АНТИКРИЗИСНЫЙ БЮДЖЕТ ТАТАРСТАНА-2009: КОМУ НЕ ПОВЕЗЛО?

Завтра Госсовет Татарстана будет обсуждать новый, кризисный вариант бюджета-2009.

Этот увесистый документ (примерно три кило бумаги!) в последние дни стал бестселлером среди депутатов республиканского парламента и чиновников. Жанр этого финансового произведения из 596 страниц вполне можно определить не иначе как триллер – многим статьям бюджета, а стало быть, и бюджетным отраслям предстоит пережить настоящий шок.

Проект нового варианта бюджета-2009 оказался в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online». Редакция приводит вниманию читателей наиболее важные и интересные фрагменты этого документа в виде таблиц. Но для начала – несколько слов о том, что предваряло появление нового варианта бюджета республики.  

ФИНАНСОВЫЙ ФАСТ-ФУД

Новый, кризисный проект бюджета 2009 года появился в недрах минфина РТ на свет в середине апреля 2009 года, а в полном объеме депутаты получили документ около недели назад. В парламентских комитетах уже прошли жаркие дебаты по поводу его содержания. Вероятно, всплески эмоций будут и завтра во время обсуждения. Но вряд ли они окажут существенное влияние на содержание проекта.

Как рассказали источники «БИЗНЕС Online» в Госсовете, общая установка руководства парламента такова: принять бюджет и как можно быстрее. Не исключено даже, что завтра бюджет будет принят сразу в трех чтениях. Если это произойдет, то Госсовет побьет все свои же рекорды по скорости принятия республиканского бюджета. По словам тех же экспертов, такая расторопность может объясняться   необходимостью "ускорения получения субсидий из Москвы". Вопрос в том, насколько проработанным будет этот бюджетный "фаст-фуд"?

Стороннего наблюдателя, однако, такая спешка может повергнуть в удивление: уже пять месяцев Татарстан живет по докризисному варианту бюджета, параметры которого абсолютно не соответствуют реалиям. И ничего – бюджет деньги тратит, берет в долг, и зарплаты бюджетникам выдаются. Во всяком случае, пока.  

Напомним, что за действующий сейчас вариант бюджета Госсовет РТ проголосовал в конце ноября 2008. Кстати, тогда впервые принимался сразу трехлетний бюджет 2009-2011 года. Но беда этого документа оказалась в том, что основные расчеты делались весной-летом 2008 года, когда кризисом и не пахло. Так что, одобряя трехлетний бюджет в конце прошлого года, парламентарии вполне осознавали, что голосуют за пустышку, и настоящая работа еще впереди. В итоге почти пять месяцев республика живет и финансируется в режиме "ручного управления".

МИНУС $54 ЗА БАРРЕЛЬ, ПЛЮС 10 РУБЛЕЙ ЗА ДОЛЛАР

Предполагается, что в 2009 году нефть марки "Urals " будет стоить - $ 41, а курс доллара составит 35 рублей. Для сравнения: в первоначальном варианте стоимость нефти была заложена на уровне $ 95 за баррель, а курс доллара - 24,7 рублей.

Исходя из прогнозов работы бюджетообразующих предприятий и поступления налогов в I   квартале 2009 года, прогноз доходов бюджета РТ на 2009 год - 65 886,9 млн. рублей, расходов – 85,8 млрд. рублей. Для сравнения: первоначально утвержденный план бюджета на 2009 год был 99,7 млрд. рублей. 14 млрд. рублей правительство республики решило сократить внутри самого бюджета, а недостающие 19 млрд. рублей взять в виде кредитов в бюджете России и у кредитных организаций.

КОГО ПОРЕЗАЛИ БОЛЬШЕ ВСЕХ?

Как уже писала газета «БИЗНЕС Online» с огласно новому, кризисному варианту бюджета-2009, в первую очередь под нож пойдут зарплаты бюджетников, капремонт учреждений, строительство дорог, покупка оборудования.

