АНТИКРИЗИСНЫЙ БЮДЖЕТ ТАТАРСТАНА-2009: КОМУ НЕ ПОВЕЗЛО?
Завтра Госсовет Татарстана будет обсуждать новый, кризисный вариант бюджета-2009.
Этот увесистый документ (примерно три кило бумаги!) в последние дни стал бестселлером среди депутатов республиканского парламента и чиновников. Жанр этого финансового произведения из 596 страниц вполне можно определить не иначе как триллер – многим статьям бюджета, а стало быть, и бюджетным отраслям предстоит пережить настоящий шок.
Проект нового варианта бюджета-2009 оказался в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online». Редакция приводит вниманию читателей наиболее важные и интересные фрагменты этого документа в виде таблиц. Но для начала – несколько слов о том, что предваряло появление нового варианта бюджета республики.
ФИНАНСОВЫЙ ФАСТ-ФУД
Новый, кризисный проект бюджета 2009 года появился в недрах минфина РТ на свет в середине апреля 2009 года, а в полном объеме депутаты получили документ около недели назад. В парламентских комитетах уже прошли жаркие дебаты по поводу его содержания. Вероятно, всплески эмоций будут и завтра во время обсуждения. Но вряд ли они окажут существенное влияние на содержание проекта.
Как рассказали источники «БИЗНЕС Online» в Госсовете, общая установка руководства парламента такова: принять бюджет и как можно быстрее. Не исключено даже, что завтра бюджет будет принят сразу в трех чтениях. Если это произойдет, то Госсовет побьет все свои же рекорды по скорости принятия республиканского бюджета. По словам тех же экспертов, такая расторопность может объясняться необходимостью "ускорения получения субсидий из Москвы". Вопрос в том, насколько проработанным будет этот бюджетный "фаст-фуд"?
Стороннего наблюдателя, однако, такая спешка может повергнуть в удивление: уже пять месяцев Татарстан живет по докризисному варианту бюджета, параметры которого абсолютно не соответствуют реалиям. И ничего – бюджет деньги тратит, берет в долг, и зарплаты бюджетникам выдаются. Во всяком случае, пока.
Напомним, что за действующий сейчас вариант бюджета Госсовет РТ проголосовал в конце ноября 2008. Кстати, тогда впервые принимался сразу трехлетний бюджет 2009-2011 года. Но беда этого документа оказалась в том, что основные расчеты делались весной-летом 2008 года, когда кризисом и не пахло. Так что, одобряя трехлетний бюджет в конце прошлого года, парламентарии вполне осознавали, что голосуют за пустышку, и настоящая работа еще впереди. В итоге почти пять месяцев республика живет и финансируется в режиме "ручного управления".
МИНУС $54 ЗА БАРРЕЛЬ, ПЛЮС 10 РУБЛЕЙ ЗА ДОЛЛАР
Предполагается, что в 2009 году нефть марки "Urals " будет стоить - $ 41, а курс доллара составит 35 рублей. Для сравнения: в первоначальном варианте стоимость нефти была заложена на уровне $ 95 за баррель, а курс доллара - 24,7 рублей.
Исходя из прогнозов работы бюджетообразующих предприятий и поступления налогов в I квартале 2009 года, прогноз доходов бюджета РТ на 2009 год - 65 886,9 млн. рублей, расходов – 85,8 млрд. рублей. Для сравнения: первоначально утвержденный план бюджета на 2009 год был 99,7 млрд. рублей. 14 млрд. рублей правительство республики решило сократить внутри самого бюджета, а недостающие 19 млрд. рублей взять в виде кредитов в бюджете России и у кредитных организаций.
КОГО ПОРЕЗАЛИ БОЛЬШЕ ВСЕХ?
Как уже писала газета «БИЗНЕС Online» с огласно новому, кризисному варианту бюджета-2009, в первую очередь под нож пойдут зарплаты бюджетников, капремонт учреждений, строительство дорог, покупка оборудования.
