Сергей Иванов: «У нас есть автомобильный маршрут — он закольцован, начинается с острова Свияжск, идет через Казань в Елабугу и Набережные Челны. Как раз Чистополь очень удачно вписывается в это кольцо»

ЕСЛИ ПИСАТЕЛИ «СПОТЫКАЛИСЬ ДРУГ О ДРУГА», НА ЭТОМ ТОЖЕ МОЖНО ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ

В Татарстане создается новый туристический маршрут «Чистополь — город великой русской литературы» — об этом сообщил сегодня председатель госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов.

«Наша задача — включить Чистополь в туристические маршруты по Татарстану. У нас есть автомобильный маршрут — он закольцован, начинается с острова Свияжск, идет через Казань в Елабугу и Набережные Челны. Как раз Чистополь очень удачно вписывается в это кольцо», — сказал Иванов.

Таким образом, за этим городом официально закрепляется «литературный» бренд, который до сих пор, что называется, лежал на поверхности и напрашивался на то, чтобы его узаконили.

«Важнейший факт в истории Чистополя — это эвакуация в город в 1941 году союза писателей СССР, — рассказал академик Наиль Валеев, присутствовавший на пресс-конференции. — В Казани, по моим прикидкам, а я долгие годы занимался этим вопросом, было около 50 писателей — это максимально, вместе с теми, кого не найдешь ни в одной энциклопедии. В Елабуге — около 30. В Чистополе — более 200! И более 500 детей писателей».

Интересно, что на табличке, которую организаторы пресс-конференции поставили перед Наилем Валеевым, было написано, что он вице-президент академии наук РТ. Однако Валеев вынужден был объяснять, что произошла ошибка

Напомним, что Валеев до сентябрьских выборов был депутатом Госсовета РТ, ранее занимал пост министра образования республики. Валеев — известный краевед, в бытность ректором Елабужского пединститута он активно занимался историей, в частности, благодаря ему активно разрабатывалась тема купцов Стахеевых, имевших многочисленные бизнесы в Закамье. Интересно, что на табличке, которую организаторы пресс-конференции («Татар-информ» и Госкомитет по туризму) поставили перед Валеевым, было написано, что он вице-президент академии наук РТ. Однако, как выяснил «БИЗНЕС Online», случилась ошибка — Валеев рассказал нам, что после пресс-конференции ему звонили, чтобы поздравить с назначением, но он вынужден был объяснять, что произошла ошибка.

В годы войны в Чистополь были эвакуированы такие знакомые писатели, как Анна Ахматова, Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Николай Асеев, Александр Фадеев, Марина Цветаева и другие знакомые имена для российской литературы. В Чистополе Алексеем Сурковым была написана песня «Бьется в тесной печурке огонь», Твардовский работал над отдельными главами «Василия Теркина», Пастернак начал работать над «Доктором Живаго», переводил Шекспира. Сами эвакуированные писатели позднее говорили о справедливости термина «чистопольский период советской литературы», то есть у Чистополя есть как раз та изюминка, которую и придумывать не надо. По словам Валеева, «писатели буквально спотыкались друг о друга». Пастернака он назвал «самой яркой звездой на чистопольском литературном небосклоне» и «главным брендом Чистополя». Предполагается, что это станет туристической «фишкой» Чистополя, в город из Казани будут организованы автобусные туристические маршруты, а в самом Чистополе появится Камский научный центр, чтобы ученые нашли еще больше интересных поводов для визитов сюда книголюбов.

«Поработать над Чистополем нужно краеведам, археологам, литературоведам, ну и заодно над Билярском, Заинском, Алексеевском, Набережными Челнами — у нас все это, к сожалению, не звучит, над всем нужно работать», — подытожил Валеев.

В свете формирования нового-старого бренда Иванов посоветовал стилизовать точки общепита в городе под единый стиль: они должны будут подходить под формат литературных кафе. «Сфера общественного питания должна вписываться в концепцию литературного музея-заповедника. В городе должны появиться литературные кафе, то есть кафе, в которых интерьер, костюмы персонала выстроены определенным образом», — сказал он.

Иванов выразил надежду, что среди предпринимателей Чистополя найдутся желающие вложить деньги в создание и развитие таких кафе.

«Чистополь в любом случае будет развиваться как литературный музей-заповедник, как туристический маршрут. Поэтому для них сейчас очень хороший шанс войти в этот рынок первыми, сделать адекватные предложения на рынке общественного питания, связанные с концепцией этого музея... Здесь не требуются миллиардные вложения, чтобы открыть кафе или ресторан. Это все вполне по силам местному предпринимательскому сообществу», — уверен Иванов.

Как рассказал Валеев, на укрепление берега Камы из федерального бюджета городу будет выделено 60 млн. рублей. Из республиканского бюджета на асфальтирование добавят еще до 80 млн. рублей.

На следующей неделе в Чистополе 17 - 18 октября пройдет одноименная всероссийская конференция, в которой примут участие около 150 представителей различных музеев, туркомпаний, чиновников, отвечающих за развитие туризма в РФ.

При этом Чистополь смотрит на успешный опыт Елабуги, где государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник посетили более 200 тыс. туристов. Это почти на 50% больше, чем год назад.