Кто еще пострадает? Список довольно длинный. Полностью вырезаны из бюджета программы: профилактики наркотизации населения в РТ на 2007-2009 годы, патриотического воспитания молодежи, "Энергоресурсоэффективность", развития народно-художественных промыслов, профилактики правонарушений, "Внедрение методов клеточной терапии в РТ", улучшения условий труда, "Модернизации амбулаторно-поликлинической службы в РТ". Частично сокращены программы: "Электронный Татарстан", реформирования ЖКХ, содействия занятости населения и популяризации профессий.

Больше других потеряли в весе статьи "Дорожное хозяйство" и ЖКХ: катастрофически (почти на 6 млрд. рублей) сокращена программа дорожных работ, почти на 4 млрд. рублей "оптимизированы" расходы на жилищное хозяйство.

Бюджет строительства казанского метрополитена урезан вдвое с 2 до 1 млрд. рублей

Расходы на содержание аппарата президента РТ, парламента и правительства сокращены "косметически" - на 2-3%. Значительно более существенно урезаны траты на проведение выборов (19%), образование (10,5%), культуру и кинематографию (12,6%), здравоохранение, физкультуру и спорт (7,4%).

Несколько нескромно на этом фоне выглядит увеличение на 17 млн. рублей средств на функционирование аппарата кабмина РТ и   975 тыс. рублей - расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Хотя последнее объяснимо: в кризис растет преступность, да и не исключено, что граждане могут выйти на улицы.

Не вполне понятна статья "Другие общегосударственные расходы" стоимостью 7,8 млрд. рублей (более 10% (!) прогнозируемого дохода бюджета республики). Статья, расходы которой никак не расписаны, увеличена тем не менее на 1,2 %.

КТО ЛУЧШИЙ ЛОББИСТ?

Если рассматривать бюджет с точки зрения лоббистских возможностей руководителей министерств, первое место можно было бы отдать Айрату Шафигуллину, главе министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, которое прогнозирует увеличение своих расходов почти на 1 млрд. рублей (+ 6%). Однако эти средства (а точнее 1,225 млрд. рублей) были получены из федерального центра на снижение напряженности на рынке труда. Также можно высоко оценить лоббистские возможности министра внутренних дел РТ Асгата Сафарова (+ 0,4%). Далее (с потерями до 3%) идут   минсельхозпрод, Счетная палата, аппарат Госсовета и минлесхоз. Самые существенные потери финансовой свободы у минтранспорта (- 59%), минземимущества (- 46%), минэкологии (- 27%), ЦИК РТ (- 19%), минкультуры (- 18%), минэкономики (- 13%), минстроя (- 13%) и минобразования (- 10%). Бюджет комитета по развитию предпринимательства получит 33,7 млн. рублей вместо запланированных 35 млн. рублей (- 4 %). "Татмедиа" - 945 млн. рублей взамен обещанных ранее 972 млн. рублей (- 3%).

ДЕНЕГ БОЛЬШЕ НЕ СТАНЕТ

Газета «БИЗНЕС Online» предложила депутатам Госсовета РТ высказать свое мнение по поводу изменений, вносимых в бюджет.

Антон Сайфутдинов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, генеральный директор компании DOMO :

- Я лично ничего другого не ожидал. Вопрос в пропорциях по тем статьям, которые сегодня (на заседании комитета Госсовета 25 мая 2009 года - авт.) обсуждались. Я согласен с тем, что в условиях кризиса обострятся антисоциальные явления, нам так или иначе придется тратить деньги на поддержание порядка. Поэтому сокращать расходы на программы профилактики наркотизации и правонарушений, думаю, не стоит.

Но это тот бюджет, который у нас есть, и больше денег, судя по всему, не будет. Если к концу года дефицит не увеличится, будет здорово. Исходя из существующих тенденций, бюджет будущего года вряд ли будет лучше бюджета 2009 года.

Дмитрий Самаренкин, депутат Государственного Совета Республики Татарстан,   председатель совета директоров ОАО "Казанский жировой комбинат":

- В условиях кризиса тяжело всем, поэтому мы исходим из того бюджета, который на сегодняшний день возможен. Но хотелось бы, чтобы средства на борьбу с наркотиками – 70 млн. рублей, - которые решено не давать, все-таки нашлись.