Кто еще пострадает? Список довольно длинный. Полностью вырезаны из бюджета программы: профилактики наркотизации населения в РТ на 2007-2009 годы, патриотического воспитания молодежи, "Энергоресурсоэффективность", развития народно-художественных промыслов, профилактики правонарушений, "Внедрение методов клеточной терапии в РТ", улучшения условий труда, "Модернизации амбулаторно-поликлинической службы в РТ". Частично сокращены программы: "Электронный Татарстан", реформирования ЖКХ, содействия занятости населения и популяризации профессий.
Больше других потеряли в весе статьи "Дорожное хозяйство" и ЖКХ: катастрофически (почти на 6 млрд. рублей) сокращена программа дорожных работ, почти на 4 млрд. рублей "оптимизированы" расходы на жилищное хозяйство.
Бюджет строительства казанского метрополитена урезан вдвое с 2 до 1 млрд. рублей
Расходы на содержание аппарата президента РТ, парламента и правительства сокращены "косметически" - на 2-3%. Значительно более существенно урезаны траты на проведение выборов (19%), образование (10,5%), культуру и кинематографию (12,6%), здравоохранение, физкультуру и спорт (7,4%).
Несколько нескромно на этом фоне выглядит увеличение на 17 млн. рублей средств на функционирование аппарата кабмина РТ и 975 тыс. рублей - расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Хотя последнее объяснимо: в кризис растет преступность, да и не исключено, что граждане могут выйти на улицы.
Не вполне понятна статья "Другие общегосударственные расходы" стоимостью 7,8 млрд. рублей (более 10% (!) прогнозируемого дохода бюджета республики). Статья, расходы которой никак не расписаны, увеличена тем не менее на 1,2 %.
КТО ЛУЧШИЙ ЛОББИСТ?
Если рассматривать бюджет с точки зрения лоббистских возможностей руководителей министерств, первое место можно было бы отдать Айрату Шафигуллину, главе министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, которое прогнозирует увеличение своих расходов почти на 1 млрд. рублей (+ 6%). Однако эти средства (а точнее 1,225 млрд. рублей) были получены из федерального центра на снижение напряженности на рынке труда. Также можно высоко оценить лоббистские возможности министра внутренних дел РТ Асгата Сафарова (+ 0,4%). Далее (с потерями до 3%) идут минсельхозпрод, Счетная палата, аппарат Госсовета и минлесхоз. Самые существенные потери финансовой свободы у минтранспорта (- 59%), минземимущества (- 46%), минэкологии (- 27%), ЦИК РТ (- 19%), минкультуры (- 18%), минэкономики (- 13%), минстроя (- 13%) и минобразования (- 10%). Бюджет комитета по развитию предпринимательства получит 33,7 млн. рублей вместо запланированных 35 млн. рублей (- 4 %). "Татмедиа" - 945 млн. рублей взамен обещанных ранее 972 млн. рублей (- 3%).
ДЕНЕГ БОЛЬШЕ НЕ СТАНЕТ
Газета «БИЗНЕС Online» предложила депутатам Госсовета РТ высказать свое мнение по поводу изменений, вносимых в бюджет.
Антон Сайфутдинов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, генеральный директор компании DOMO :
- Я лично ничего другого не ожидал. Вопрос в пропорциях по тем статьям, которые сегодня (на заседании комитета Госсовета 25 мая 2009 года - авт.) обсуждались. Я согласен с тем, что в условиях кризиса обострятся антисоциальные явления, нам так или иначе придется тратить деньги на поддержание порядка. Поэтому сокращать расходы на программы профилактики наркотизации и правонарушений, думаю, не стоит.
Но это тот бюджет, который у нас есть, и больше денег, судя по всему, не будет. Если к концу года дефицит не увеличится, будет здорово. Исходя из существующих тенденций, бюджет будущего года вряд ли будет лучше бюджета 2009 года.
Дмитрий Самаренкин, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, председатель совета директоров ОАО "Казанский жировой комбинат":
- В условиях кризиса тяжело всем, поэтому мы исходим из того бюджета, который на сегодняшний день возможен. Но хотелось бы, чтобы средства на борьбу с наркотиками – 70 млн. рублей, - которые решено не давать, все-таки нашлись.
