«Казанский пороховой завод»
Казанский пороховой завод

«ГЛАВНЫЙ ПЛЮС — СОЛИДНАЯ БРУТАЛЬНАЯ ВНЕШНОСТЬ»

По описанию заказа, размещенному на сайте госзакупок, за свои 4,5 млн. рублей ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» (КГКПЗ) намерено получить внедорожный автомобиль со следующими характеристиками: «5,6-литровый 32-клапанный бензиновый двигатель V8 мощностью 405 л.с., АКПП, цвет черный, салон — кожа». Согласно тендеру, машина будет предназначена для «служебного и личного пользования». Дата и время окончания подачи заявок — 6 февраля 2015 года в 10:00, подведение итогов состоится 10 февраля.

Под описанные в документации требования в полной мере подходит только одна модель, собираемая в России. Это полноразмерный люксовый внедорожник Infiniti QX80, относящийся к сегменту Premium full-size SUV, который до июня прошлого года собирали на заводе компании в Санкт-Петербурге. Потом, правда, начались поставки рестайлинговой версии машины, которая пока производится исключительно в Японии. Ценник QX80 2015 модельного года начинается с 4 217 500 рублей. До 15 января базовая версия машины стоила 3 975 000 рублей.

Что это за машина, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у одного из официальных дилеров марки. Вкус пороховщиков не подвел.

«Infiniti QX80 является топовой моделью марки, он пользуется стабильным спросом, хотя и не является лидером продаж в линейке компании, — рассказала «БИЗНЕС Online» Олеся Комарова, сотрудник отдела продаж автосалона «Акос», официального дилера Infiniti в Казани. — Главные плюсы QX80 — солидная брутальная внешность, дорогой качественный интерьер, в отделке которого используется много натуральных материалов — высококачественнная кожа, дерево, присутствуют самые современные устройства мультимедиа. По размерам это один из крупнейших внедорожников на рынке, хотя этот фактор не является определяющим при выборе. QX80 имеет отличную проходимость по бездорожью и при этом хорошо ведет себя на асфальте. Он устойчив даже на высоких скоростях, комфортабелен, обладает отличной шумоизоляцией. Основные покупатели — это мужчины в возрасте 30 - 60 лет, успешные предприниматели, руководители предприятий и организаций».

Кстати, примерно такие же технические параметры имеет еще один японский внедорожник от того же производителя Nissan Patrol, но эта модель в России не производилась.

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

«РЕДКИЙ МЕСЯЦ НЕ БЫВАЕТ КРУПНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ...»

Представитель завода Зульфия Сафарова, указанная в заявке как контактное лицо, в телефонном разговоре подтвердила: Infiniti QX80 действительно подойдет. По словам собеседницы «БИЗНЕС Online», автомобиль необходим в служебных целях — для руководства.

С иной версией выступает директор по коммерческим вопросам Казанского порохового завода Наиль Гиниятов. По его словам, автомобиль нужен для организации встреч официальных делегаций из стран СНГ, а также из Индии, Вьетнама, Кубы. 10 лет назад для официальных встреч гостей завод купил автомобиль марки Toyota Land Cruiser, который уже серьезно устарел.

«У нас сейчас очень много работы по военно-техническому сотрудничеству. Редкий месяц не бывает каких-нибудь крупных делегаций. Несолидно встречать их на 10-летнем автомобиле», — рассказал Гиниятов.

Почему внедорожник — тоже понятно. VIP-заказчиков приходится возить по полигонам завода и соседних предприятий. Легковой автомобиль здесь не подойдет. А другие внедорожные аналоги, на которых нестыдно было бы возить заказчиков, имеют худшую проходимость и большую стоимость, объяснил Гиниятов. «Это самый оптимальный вариант, который мог бы быть с точки зрения проходимости, обслуживания, цены, к тому же собранный в России», — сказал он.

Кроме того, Гиниятов надеется, что в итоге цена окажется ниже, чем указано в тендере. «В качестве максимальной стоимости мы поставили цену сегодняшнего автомобиля, который приходит из Японии. Но надеюсь, что мы купим его гораздо дешевле, потому что это будет автомобиль хоть и новый, но прошлогодний», — говорит коммерческий директор КГКПЗ.

СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА — 25,7 ТЫС. РУБЛЕЙ

И все же известие о предстоящей покупке несколько коробит — все-таки довольно долго Казанский пороховой завод считался далеко не самым успешным и социально благополучным предприятием. Может ли он позволить себе такую роскошь?