Хафиз Миргалимов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, руководитель фракции КПРФ:

- Мы, коммунисты, еще в ноябре 2008 года говорили, что бюджет 2009 года придется перекраивать. По новому проекту расходы составят 85 миллиардов рублей, дефицит – около 20 миллиардов. Это все не от хорошей жизни, а потому что экономика РФ была привязана к доллару, и наши нефтедоллары не служили развитию нашей промышленности, а лежали в кубышках.  

Нам бы очень хотелось верить в обещания властей, что социальные разделы нашего бюджета не изменятся. Но при этом уменьшаются дотации муниципальным образованиям, полностью исключается программа профилактики наркотизации. В процессе обсуждения проекта бюджета мы планируем потребовать от бюджетного комитета расшифровать расходы, которые скрыты в статье "другие расходы". Что касается увеличения расходов аппарата кабмина РТ, я уже задавал этот вопрос. Мне объясняют: "Идет внутренняя перестройка аппарата, появилось новое управление". Но кризис и для Госсовета, и для президента, и для всех госбюджетных организаций одинаковый. Поэтому оптимизация должна произойти.

Наталья Голобурдова

ПРОЕКТ БЮДЖЕТА НА 2009 ГОД В ТЫС. РУБЛЕЙ (ФРАГМЕНТЫ)

 

 

В прежней редакции

Предлагаемые изменения

Примечания

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета РТ

99 748  353

65 886 936

- 34%

Прогнозируемый общий объем расходов бюджета РТ

99 748 353

85 833 702

-14 %

Дефицит бюджета

0

19 946 766

 

Верхний предел государственного внутреннего долга РТ

17 153 148

43 648 157

Увеличение в 2,5 раза

Предельный объем государственного долга РТ

17 335 180

46 967 909

Увеличение в 2,7 раза

Дотации Набережным Челнам

79 774

78 043

 

Дотации Казани

54 916

53 185

 

Субвенция Казани (компенсация проезда льготников на транспорте)

227 719

197 161

 

Субвенция Набережным Челнам (организация транспортного обслуживания населения)

459

446

 

Получаемые из федерального бюджета межбюджетные трансферты

13 222 376

14 338 076

+ 8 %

Субсидии местным бюджетам

15 380 310

13 781 850

- 10 %

Субвенции местным бюджетам

9 232 247

9 195 780

- 0,4 %

 

 

ОБЪЕМЫ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РТ НА 2009 ГОД, В ТЫС. РУБЛЕЙ (ФРАГМЕНТЫ)

 

 

В прежней редакции

То, что предлагается

Изменение в %

ВСЕГО ДОХОДОВ

99 748 353

65 886 936

- 34 %

Налоговые и неналоговые доходы:

86 337 718

51 360 601

- 40,5 %

Налоги на прибыль, доходы:

- налог на прибыль организаций

- налог на доходы физлиц

56 577 700

 

32 578 100

 

23 999 600

32 324 296

 

15 824 296

 

16 500 000

 

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

5 932 500

 6 300 000

 

Налоги на совокупный доход

1 938 500

1 432 000

 

Налоги на имущество

10 592 900

7 648 000

 

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

4 492 700

2 050 900

 

Государственная пошлина

19 800

19 800

 

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе

- доходы от размещения средств бюджетов

978 587

 

 

 

 

 

 

 

196 085

1 053 565

 

 

 

 

 

 

 

271 063

 

Платежи при пользовании природными ресурсами

301 401

301 401

 

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

7 000

108 505

 

Прочие доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

0

101 505

 

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

75 000

75 000

 

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

11 630

11 630

 

Прочие неналоговые доходы

5 410 00

410 000

 

Безвозмездные поступления

13 410 635

14 526 335

 

 

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА, В ТЫС. РУБЛЕЙ (ФРАГМЕНТЫ)

 

 

В прежней редакции

То, что предлагается

Дефицит бюджета

 

0

19 946 766

Источники финансирования дефицита бюджета:

 

 

Кредиты кредитных организаций в валюте РФ

 