Хафиз Миргалимов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, руководитель фракции КПРФ:
- Мы, коммунисты, еще в ноябре 2008 года говорили, что бюджет 2009 года придется перекраивать. По новому проекту расходы составят 85 миллиардов рублей, дефицит – около 20 миллиардов. Это все не от хорошей жизни, а потому что экономика РФ была привязана к доллару, и наши нефтедоллары не служили развитию нашей промышленности, а лежали в кубышках.
Нам бы очень хотелось верить в обещания властей, что социальные разделы нашего бюджета не изменятся. Но при этом уменьшаются дотации муниципальным образованиям, полностью исключается программа профилактики наркотизации. В процессе обсуждения проекта бюджета мы планируем потребовать от бюджетного комитета расшифровать расходы, которые скрыты в статье "другие расходы". Что касается увеличения расходов аппарата кабмина РТ, я уже задавал этот вопрос. Мне объясняют: "Идет внутренняя перестройка аппарата, появилось новое управление". Но кризис и для Госсовета, и для президента, и для всех госбюджетных организаций одинаковый. Поэтому оптимизация должна произойти.
Наталья Голобурдова
ПРОЕКТ БЮДЖЕТА НА 2009 ГОД В ТЫС. РУБЛЕЙ (ФРАГМЕНТЫ)
|
В прежней редакции |
Предлагаемые изменения |
Примечания |
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета РТ |
99 748 353 |
65 886 936 |
- 34% |
Прогнозируемый общий объем расходов бюджета РТ |
99 748 353 |
85 833 702 |
-14 % |
Дефицит бюджета |
0 |
19 946 766 |
|
Верхний предел государственного внутреннего долга РТ |
17 153 148 |
43 648 157 |
Увеличение в 2,5 раза |
Предельный объем государственного долга РТ |
17 335 180 |
46 967 909 |
Увеличение в 2,7 раза |
Дотации Набережным Челнам |
79 774 |
78 043 |
|
Дотации Казани |
54 916 |
53 185 |
|
Субвенция Казани (компенсация проезда льготников на транспорте) |
227 719 |
197 161 |
|
Субвенция Набережным Челнам (организация транспортного обслуживания населения) |
459 |
446 |
|
Получаемые из федерального бюджета межбюджетные трансферты |
13 222 376 |
14 338 076 |
+ 8 % |
Субсидии местным бюджетам |
15 380 310 |
13 781 850 |
- 10 % |
Субвенции местным бюджетам |
9 232 247 |
9 195 780 |
- 0,4 % |
ОБЪЕМЫ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РТ НА 2009 ГОД, В ТЫС. РУБЛЕЙ (ФРАГМЕНТЫ)
|
В прежней редакции |
То, что предлагается |
Изменение в % |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
99 748 353 |
65 886 936 |
- 34 % |
Налоговые и неналоговые доходы: |
86 337 718 |
51 360 601 |
- 40,5 % |
Налоги на прибыль, доходы: - налог на прибыль организаций - налог на доходы физлиц |
56 577 700
32 578 100
23 999 600 |
32 324 296
15 824 296
16 500 000 |
|
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
5 932 500 |
6 300 000 |
|
Налоги на совокупный доход |
1 938 500 |
1 432 000 |
|
Налоги на имущество |
10 592 900 |
7 648 000 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
4 492 700 |
2 050 900 |
|
Государственная пошлина |
19 800 |
19 800 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе - доходы от размещения средств бюджетов |
978 587
196 085 |
1 053 565
271 063 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
301 401 |
301 401 |
|
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
7 000 |
108 505 |
|
Прочие доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
0 |
101 505 |
|
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
75 000 |
75 000 |
|
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
11 630 |
11 630 |
|
Прочие неналоговые доходы |
5 410 00 |
410 000 |
|
Безвозмездные поступления |
13 410 635 |
14 526 335 |
|
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА, В ТЫС. РУБЛЕЙ (ФРАГМЕНТЫ)
|
В прежней редакции |
То, что предлагается |
Дефицит бюджета
|
0 |
19 946 766 |
Источники финансирования дефицита бюджета: |
|
|
Кредиты кредитных организаций в валюте РФ |
|
4 738 357 |
Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ |
|
15 000 000 |
