ELG_2945.jpg

ВНУТРЕННИЙ МОРАЛЬНЫЙ РОСТ

Айрат Гимадутдинов — генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании «Аудэкс»:

— Большой разницы в том, держать пост зимой или летом, я не ощущаю, потому что уже входишь в определенный в режим, планируешь день, как распределить на него энергию.

Держать пост не вредно, только необходимо при разговении соблюдать меру, не переедать. Я читал и ученых, пишущих на эту тему, они тоже говорят, что пост полезен для здоровья.

Раньше поменьше людей держали уразу, сейчас их количество увеличилось. Некоторые держат его если не весь месяц, то хотя бы неделю, некоторые держат день. Вообще, и людей в мечетях становится больше.

Соблюдать нормы ислама в современном мире можно. Когда ты применяешь религиозные, нравственные нормы и в личной жизни, и на работе, и в бизнесе — это только приносит облегчение.

На Ураза-байрам я обычно хожу в мечеть Марджани, потому что вырос недалеко от этих мест. Потом собираюсь пойти в мечеть «Ярдэм», где являюсь председателем попечительского совета. Потом продолжу праздник в семейной обстановке.

Азат Хаким — председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

— Держать уразу — личный выбор каждого. Человек сам прислушивается к своему организму и выбирает свой путь. Бог у каждого должен быть в душе. Соблюдение постов, считаю, не совсем обязательно. Для некоторых — это даже и вредно. Скажем, если здоровье не очень хорошее.

И потом, если честно, я мусульманскую уразу считаю... что она не совсем правильная. Весь день кушать нельзя. А потом можно практически есть все. Христианский пост он более правильный для организма. Там есть принцип постепенности. А здесь на ночь наедятся, понятно, что потом это влияет на вес и так далее. Поэтому я не созрел к этому, уразу не держал. У меня в семье держала только тетя жены.

В принципе, если у человека есть желание, думаю, в нашем обществе возможно соблюдать нормы ислама. Проблем особых нет.

На Ураза-байрам посетим родственников, потом раздадим садака малоимущим. Именно тем, кто в этом нуждается. Каждый год мы ездим к одной одинокой бабушке, которой помогаем.

ELG_3083.jpg

Асфан Галявов — директор «Метроэлектротранс», депутат Госсовета Татарстана:

— Моя мама в 87 лет и то держит уразу. Правда, сам я не держал, работа нервная. От нервов хочется кушать. Не зря, наверное, Бог придумал пост. Это и разгрузка, полезно и в общем плане.

Очень много молодежи сейчас держат уразу. Соблюдать нормы ислама в современном мире легко.

На Ураза-байрам я не работаю и своим говорю, что надо отдохнуть. Буду находиться со своей семьей.

Равиль Ахметшин — полномочный представитель Татарстана в Москве:

— Я очень уважаю традиции, но я не соблюдал пост. Я уважаю тех людей, которые соблюдают пост, у кого есть сила воли. А мы на работе все время. Может, это не оправдание, но, наверное, не пришло время, чтобы соблюсти все каноны ислама. Но я уважаю и стараюсь поддерживать тех людей, которые соблюдают уразу. Вечер Татарстана в «Шатре Рамадана» — один из знаков уважения тем людям, поэтому их и пригласили на ифтар. Муфтий Равиль Гайнутдин меня пригласил 28 июля в мечеть. Я обязательно туда пойду, встречусь со всеми — и с муфтием, и с соотечественниками, и с соплеменниками. Буду отмечать этот праздник вместе со всеми.

Радик Гафуров — президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:

— Я держал уразу. Летний пост физиологически, наверное, тяжелее, но морально, напротив, чувствуешь себя еще лучше. Чувствуешь удовлетворение от того, что преодолеваешь трудности. Думаю, что главное в уразе — не время года, а то, как ты себя ведешь в этот месяц. Ко мне в какой-то период времени пришло убеждение, что то, как ты ведешь переговоры, как общаешься с людьми в Рамадан, задумываешься ли о том, какая на тебе есть ответственность, пытаешься ли стать лучше — это важнее всего. С этой точки зрения зимой держать пост даже тяжелее — по времени ты держишь меньше, потому что день короче, но и расслабляешься, не успеваешь прочувствовать. Главное, понимать — это не голодание, а внутренний моральный рост.