4 738 357

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ

 

15 000 000

 

 

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА РТ НА 2009 ГОД, В ТЫС. РУБЛЕЙ (ФРАГМЕНТЫ)

 

Общий объем расходов

99 748 353

85 883 702

- 14 %

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ:

12 051 825

11 849 333

- 2 %

Функционирование президента РТ

127 535

125 319

- 2 %

Функционирование законодательных (представительных) органов госвласти РТ

202 269

195 689

- 3 %

Функционирование правительства РТ

115 066

112 615

- 2 %

Судебная система

206 528

197 732

- 4 %

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов  и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора

499 539

479 073

- 4 %

Обеспечение проведения выборов и референдумов

177 060

143 561

- 19 %

Фундаментальные исследования,

в том числе

- гранты в области науки, культуры, искусства и СМИ

291 406

 

5 000

 

252 885

 

5 000

- 13 %

Резервные фонды (резервный фонд Кабмина РТ)

1 684 236

1 684 236

 

Общепрограммная деятельность Центра экономических и социальных исследований РТ

28 289

27 641

 

ДРУГИЕ общегосударственные расходы, в том числе

- Общественная палата РТ

7 867 587

 

3 948

 7 778 268

 

3 788

- 1 %

 

- 4 %

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

20 878

18 621

- 11 %

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в том числе

- органы внутренних дел

- защита населения от чрезвычайных ситуаций

- обеспечение пожарной безопасности

3 732 320

 

 

3 313 016

235 477

 

182 826

3 733 295

 

 

3 338 872

217 436

 

175 987

+ 0, 03 %

 

 

+ 1 %

- 8 %

 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА,

в том числе

- реализация доп. мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда

- мероприятия по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных

18 417 317

 

-

 

 

-

12 666 954

 

1 225 500

 

 

275 000

- 30 %

 

Новая статья

 

 

Новая статья

Сельское хозяйство и рыболовство, 

в том числе

- развитие пчеловодства, коневодства и племенного дела

4 440 062

 

41 606

 

4 374 369

 

36 088

- 1,5 %

Транспорт, в том числе

- отдельные мероприятия в области морского и речного транспорта

- программа "Развитие транспортного комплекса РТ на 2006-2010 годы"

2 310 541

73 477

 

2 000 000

 

1 273 579

62 877

 

1 000 000

- 45 %

Дорожное хозяйство, в том числе

- программа дорожных работ  на дорогах общего пользования РТ на 2009-2011 годы

9 468 059

7 993 195

3 539 384

2 069 597

- 63 %

- 74 %

Связь и информатика

- "Электронный Татарстан"

441 242

300 000

337 844

200 000

- 23,5 %

ДРУГИЕ вопросы в области национальной экономики

- обеспечение деятельности представительств РТ

- государственная поддержка отдельных отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса

- программа поддержки малого предпринимательства в РТ на 2005-2010 годы

829 681

 

116 967

 

-

 

 

9 142

1 104 426

 

115 966

 

309 152

 

 

9 142

+ 33 %

 

 

 

Новая статья

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

- жилищное хозяйство

4 889 604

 

4 501 506

847 988

 

576 506

- 83 %

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

- состояние окружающей природной среды и природопользования

407 026

161 954

349 230

129 563

- 14 %

ОБРАЗОВАНИЕ

- Общее образование

- Начальное профессиональное образование

- Среднее профессиональное образование

- высшее и послевузовское профессиональное образование

- молодежная политика и оздоровление людей

- проведение мероприятий для детей и молодежи

5 987 188

1 327 930

1 499 202

1 275 461

156 659

 

378 177

 

714 495

5 362 034

1 277 954

1 338 921

1 191 179

139 783

 

357 616

 

493 306

- 10,5 %

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СМИ

- Телевидение и радиовещание

- периодическая печать и издания

2 443 162

432 426

517 323

2 136 046

432 426

490 323

- 13 %

 

- 5 %

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

7 559 377

 

7 003 420

 

- 7 %

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

12 882 367

12 597 264

- 2 %

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

31 357 284

29 269 515

- 7 %