.

15489.jpg
Казань стала первым городом в России, где организована система велопроката (фото: metshin.ru)

«ЗА ЭТОТ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ НАМ НЕ СТЫДНО»

Отдельно в интервью Ткачев рассказал о проекте Veli’K, который в пилотном режиме был запущен в Казани в преддверии Универсиады при участии мэрии и «Банка Казани». «Проект был осуществлен в рекордные сроки в преддверии Универсиады, и за этот пилотный проект нам не стыдно. Если в ближайшее время наши партнеры по проекту исполнят свои обязательства, то проект ждет серьезное расширение и в городе будет полноценная велосипедная транспортная система, как и в Европе», — приоткрыл Ткачев планы на ближайшее будущее, одновременно публично перекинув «мяч» на территорию Казани.

По его словам, это не имиджевый, а бизнес-проект, долгосрочный. «Для нас казанский проект был важен, потому что мы планировали предложить Veli’K другим городам, в частности, Москве и Петербургу. Москва, к сожалению, по независящим от нас причинам выбрала другого подрядчика, Петербург пока решения не объявил», — добавил он.

Казань стала первым городом в России, где организована система велопроката по образцу международной программы Cyclocity — проекта мирового оператора наружной рекламы JCDecauх (этот оператор владеет 25% акций Russ Outdoor), функционирующего в 67 городах мира. Всего в данной программе задействовано 47 тыс. велосипедов, количество ежедневных прокатов превышает 120 тысяч. По условиям контракта, Russ Outdoor обеспечивает работоспособность системы в течение 15 лет. Тарифы за прокат велосипедов устанавливаются муниципалитетом, а все поступления от проката поступают в «Банк Казани», сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Russ Outdoor. В свою очередь, «Банк Казани» на ежегодной основе будет финансировать проект, выплачивая Russ Outdoor установленную сумму вознаграждения за поддержание системы в надлежащем состоянии. О какой сумме идет речь, в компании газете «БИЗНЕС Online» не раскрыли.