ELG_3092.jpg

Для кого-то ураза — это, возможно, мода, но я не хотел бы так говорить. Я считаю, что каждый человек, который сделает это — не так важно, ради чего — все равно делает, и это лучше, чем не делать. Конечно, лицемерие в исламе осуждается, но мы ведь не можем оценить, лицемерит человек или нет. Только Всевышний в судный день скажет, лицемерил человек или нет.

В праздник утром я иду на праздничный намаз в мечеть. В этом году я решил максимально постараться обзвонить и поздравить всех знакомых, тех, с кем есть какие-то отношения, сказать им о теплых чувствах, чтобы они почувствовали атмосферу праздника. Каждый может поделиться частицей добра. Так как много работы, вторую половину дня постараюсь провести с семьей.

«НУЖНО МОРАЛЬНО СОЗРЕТЬ»

Хизбула Асуев — председатель комиссии по межконфессиональным отношениям постоянного представительства Дагестана при президенте РФ, помощник руководителя аппарата Совета муфтиев России:

— Я воздаю хвалу Всевышнему за то, что дал такой месяц нам, в который мы отдыхаем, потому что не отвлекаемся на завтрак, на обед, на ужин в течение дня, когда взошло солнце и пока не зайдет. Все мои друзья и родственники соблюдают пост в месяц Рамадан и радуются, а сейчас огорчаются, что он проходит. В этот месяц прощения грехов, в этот месяц милости мы делаем подарки другим конфессиям, всех стараемся радовать.

Пост соблюдать полезно. Американские ученые выяснили, что в это время выводятся все шлаки из организма. Я чувствую легкость.

28 июля в первую очередь мы должны выполнить закят. Мы выплачиваем бедным, тем, кто нуждается, небольшую сумму, на которую можно накормить одного человека. Как объявил муфтий шейх Равиль Гайнутдин, в 7 часов утра в мечети соберемся на праздничный намаз. Для мусульман желательно совершить праздничный намаз, послушать проповедь, поздравить друг друга. Потом мы пойдем в гости друг к другу, обменяемся подарками. В году два великих мусульманских праздника — Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Файруза Мустафина — ректор Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов:

— В моем окружении много людей, которые держат уразу. Среди них есть и молодые, и уже немолодые люди. Мама, которой 90 лет, до последнего времени держала уразу, племянница держит.

Уразу держать, считаю, абсолютно не вредно. И с точки зрения физиологии, и с духовной точки зрения. Там же внутренние силы задействуются, там же внутренние преобразования. А прием пищи — это же такой чисто физиологический процесс. Я думаю, что в этом деле не должно быть фанатизма. Полностью я уразу никогда не держала, но три дня в начале Рамадана и три дня в конце держала. Пока держать уразу, видимо, еще не созрела, но три дня особой сложности не составило. Там все-таки больше какая-то внутренняя работа над собой, я бы так сказала. Она более значима и она более сложна, может быть, чем просто воздержание от еды. Нужно самому внутренне подготовиться и морально созреть к уразе, чтобы у тебя внутри не было обид, агрессии, зависти. Летняя ураза сложнее в том смысле, что жарко, пить хочется, и в том, что световой день длиннее.

Я думаю, что муж и сын в Ураза-байрам обязательно сходят в мечеть, обязательно будет праздничный стол. А накануне праздника мы обязательно подадим ураза-фитр бабушкам, которые читают, людям, которые нуждаются.

Нормы ислама, которые касаются человеческой морали, человеческого поведения, соблюдать несложно. А вот эти ритуальные вещи, как ураза или какие-то запреты, выполнять, конечно, сложнее. Думаю, что главные каноны ислама, которые по-настоящему формируют человека, надо бы соблюдать.