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА РТ НА 2009 ГОД, В ТЫС. РУБЛЕЙ (ФРАГМЕНТЫ)
Общий объем расходов |
99 748 353 |
85 883 702 |
- 14 % |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ: |
12 051 825 |
11 849 333 |
- 2 % |
Функционирование президента РТ |
127 535 |
125 319 |
- 2 % |
Функционирование законодательных (представительных) органов госвласти РТ |
202 269 |
195 689 |
- 3 % |
Функционирование правительства РТ |
115 066 |
112 615 |
- 2 % |
Судебная система |
206 528 |
197 732 |
- 4 % |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора |
499 539 |
479 073 |
- 4 % |
Обеспечение проведения выборов и референдумов |
177 060 |
143 561 |
- 19 % |
Фундаментальные исследования, в том числе - гранты в области науки, культуры, искусства и СМИ |
291 406
5 000
|
252 885
5 000 |
- 13 % |
Резервные фонды (резервный фонд Кабмина РТ) |
1 684 236 |
1 684 236 |
|
Общепрограммная деятельность Центра экономических и социальных исследований РТ |
28 289 |
27 641 |
|
ДРУГИЕ общегосударственные расходы, в том числе - Общественная палата РТ |
7 867 587
3 948 |
7 778 268
3 788 |
- 1 %
- 4 % |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
20 878 |
18 621 |
- 11 % |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в том числе - органы внутренних дел - защита населения от чрезвычайных ситуаций - обеспечение пожарной безопасности |
3 732 320
3 313 016 235 477
182 826 |
3 733 295
3 338 872 217 436
175 987 |
+ 0, 03 %
+ 1 % - 8 %
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, в том числе - реализация доп. мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда - мероприятия по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных |
18 417 317
-
- |
12 666 954
1 225 500
275 000 |
- 30 %
Новая статья
Новая статья |
Сельское хозяйство и рыболовство, в том числе - развитие пчеловодства, коневодства и племенного дела |
4 440 062
41 606
|
4 374 369
36 088 |
- 1,5 % |
Транспорт, в том числе - отдельные мероприятия в области морского и речного транспорта - программа "Развитие транспортного комплекса РТ на 2006-2010 годы" |
2 310 541 73 477
2 000 000
|
1 273 579 62 877
1 000 000 |
- 45 % |
Дорожное хозяйство, в том числе - программа дорожных работ на дорогах общего пользования РТ на 2009-2011 годы |
9 468 059 7 993 195 |
3 539 384 2 069 597 |
- 63 % - 74 % |
Связь и информатика - "Электронный Татарстан" |
441 242 300 000 |
337 844 200 000 |
- 23,5 % |
ДРУГИЕ вопросы в области национальной экономики - обеспечение деятельности представительств РТ - государственная поддержка отдельных отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса - программа поддержки малого предпринимательства в РТ на 2005-2010 годы |
829 681
116 967
-
9 142 |
1 104 426
115 966
309 152
9 142 |
+ 33 %
Новая статья
|
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - жилищное хозяйство |
4 889 604
4 501 506 |
847 988
576 506 |
- 83 % |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - состояние окружающей природной среды и природопользования |
407 026 161 954 |
349 230 129 563 |
- 14 % |
ОБРАЗОВАНИЕ - Общее образование - Начальное профессиональное образование - Среднее профессиональное образование - высшее и послевузовское профессиональное образование - молодежная политика и оздоровление людей - проведение мероприятий для детей и молодежи |
5 987 188 1 327 930 1 499 202 1 275 461 156 659
378 177
714 495 |
5 362 034 1 277 954 1 338 921 1 191 179 139 783
357 616
493 306 |
- 10,5 % |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СМИ - Телевидение и радиовещание - периодическая печать и издания |
2 443 162 432 426 517 323 |
2 136 046 432 426 490 323 |
- 13 %
- 5 % |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
7 559 377
|
7 003 420
|
- 7 % |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
12 882 367 |
12 597 264 |
- 2 % |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
31 357 284 |
29 269 515 |
- 7 % |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.