Быть решительнее и чище — таким стал основной посыл предпринимателям, собравшимся на очередной встрече резидентов, партнеров и управляющих технополиса «Химград». Поднятые вопросы попали в самые болевые точки местного бизнеса — «гвоздем программы» на этот раз вновь стали взаимоотношения производителей с покупателями и конкурентами на площадке госзаказа. За реакцией предпринимательского сообщества технополиса на предложенные им «рецепты» и «пилюли» наблюдала побывавшая на мероприятии корреспондент «БИЗНЕС Online».
![]() |
ЧИСТОПОЛЬСКИЙ ТЕХНОПАРК: ЭХ, GREEN FIELD, ЧИСТЫЙ GREEN FIELD...
Возможно, сказывается пора отпусков, или это просто совпадение, но аудитория очередного собрания резидентов и партнеров технополиса «Химград» в минувший четверг была менее многочисленной, чем обычно это бывает на традиционных ежеквартальных встречах «химградовцев». Открывая заседание, генеральный директор ОАО «УК «Идея Капитал» Алексей Грушин констатировал, что «потери» есть даже в президиуме. Так, директор ГБУ «Центр поддержки предпринимательства» Артем Наумов (к слову, резиденты «Химграда» — традиционные лидеры программы «Лизинг-грант» по объему привлеченных средств — прим. ред.), чей доклад был заявлен в программе, приболел. Но тему господдержки в определенной мере поднял экс-коллега Наумова по минэкономики, а ныне гендиректор НК «Гарантийный фонд РТ» Сергей Болотаев, выступив с презентацией деятельности фонда на примере «реальной истории» предпринимателя (правда, неназванного — прим. ред.). В статусе «специально приглашенных гостей» присутствовали начальник службы сопровождения госзакупок юрилиц агентства по госзаказу (АГЗ) РТ Наталья Грицких, руководитель ЦТУ минэконологии РТ Ильхам Сабиров и замдиректора «Солид лизинг» Сергей Шишов.
— Хотел поделиться новостью — менее месяца назад по поручению президента Татарстана нам дали возможность выступить координаторами развития индустриального парка «Чистополь», — продолжил Грушин. По его словам, площадка (общая территория 292 га, первая очередь — 74, 5 га — прим. ред.) уже оснащена всеми необходимыми коммуникациями, утверждены все тарифы, утвержден порядок предоставления резидентам налоговых и арендных льгот. И главный вопрос, который встает на сегодняшний день, — это, собственно, привлечение резидентов. Пока же, как сообщил Грушин, на территории чистопольского технопарка есть одно действующее производство — от компании «Дельрус».
![]() |
Напомним, что проект о создании под Чистополем полноценного технопарка реализуется уже не первый год, до недавнего времени площадку, переходившую из рук в руки, преследовали то коррупционные скандалы, то организационные разногласия. Очередная реальная надежда на продвижение проекта появилась два года назад, осенью 2012-го, когда куратором площадки стал известный в республике предприниматель, советник главы Чистопольского муниципального района по инвестициям Алихан Хашиев. Отметим, что Хашиев принимал непосредственное участие в проекте с момента начала работ в 2010 году, затем развитие площадки было приостановлено почти на год «в силу разных причин», тогда, в октябре 2012-го, по его словам, проекту дан новый толчок. Заявлялось о готовности входа на площади чистопольского индустриального парка ряда крупных производств, в частности, Камского полиграфического комбината и Чистопольского завода керамических изделий «Туран» с объемом инвестиций более 2 млрд. рублей. Примечательно, что тогда принято было решение работать без создания управляющей компании, в режиме «ручного управления», делегированного муниципалитетом. Сегодня же принято диаметрально противоположное решение — передать площадку под централизованное управление.
Тем не менее новые управляющие ИП «Чистополь» настроены оптимистично. Как отметил Грушин, технопарк рассчитан преимущественно на средний бизнес и универсален: здесь ждут резидентов из самых разных отраслей реального сектора — от переработки полимеров до «пищевки». А тот факт, что чистопольский технопарк действительно построен «в чистом поле», то есть во всех смыслах в зоне green field, в управляющей компании рассматривают как преимущество — мол, проще и дешевле построить с нуля под нужды конкретных производств, чем перестраивать старые (кто-кто, а химградовцы об этом не понаслышке знают — прим. ред.). «Земельные участки сейчас пустые — предполагается, что резиденты будут строиться сами. Но и мы как управляющая компания предлагаем им возможность нашего строительства с последующей сдачей в аренду, при этом все расходы по вводу в эксплуатацию берем на себя, — разъяснил спикер «опции» для будущих чистопольских резидентов. — Каждый проект, заявленный здесь, идет сегодня под контролем президента. Милости просим, вам дан зеленый свет!»