Ришат Хамидуллин — руководитель аппарата ДУМ РТ:

— Данный пост мы ждали с нетерпением в течение года, и пост пролетел как одно мгновение, к сожалению. Это пост очищения, когда стараешься больше времени уделять чтению Корана, размышлению о том, что ты сделал ради Всевышнего, планированию жизни на следующий год. Это осмысление именно духовной составляющей твоей жизни. Тяжело ли держать пост летом — это зависит от намерения человека. Для меня не было разницы, держать пост летом или зимой. И в современном мире соблюдать нормы ислама совсем не тяжело.

Не могу сказать, что пост стал какой-то модой в Татарстане. Радует, что этнические мусульмане, которые не посещают мечети и не читают молитвы, пытаются хотя бы несколько дней в Рамадан подержать пост. Это значит, что духовность нашего народа не потеряна, идентичность сохраняется.

Сегодня я, конечно, пойду в мечеть на праздничную молитву. А затем проведу день в кругу семьи.

ELG_3120.jpg

Фарид Мифтахов — председатель национально-благотворительного фонда «Булгар», депутат Госсовета РТ:

— Несколько лет я уже постоянно держу уразу. Отмечу, что в месяц Рамадан становится больше друзей, ты с ними становишься ближе. Этому способствует и проведение ифтаров.

В этом году мы были настроены, что будет тяжело. Лето, длинные дни. Но погода выпала удачная. И в том году, и в этом в июле было прохладно.

За день-два до начала поста организм постоянно хочет есть. Не представляешь, как это месяц можно потерпеть. Но утром встаешь, ураза начинается и... Видимо, настрой есть настрой, и все переносится очень легко.

Рамадан — месяц добра, когда многие люди становятся на путь истинный. Понятно, что не сразу, до этого могут пройти и десятилетия. Человек ищет истину, душевное спокойствие, как правильно жить, как быть здоровым и полезным.

На Ураза-байрам первым делом пойду на утреннюю молитву. Каждый год на нее приходит и президент республики, подчеркивая важность события. Депутаты многие тоже приходят.

Пользуясь случаем, всех мусульман Татарстана и России поздравляю с праздником. Желаю, чтобы мы все со всеми конфессиями работали во благо нашей республики, страны. Здоровья, счастья!

«ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПИЩИ,
КАК МОЖЕШЬ БОРОТЬСЯ С ОСТАЛЬНЫМИ ПОРОКАМИ?»

Фарит Фарисов — председатель президиума РТНКА Москвы, председатель попечительского комитета Совета муфтиев России:

— Если ты держишь пост, как нас учит Равиль Гайнутдин, то это нельзя выпячивать, потому что ты держишь его для себя. Естественно, я держал, потому что не мог иначе. У меня набирается около 7 штрафных дней. Я их буду держать в течение года. Первые дни были тяжелыми, но я еще до начала поста за три дня начал тренировать желудок — сначала держал 10, потом 12, потом 14 часов. Поэтому я легко вошел в пост в этом году.

На самом деле это не так страшно, как кажется. Но нам, северным мусульманам, сложнее, потому что в первые дни приходилось держать пост около 20 часов, а в Саудовской Аравии получается всего 14 часов — видите, какая большая разница. Также это не надо воспринимать как институт голодания. В эти дни сравниваешь, что если ты не можешь даже отказаться от пищи, то как же ты можешь бороться со своими остальными пороками? Как ты можешь бороться с другими трудностями? Последние дни поста в физическом плане не так сложны.

В современном мире, скорее всего, сложно соблюдать каноны ислама. Не скажу, что для меня. Когда я узнал, что мои дедушка и бабушка держали уразу во время посевной и уборки урожая, то есть они были в поле, то мне стало легче.

У меня есть православный знакомый, я вижу, как тяжело держать Страстную неделю. Мы с ним договорились, что я держу православный пост, а он мусульманский. Он сказал, что мусульманский тяжелее, а я сказал, что христианский.

Также во время поста я дал своим работникам послабления. Например, разрешил своим секретарям позднее выходить на работу. Свой рабочий график, если честно, я тоже передвинул.

