Первый заместитель прокурора Татарстана Артем Николаев сообщил, что уголовные дела в отношении врачей возбуждались в основном из-за взяток
Первый зампрокурора РТ Артем Николаев сообщил, что уголовные дела в отношении врачей возбуждались в основном из-за взяток

МЕДРАБОТНИКИ РТ СОВЕРШИЛИ 152 ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В прошлом году в Татарстане медработниками при исполнении своих профессиональных обязанностей совершено 152 преступления. Об этом заявил первый заместитель прокурора Татарстана Артем Николаев в ходе той самой разгромной коллегии минздрава, после которой одна за другой начались отставки в ведомстве Аделя Вафина. Коллегия состоялась в понедельник, однако проходила она за закрытыми для журналистов дверьми.

Николаев сообщил, что уголовные дела на работников сферы здравоохранения РТ возбуждались в основном из-за взяток за выдачу фиктивных больничных и за оформление медосмотров без их фактического проведения. Этим, например, грешила врач казанского кожно-венерологического диспансера Жлобова, которая получила взятку в размере 9,5 тыс. рублей за выдачу медзаключения иностранцу. Однако порадоваться приработку она не смогла — приговором Ново-Савиновского районного суда Жлобовой был назначен штраф в размере 120 тыс. рублей.

Врачами практикуются и служебные подлоги с целью получения различных доплат в работе. Например, приговором Мензелинского районного суда в прошлом году была осуждена заведующая стоматологическим отделением Мензелинской ЦРБ Гайнуллова, которая внесла в документ заведомо ложные сведения о якобы оказанных ею услугах по зубопротезированию 10 ветеранам труда. Как оказалось, это не единственное нарушение, которое сотрудники прокуратуры выявили в Мензелинской ЦРБ. Напомним, на днях стало известно, что в отставку подал главврач этой больницы Павел Стоногин. Правда, свой уход газете «БИЗНЕС Onlline» он сам объяснил «собственным желанием».

После разгромной коллегии минздрава, прошедшей 31 марта, в сфере здравоохранения начались отставки одна за другой
После разгромной коллегии минздрава, прошедшей 31 марта, в сфере здравоохранения начались отставки одна за другой

9 УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ИЗ-ЗА СМЕРТЕЙ ПАЦИЕНТОВ

В прошлом году в Татарстане было возбуждено 9 уголовных дел по фактам ненадлежащего оказания помощи больным, повлекшего их смерть, продолжил Николаев. 386 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокурора, к административной ответственности привлечено 95 человек, объявлено 92 предостережения. В суды направлено 193 иска об обязании должностных лиц устранить нарушения. Например, поликлиника Агрызской ЦРБ осуществляла медицинскую деятельность без лицензии, лишь после вмешательства прокурора началось оформление необходимых документов.

«Кто-то может сказать, что это мелочи, но из-за несоблюдения мелких требований возникают большие нарушения, — заявил зампрокурора. — Так в Мензелинской ЦРБ не соблюдается установленный федеральным законом порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Как следствие этого — смерть пациентки Васильевой и ее ребенка в родильном отделении. 19 декабря по данному факту было возбуждено уголовное дело за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей».

В Татарстане участились случаи летальных исходов по результатам оказания гражданам некачественной медпомощи. Самые громкие из них вновь привел в пример зампрокурора. В приемный покой Буинской ЦРБ бригадой скорой помощи в марте прошлого года в два часа ночи был доставлен некто гражданин Валеев. Там он был осмотрен дежурным врачом-терапевтом, ему был поставлен предварительный диагноз «пневмония», назначено лечение. Утром того же дня больной был осмотрен лечащим врачом, который установил иной диагноз «гипертоническая болезнь» и отменил назначенную терапию. Спустя три дня больной был выписан из больницы. Спустя какое-то время ему стало плохо, он опять попал в больницу, где скончался с диагнозом «двусторонняя гнойная нижнедолевая бронхопневмония, отек легких».