![]() |
«А ГДЕ НАПИСАНО, ЧТО ЭТУ БУМАЖКУ НАДО ПРИЛОЖИТЬ?!»
Тему привлечения предпринимателей на площадку — только на этот раз электронную — продолжила представитель АГЗ РТ Наталья Грицких. Она презентовала новый ресурс, «заточенный» под закон 223-ФЗ, — zakazrf.223. По словам Грицких, на данной площадке представлены организации не только из РТ, но и из других регионов России, причем можно тут присутствовать одновременно в двух ипостасях — и как заказчик, и как поставщик.
Но, как известно, сфера госзаказа в России традиционно удерживает сомнительную «пальму первенства» по числу ежегодных законодательных изменений. И поскольку здесь главное — не столько быть прямым производителем качественного товара, сколько правильно сформировать пакет документов, специалисты-практики в этой сфере (как со стороны заказчика, так и поставщика — прим. ред.) ценятся на вес золота. Как посетовал с этой связи гендиректор фабрики красок «Лако» Ринат Сафаров, их заявку отклонили лишь из-за того, что отсутствовало некое приложение.
— А где написано, что эту бумажку надо приложить?! Там 44 страницы документов! — возмутился предприниматель и предложил АГЗ проводить обучение поставщиков.
— Если будет кворум, почему бы нет, — ответила Грицких.
Но проблема нехватки «прикладных знаний» оказалась для Сафарова не единственной в числе наболевших, сопровождающих участие фабрики в госзаказе. Директор посетовал о «вечном»: как же так, они официальные производители краски, а рядом, чуть ли не под носом, «кустари» краску мешают, регистрируются на площадке, цену сбивают! «Введите аттестацию поставщиков! Можно же сделать отсев по производственной базе, наконец!» — потребовал Сафаров. Однако представитель АГЗ РТ лишь подтвердила, что зарегистрироваться на площадке может любой, любые барьеры будут расценены как нарушение конкуренции. «Если заказчик заинтересован в качестве, то он сам выберет», — предположила Грицких.
— Так как же выберет, если цену ему сбивают?! — настаивал предприниматель.
Некоторые в зале, возможно, имеющие богатый опыт прохождения через тернии госзаказа, понимающе-снисходительно переглянулись. Наконец, Сафаров нашел поддержку у зампредправления ТПП РТ Артура Николаева, который заявил, что палата уже выходила с предложением сделать реестр товаропроиводителей. «Провести своеобразный аудит поставщиков, чтобы заказчик знал, с кем имеет дело», — пояснил Николаев.
— Панацеей (от ущемления интересов прямых производителей — прим. ред.) станет биржа, — предложила, в свою очередь, «рецепт» от АГЗ РТ Грицких.
— Марат, Казанский завод химреагентов, что молчишь? — обратился Грушин к одному из бизнесменов.
![]() |
«ВОДОКАНАЛ» ГОВОРИТ, ЧТО ИМ НАШ РЕАГЕНТ «ПРОСТО НЕ ПОДХОДИТ»
— Я всегда задаю этот вопрос, — как бы нехотя начал Марат Бинеев, генеральный директор вышеназванного предприятия-резидента «Химграда». Чувствовалось, что вопрос этот, пока не озвученный, не просто наболел, но уже набил предпринимателю изрядную оскомину. Как нетрудно было догадаться, речь вновь пошла о «странной» мотивации госзаказчика при выборе поставщика.
— Наш реагент (по очистке воды — прим. ред.) подходит всем и везде, но только не казанскому «Водоканалу»! На вопрос «Почему?» говорят, что им он «просто не подходит», какие-либо официальные доказательства тому предъявлять отказываются, — рассказал предприниматель. По словам Бинеева, они и в УФАС обращались, и к независимым экспертам, и все сертификаты у них имеются — бесполезно. Он задал другой вопрос Грицких: «Если у вас на площадке по 223-ФЗ нет крупных предприятий, зачем туда идти?»
— Да, тема шире... — свернул дискуссию Грушин. В завершение он отметил, что «Химград» был бы рад размещать заказы у многих своих партнеров, да у них нет регистрации на той самой площадке.