Напомним, в июне в Чистополь приезжал министр культуры РФ Владимир Мединский, которому рассказали о перспективах развития города как туристического центра. Тогда же стало известно, что премьер-министр РТ Ильдар Халиков подписал постановление о создании государственного бюджетного учреждения культуры РТ «Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник». Согласно программе развития музея-заповедника, в Чистополе планируется довести количество музеев с 3 до 10 - 12. На превращение города в музейную жемчужину России планируется выделить около 1 млрд. рублей.

КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ЛИТЕРАТУРНОМ КАФЕ

Камиль Тарзиманов — генеральный директор «Салават тур»:

— На мой взгляд, туристу все-таки нужно разнообразие. Если все точки общепита оформить в едином стиле, вряд ли это будет интересно, смысла нет! Если все будет одинаково, то что же это будет-то? Одинаковость, как в советской столовой? Даже если меню сделать при этом разным...

Нет, каждая точка общепита должна иметь свой уникальный вид — от самого простого до какого-то «навороченного». Но унифицировать общепит нельзя ни в коем случае, это будет просто неинтересно.

Дмитрий Быков — писатель, журналист:

— Для кого-то, например для Цветаевой, Чистополь оказался крайне негостеприимен. Думаю, заслуги и вины города в этом никакой нет. Действительно, в Чистополе были написаны «Горький среди нас» Федина, «Нашествие» Леонова. С 1941 по 1942 год там много появилось шедевров. Но не надо забывать о том, что это был период огромного горя, и эвакуации, и трагедии, с этим связанной. Если появится какой-то музей, то он должен быть выдержан в строгих тонах, потому что писатели туда приехали не на прогулку. Их привлекали там к общественным работам, Пастернак бревна таскал, было крайне голодное время. Так что можно там и музей, и маршрут делать, но надо соблюдать такт и меру.

Мария Горшунова — генеральный директор ООО «Майдан» (сеть «Сытый папа»):

— Создать литературное кафе, на мой взгляд, действительно не очень дорого для бизнеса при условии, что какое-то кафе уже есть и можно его преобразовать. Здесь особой проблемы нет. Другой вопрос — в востребованности подобного проекта.

Когда человек приходит в кафе, есть понятие среднего счета. Если в кафе приходят представители клуба по интересам, например, как существовавший когда-то клуб писателей типа «Зеленой лампы», то их цель в первую очередь — общение. Это будет некоторое (возможно, длительное) время — и средний счет в таком случае будет стремиться к нулю. Это будут чаи, но вряд ли это будет полноценное питание или алкоголь. Возникает вопрос коммерческой выгоды, потому что кафе должно на что-то оплачивать аренду, заработную плату, электроэнергию, налоги, другие расходы.

Второй вариант — это клубная система, когда средства берутся за вход. Например, если некий автор презентует свою книгу, продаются входные билеты. В них будет включено какое-то меню — напитки, что-то еще, и владелец кафе точно будет знать: это время будет обеспечено оборотом. Иначе, опять-таки, есть понятие экономики, которое ничем не перебьешь.

Третий вариант — организация туристического продукта, в который включаются и услуги литературного кафе. Должны быть договоренности между турфирмой и руководством ресторана. У нас, например, есть такая вещь, как мастер-класс татарской кухни, когда туристы не только пробуют блюда, но и знакомятся с процессом приготовления. Повар показывает прямо в зале, как готовятся треугольники, домашняя лапша и так далее. В Чистополе есть, разумеется, богатейшая история. И здесь всегда можно «закрутить» историю, что здесь жил человек, писал: «Свеча горела на столе...» Это будет красиво.

Поэтому, на мой взгляд, вне вертикальной линии госкомитет — туристический продукт — литературное кафе подобный общепит вряд ли будет окупаемым.

Рамиль Мифтахов — гендиректор туристического агентства «Персона грата», ассоциация туристических агентств Татарстана:

— Чистополь — такой небольшой уездный город. И придание такому городу какой-то туристической компоненты, идеи, конечно же, обязательно. Литературное наследие, которое там сформировалось в войну, имеет право на существование как один из региональных брендов. Для Чистополя этот вариант очень интересен. Раскрутить этот бренд — почему бы и нет? Тем более что это не из воздуха взято, а на самом деле было.

Так как продукт уникальный и новый, сейчас трудно предугадать, сколько будет туристов. Главное — каждый год вносить в туристическую концепцию что-то новое, создавать соответствующую инфраструктуру и дальше продвигать это направление на выставках. И чтобы наши региональные туроператоры помогали в этом.

Идея литературных кафе очень интересная с точки зрения брендирования. Использование русской и советской кухни, определенного стиля — это недорого, но очень привлекает внимание. Ты приезжаешь в город с темой русских писателей, заходишь в кафе и видишь, что в его оформлении тоже тема писателей, по-моему, это замечательно.

Вообще мы же не можем сказать, где у нас в России литературный город. Санкт-Петербург — культурный, а литературного нет. Там могут быть организованы литературные чтения, встречи, международные конкурсы. Как зона притяжения это будет работать.