«При этом министерство здравоохранения республики не сделало должных выводов из произошедшего, а наоборот, затягивало установление истины, проводя служебную проверку по данному факту более полугода, — заявил Николаев. — И только в марте текущего года — это фактически год прошел — по указанному факту, по требованию Буинского городского прокурора, было возбуждено уголовное дело».

«ДО СИХ ПОР НЕ ВЫЗВАЛИ ДОЛЖНОЙ РЕАКЦИИ СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА МИНИСТЕРСТВА»

Прошедшая коллегия была инициирована лично президентом Татарстана, продолжил Николаев, тогда как известные Вафину и его команде громкие случаи почему-то «до сих пор не вызвали должной реакции со стороны руководства министерства».

«Я уже неоднократно повторял эту фразу — «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». А ведь мы говорим об оказании помощи квалифицированными врачами. Стало быть, возникает вопрос об их квалификации. Можно сказать, что смерть больного — это случайность. Но три случайности — это уже закономерность. У нас в республике таких фактов было уже намного больше», — сказал Николаев, отметив, что о проблемах в сфере здравоохранения руководство республики должно узнавать от минздрава, а не из сообщений журналистов.

«Ну а если, как показала практика, министерство будет заниматься укрывательством, улучшения положения с качеством медицинской помощи не наступит», — констатировал прописную истину Николаев. Однако дальше примерами он вновь дал понять, что на практике руководители крупных медучреждений сами являются нарушителями. В пример был приведен все тот же Мензелинской ЦРБ, где были выявлены финансовые нарушения при распределении денежных средств, полученных при оказании платных услуг. Главному врачу начислено и выплачено 248 тыс. рублей, а медицинскому персоналу начислили меньше установленного лимита на 485 тыс. рублей.

Еще одной темой, за которую минздрав подвергся жесткой критике, стало предоставление платных услуг. Более 70% обращений за платными услугами происходит из-за того, что люди практически ничего не знают ни о программе госгарантий, ни об условиях предоставления бесплатной помощи. Неразбериха ведет к коррупции и поборам, заставляет людей оплачивать услуги, которые по Конституции РФ являются обязательными.

Стоматологическая поликлиника №1 Набережных Челнов
Стоматологическая поликлиника №1 Набережных Челнов

Затронул Николаев и госзакупки, где также довольно много нарушений. Так, в прошлом году в стоматологической поликлинике №1 в Набережных Челнах был проведен аукцион на выполнение работ по ремонту фасада здания. Председателем комиссии аукциона являлась главный врач. На аукцион было подано две заявки, в том числе ООО «НАД», одним из учредителей которого является супруг главного врача. Однако замены участника аукционной комиссии не было, и торги были проведены с нарушением требований. Хотя по результатам аукциона победителем стал второй участник, но он почему-то в дальнейшем отказался от исполнения, и в конечном итоге договор был подписан именно с этой организацией — ООО «НАД». Этот случай заинтересовал прокуратуру, сейчас она проводит свою проверку.

Покритиковал зампрокурора и низкую квалификацию медперсонала, причем есть случаи, когда врачи занимают должности, не имея на то оснований.

«К примеру, у председателя врачебной комиссии городской поликлиники №2 Залаковой отсутствуют документы об обучении по специальности «экспертиза и качество медицинской помощи», у заместителя главного врача по медицинской части больницы №4 Казани Амировой, у заведующей поликлиникой Чистопольской ЦРБ Мишкиной отсутствуют сертификаты специалистов организации «Здравоохранение и общественное здоровье», — перечислил Николаев.

Завершая свой доклад, зампрокурора напомнил, что в Татарстане на программу развития здравоохранения до 2020 года из бюджетов всех уровней будет направлено 318 млрд. рублей. Соблазн велик, и о громких делах мы, возможно, еще услышим.

«БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием ситуации.

Читайте также:

«Дело врачей»: следователи запустили уголовный конвейер. 3-я часть

«Дело врачей»: первые репрессии в ведомстве Аделя Вафина. Часть 2-я

«Дело врачей»: следственный комитет ставит диагноз минздраву Татарстана. Часть 1-я