Впрочем, для Бинеева то ли в сотрудничестве, то ли в противостоянии с «Водоканалом», похоже, осталась одна, но надежда — на официальную экспертизу от сертифицированной лаборатории минэконологии РТ: во всяком случае присутствующий здесь же руководитель ЦТУ министерства Ильхам Сабиров ему в этой просьбе не отказал. Хотя вскоре выяснилось, что Сабиров пришел сюда не для того, чтобы гладить резидентов «по шерстке».
![]() |
«КОЛЬ УЖ ЕСТЬ СРЕДСТВА ВЫКУПАТЬ НЕДВИЖИМОСТЬ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ СРЕДСТВА НА СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛИ»
Начав за здравие благодарностями в адрес «Химграда» за участие в проектах вроде «Зеленого рекорда», Сабиров перешел к презентации экологических «антидостижений» местных предпринимателей, называя «пароли и явки». На слайдах были запечатлены нелицеприятные картины производственных «задворок», на официальном экологическом языке именуемых прилегающими территориями. И хотя Сабиров отметил, что он «пришел не устрашением заниматься», эколог тут же пообещал штрафы до миллиона рублей тем «непослушным» резидентам, кто в 10-дневный срок не устранит обозначенные нарушения.
Грушин всю нелицеприятную презентацию смотрел внимательно, не отрываясь, а когда Сабиров закончил, поблагодарил того за «эмоциональный доклад». Но тем не менее сказал и несколько слов в защиту — свою и резидентов. И после этих слов открылась любопытная картина.
— Да, не самая приятная тема. Но мы живем на этой площадке, а здесь более 130 гектаров. И половину этой территории можно с удовольствием пройти. А есть места, и все мы о них знаем, где... некрасиво. Но не вся эта территория принадлежит «Химграду». Большая часть земли принадлежит муниципалитету. Другое дело, что предприятия, к производствам которых прилегают эти территории, должны соответствующим образом эту землю оформить, — разъяснил ситуацию управляющий «Химграда», отметив, что «уж коль у предприятий есть средства выкупать недвижимость, должны быть средства и на оформление земли, и на содержание прилегающей территории».
— И не надо потом говорить, что мы тут против кого-то борьбу ведем, — закончил Грушин.
Но пока производственникам лучше вооружиться перчатками и граблями, чем ручками и документами — через каких-то 10 дней экологи «с официальным визитом» вновь намерены нагрянуть на «Химград». И тогда фотосессией вряд ли дело закончится.
![]() |
Алексей Грушин (справа) |
КИТАЙЦЫ В ЧИСТОМ ПОЛЕ
По окончании мероприятия Грушин прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» ближайшие задачи по проекту индустриального парка «Чистополь». По его словам, резидентами данного технопарка могу стать не только предприятия из Татарстана и других регионов РФ, но и из-за рубежа. В качестве кандидатов рассматриваются и китайские компании, которым чистопольская площадка была презентована на днях, в ходе обширного делового визита коммерсантов из Поднебесной.
Алексей Грушин — генеральный директор «УК «Идея Капитал» — управляющий технополиса «Химград»:
— По протоколу от 28 мая, подписанному президентом РТ, УК «Идея Капитал» официально назначена управляющей компанией индустриального парка «Чистополь». В первой декаде июля мы планируем выездное совещание, где будут представлены вторая очередь производства ООО «Дельрус» и новый резидент — ООО «Натуральные продукты». Считаю, что до конца года третьего-четвертого резидента вполне реально привлечь.
Вообще привлечение резидентов в чистопольский индустриальный парк — первоочередная задача, поставленная президентом перед нами и АИРом. Была идея якорного резидента, который бы под себя привлек аутсорсинговые производства, но пока она не нашла отклика. В любом случае для привлечения крупных зарубежных резидентов нужно время — к нам в «Химград» крупные резиденты пришли на седьмом году работы. Кроме того, таковыми могут стать и китайские компании — буквально на этой неделе мы презентовали им данную площадку в рамках делового визита китайцев в Татарстан.
Мы сейчас по Чистополю формируем маркетинговый план, планируем привлечь международные консалтинговые агентства, специализирующиеся в этой области. Бюджет первого этапа пока формируется, задача до конца года — проект ИП «Чистополь» должен стать узнаваем как бренд. Несмотря на то что на площадке проведены все коммуникации, там большой фронт работ. Куча вопросов, связанных с техприсоединением объектов к сетям. Площадка перспективная, но до сих пор все было на ручном управлении, а здесь нужны профессиональные стандарты, которыми мы располагаем.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.