Марат Низамов — председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ:

— Пост — это один из столпов ислама, и он очень важен. В этом году день был очень длинный: от 19,5 часов в начале Рамадана до 19 часов в конце. При этом жары не было, погода была мягкая, очень комфортная.

В России уровень благосостояния населения растет. И на сегодняшний день у нас достаточное изобилие продовольствия, и люди начали задумываться над тем, как правильно питаться, как вести здоровый образ жизни. Есть возможность заботиться о своем здоровье.

Соблюдению норм ислама на сегодняшний день ничего не мешает, никаких затруднений нет. Соблюдайте столпы ислама. Чтение намаза занимает буквально от 5 до 10 минут, соблюдение поста — не употребляйте пищу в дневное время. Отдать сороковую часть своих доходов неимущему тоже абсолютно ничего не мешает. Если есть доходы, можешь съездить в хадж, сейчас все спокойно оформляется. И сейчас, конечно, растет число мусульманского населения. На планете каждый четвертый — мусульманин.

На Ураза-байрам сначала пойду на праздничный намаз в мечеть. После него встречусь с друзьями, братьями по вере. Потом обязательно семейные застолья, посещения родственников. Потом поеду на халяльную ярмарку в Балтасинском районе.

Наиль Сиразаев — индивидуальный предприниматель (Камское Устье):

— Думаю, держать пост, в данном случае уразу, это полезно. Но каждый человек сам должен для себя решать, хочет ли он этого или нет, нужно ли ему это? Я пока не держу уразу, а вот мама держит постоянно. Но, думаю, когда-нибудь и я к этому приду. А пока не держу ввиду физической нагрузки и внутренней неготовности к этому ответственному шагу. Но рано или поздно, считаю, каждый должен пройти через это.

А вообще, соблюдение уразы, на мой взгляд, достаточно распространено. И не только в Татарстане. У меня племянник учится в Москве, в МГТУ им. Баумана, так вот и он держит, и очень многие его друзья и знакомые тоже.

На Ураза-байрам, конечно, обязательно поддержу малоимущих, раздам им милостыню.

Ришат Хасанов — генеральный директор «Идель-пресс»:

— Часть моих знакомых держат уразу, часть нет. Насчет того, можно ли в современном мире соблюдать религиозные нормы... Если человек для себя выбрал определенную линию поведения, думаю он не будет уже смотреть на то, как на него посмотрят, что про него скажут. Если он человек убежденный, если знает, что действительно необходимо соблюдать нормы ислама. Он готов и обдуманно идет на это, а не просто из-за модного веяния. Тогда этот человек просто не будет задумываться о том, тяжело ему или нет. Если же он пошел только из-за моды, может быть, в последующем он к этому уже придет более искренне.

В понедельник мы соберемся всей семьей, посетим родителей.

ELG_2953.jpg

Марат Нуриев — директор «Уютный дом»:

— Уразу держу. Тяжело в начале и в конце месяца. Правда, в середине месяца не получилось из-за поездок. У меня сын также держал частично. Жена держала весь месяц. От ограничения приема пищи я лично увидел только пользу. Заметил, что давление нормализуется.

В последнее время все больше и больше людей держат уразу. Все условия есть. Только, на мой взгляд, нельзя доходить до крайностей, перегибать палку. Доходя до облачения в паранджу, к примеру. Зачем это делать, если никто не требует?

«СОБЛЮДАТЬ НОРМЫ ИСЛАМА ВПОЛНЕ РЕАЛЬНО»

Сайдаш Тухватуллин — генеральный директор сети ресторанов и магазинов «Катык»:

— Я держу уразу. Конечно, зимой дни короче и пить хочется меньше. Но на практике это и летом все легко переносится. Тем более Всевышний помог, во время уразы в этом году и жары-то не было. Очень легко переносили пост.

При этом идет очищение организма. Я где-то три-четыре килограмма потерял, чувствуется легкость в теле. Конечно, для этого не надо переедать во время ифтара.

Нормы ислама в современном обществе соблюдать легко. Все условия есть. Например, к нам и в рестораны приходят молодые люди, чтобы провести ифтар.