Отчетность федерального казенного предприятия по понятным причинам засекречена, поэтому данных, к примеру, о чистой прибыли нигде нет. Но, судя по комментариям гендиректора КГКПЗ Халила Гиниятова, которые он дал перед Новым годом в рамках проекта «Бизнес-итоги», дела в последнее время налаживаются. Выручка перевалила рубеж в 2 млрд. рублей, рост производства составил 10%, в следующем году ожидаются все 20%. Средняя зарплата, по словам директора, выросла на 25% — 25,7 тыс. рублей. В планах на следующий год довести ее до 27 - 28 тысяч.

Халил Гиниятов
Гендиректор КГКПЗ Халил Гиниятов

«Начали плотно работать на новом для нас рынке, в Чехии — поставляем туда нитропродукцию. В области импортозамещения началось сотрудничество с казанским «Данафлексом» — делаем лаки для флексографических красок... Думаю, резко увеличим производство спортивно-охотничьих порохов: доллар и евро резко скакнули, и закупать такую продукцию за рубежом стало очень невыгодно», — поделился гендиректор КГКПЗ успехами и планами.

Ранее в ходе интернет-конференции с читателями нашей газеты Гиниятов заявил, что хотя военная продукция составляет 70% производства, но на долю гособоронзаказа приходится лишь 8 - 10%. Многое идет на экспорт: «Работаем с Индией, Венесуэлой и другими странами, — рассказал Гиниятов. — В составе готовых патронов наши пороха поставляются в 70 стран мира».

Впрочем, реляции об успехах несколько меркнут на фоне текущего состояния производства, на котором постоянно случаются аварии. Последний взрыв в одном из производственных зданий произошел в сентябре прошлого года. В результате оказался уничтожен второй этаж и частично разрушен первый. Люди, к счастью, не пострадали.

А в 2013 году с предприятия со скандалом уволили главного механика Фарида Камалова, отвечавшего за безопасность оборудования. Сам 57-летний специалист, проработавший на заводе более 30 лет, заявил, что истинная причина в том, что он запрещал работу на аварийном оборудовании, требующем замены.

«Я утвердил акт об аварийном состоянии каскадного прессового смесителя (КСП-500, большой аппарат, занимающий в производстве пороха ключевое место), — рассказал газете «БИЗНЕС Online» Камалов. — И стал говорить, что это оборудование нужно заменить, потому что невозможно постоянно так работать — ждать, что произойдет очередное ЧП. Но на заводе самое главное — план, его надо выполнять кровь из носу». Работа на КСП была продолжена, а главный механик вынужден был уйти.

Фарид Камалов
Фарид Камалов

«ЭТО НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗУМНОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ...»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» спросили у экспертов, стоит ли казенному заводу пересаживаться на люксовый внедорожник.

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— Я к таким вещам отношусь всегда отрицательно, как к нарушению принципа разумной достаточности. Нельзя запрещать пороховому заводу покупать дрезину, если ему нужно на ней ездить по рельсам. Но и 4,5 миллиона рублей за автомобиль — это цена запредельная. Принцип разумной достаточности нельзя нарушать вниз — то есть делать ведра для воды из тонкой бумаги, но и нельзя нарушать вверх, то есть ставить за государственный счет золотые унитазы. Вообще я считаю, что в нынешнее время всем надо ездить на автомобилях российской сборки.

Анатолий Фомин — председатель Общественной палаты РТ:

— Может ли предприятие делать такие покупки? С ходу на этот вопрос ответить сложно. В первую очередь это зависит от самого предприятия, от того, какой там уровень заработной платы, нет ли задолженностей. И я знаю, что пороховой завод в числе лидеров последние годы не ходил, проблемы с оборонными предприятиями были серьезные. Поэтому необходимость такой покупки вызывает вопросы. Я считаю, им нужно подумать, прежде чем приобретать такие дорогостоящие вещи. Конечно, нужно учитывать ту экономическую ситуацию, в которой оказалась наша страна и наша республика в том числе. И кризис, и все, что с этим связано. Как раньше говорили, действовать с учетом текущего момента.

Тимур Тимуршин — блогер:

— Я считаю, что тут дело даже не в условиях последнего времени. Дело в принципе. Роскошь в госкорпорациях непозволительна, неуместна. Если человек испытывает тягу к роскоши, то пусть идет в бизнес и реализовывает себя там. А то, что речь идет не о конкретном человеке, а о пороховом заводе, — это уже второй вопрос. Зачастую, особенно у нас в Татарстане, существует такая практика, когда машина берется на юрлицо, а ездит на ней не представитель этой организации, а совершенно другой человек. В связи с этим мы можем вспомнить историю, когда на служебном автомобиле «Вамина» ездил один из сотрудников министерства. Поэтому далеко не факт, что этот автомобиль берется под руководство этого завода.