Ураза-байрам буду праздновать от всей души. Будет небольшая горечь, что в этом году священный месяц подошел к концу.

Ильдар Галимов — директор сети клиник «Стомус»:

— Я держу уразу. Первые три дня сложно, а потом нормально. Единственное — на работе отвлекаешься, а если сидишь дома, это намного тяжелее. Я три недели держал, потом пришлось приостановить. Остаток додержу, как приеду домой.

Я думаю, держать пост полезно. Другое дело, если ты имеешь какие-то хронические заболевания. Тут надо смотреть. А если человек здоровый, то пожалуйста. Наши дедушки, бабушки держали и жили до 80 - 90 лет, и им не вредило. Организм очищается, появляется легкость, меняются внутренние состояния, воспринимаешь еду уже немного по-другому. Меняется ощущение жизни. Держать пост не каждому дано. Некоторые хоть и ходят в платках, но не держат.

Религиозные нормы, мне кажется, сейчас немного изменились. Лет 40 назад было немного по-другому. К нам пришло другое течение, которое немножко все по-другому воспринимает. Я никогда не понимал, когда парни лет 25 - 30 ходят с бородой. У меня дедушка и отец всегда брились начисто. Хотя они и верили, и намаз читали.

Ильяс Нуриев — директор ООО «Клиника Нуриевых»:

— Правильно организованное периодическое лечебное голодание (полуголод) длиной, скажем, в 21 день — полезно. В это время организм переходит в режим аварийного обеспечения, повышается иммунитет. Не меньше и не больше. В принципе, это было давным-давно известно, проверено эмпирическим путем, поэтому этим воспользовались и возникшие религии. Коран и Библия являются в том числе и пособиями по гигиене выживания.

Айрат Бикташев — генеральный директор ЗАО «Ферри Ватт»:

— Я не мусульманин. Есть знакомые, которые держат уразу. Это личное дело каждого. Сестра вроде держит. Поститься не вредно. Это тяжело, это испытание, что тоже, само по себе, полезно.

С другой стороны, я считаю, что у нас слишком много лишних выходных, которые мешают работать. Я понимаю майские праздники — огороды, дачи. А новогодние праздники вообще ни к селу, ни к городу. И в этот день тоже несколько республик отдыхает, а остальная Россия работает. По моему мнению, религиозные праздники не должны быть выходными.

Айрат Гатин — генеральный директор ООО «Юридический Центр «Правосудие»:

— Лично я уразу не держал, но держали близкие люди. В последнее время все больше людей старается держать уразу. Для кого-то это средство очищения физического и духовного, а для кого-то еще и средство для излечения от некоторых заболеваний, хотя держать уразу во время болезни не рекомендуется. Летние дни достаточно продолжительны по времени (от восхода до заката солнца), поэтому начинающим держать этот пост затруднительно.

Современный мир — динамичен, особенно для молодых и активных людей. Соблюдать все нормы ислама в таком ритме хоть и затруднительно, но все-таки возможно. Все зависит от желания человека и от силы его веры.

28 июля поздравлю своих близких и друзей с праздником.

Рустем Юнусов — директор строительной компании ООО «Фарус»:

— Самоограничение никогда вредным не бывает. Я считаю, что себя надо периодически в чем-то ограничивать, чтобы организм отдыхал. Естественно, больным, беременным и путникам, как сказано в Коране, пост можно не держать, а иногда даже и вредно.

Не только нормы ислама, но и любые другие нормы нелегко соблюдать. Там на самом деле много хорошего, но есть и перегибы, которые неправильно истолковывают многие люди. Везде есть хорошее, плохое.

На Ураза-байрам мы поедем к бабушке и будем праздновать. Сам я уразу не держал. Не готов. И, на мой взгляд, пост у русских для здоровья полезней, чем ураза. Потому что они едят растительную пищу, что-то едят и пьют во время поста. А ведь на уразе и есть, и пить до захода солнца нельзя. Многие наедаются ночью, и мне кажется, что для здоровья это не самый лучший вариант.