ПОТЕРИ И ПЕРЕМЕНЫ НА МЕДИАРЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ  

За полгода  волной кризиса в Татарстане смыло, по подсчетам «БИЗНЕС Online», как минимум полтора десятка СМИ. Еще множеству изданий пришлось сократить свои коллективы, количество полос и периодичность. Спад на татарстанском медиарынке идет по тем же законам, что и в других сферах: партнеры масс-медиа вынуждены экономить на рекламных бюджетах, потребители в лице читателей сокращают расходы на покупку газет и журналов. Итог – снижение рынка СМИ местами уже начинает напоминать процесс свободного падения. Наше издание провело очередную ревизию на татарстанском медиапространстве и подсчитало, каковы оказались его потери.  

РЕШИТЕЛЬНЫЕ РЕЖУТ ПО ЖИВОМУ

Напомним, что газета «БИЗНЕС Online» в кризис дважды анализировала состояние медиарынка РТ – по итогам осени, а также по итогам первого квартала. Результаты последнего обзора включены в таблицу, которую мы публикуем сегодня.  

В целом к середине года тенденции сохранились и где-то даже усугубились – большинство СМИ продолжали терять аудиторию, предпринимали антикризисные меры в виде сокращения штатов, сокращения объема и периодичности. Наиболее решительные издатели резали по живому и прекращали деятельность издательских проектов даже с раскрученными именами. Наиболее громкий эффект среди шагов такого рода произвело прекращение выпуска газеты "Восточный экспресс" владельцем ТК "Эфир" Андреем Григорьевым.  

ГОССМИ: РЕБРЭНДИНГ И ЖЕСТКИЙ РАЗГОВОР

За полгода  на медиарынке происходили не только события со знаком минус, но и события, которые стоит пока рассматривать как носящие нейтральный характер. Во всяком случае, часть из них еще только предстоит оценить.  

Как ни странно, наиболее существенные изменения в  кризис происходили в госСМИ, находящихся в структуре Татмедиа. И самое интересное, что эти изменения носят отнюдь не характер оптимизации. Так, отметим кардинальный ребрэндинг двух журналов  - "Татарстан" и "Сююмбике", сопровождавшийся сменой руководства этих изданий. Плюс в оперативное подчинение Татмедиа перешли две главные государственные газеты, "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан". Это решение их учредителей в лице парламента РТ и кабмина, уставших от собственных детищ, бесспорно, в пользу Татмедиа как управляющей и профессиональной структуры. Правда, теперь предстоит провести серьезные изменения в этих изданиях – какие именно, пока не знают даже как сами учредители, так и новые управленцы.    

Кстати, в кризисном варианте бюджета Татарстана-2009 финансирование Татмедиа было одной из наименее пострадавших статей – ее урезали всего на 3%. Но, как известно, дефицит бюджета РТ составляет колоссальную цифру в 19 млрд. рублей, и далеко не факт, что осенью правительству и парламенту не придется снова взяться за скальпель и секвестировать бюджет еще раз, обратив свое внимание уже и на бюджеты госСМИ.   

АНТИКРИЗИСНАЯ РОТАЦИЯ

В кризис в татарстанских  СМИ происходила активная ротация  руководства целого ряда изданий. По всей видимости, ряд издателей решили использовать этот ход как попытку поправить пошатнувшиеся дела. Так, в Татмедиа решили обновить журналы "Татарстан", "Сююмбике" и "Ялкын" с помощью команды, пришедшей из "Абак-пресс" во главе с Дилярой Байчуриной. Она раскрутила в РТ успешный в коммерческом плане проект "Я покупаю". А вот удастся ли это сделать с тем же идеологическим "Татарстаном", пока никто не знает…

Сменилось руководство редакционного коллектива газеты "где Деньги", который возглавил Александр Андреев. Его предшественник Сергей Кощеев усилил команду "Коммерсанта" - он теперь редактирует приложение "Финанс". Произошли перемены и в татарстанской "Комсомолке" - директор газеты Ирэн Голосова (кстати, также очень успешный – в рамках этого проекта - менеджер на протяжении многих лет) теперь руководит местным выпуском газеты "Жизнь". Последняя после ухода оттуда креативного и опытнейшего Геннадия Наумова в Татарстане потеряла темп развития и очевидно нуждалась во встряске.
 

КТО ОБВАЛИЛ ТИРАЖИ

Однако, самая  главная и важная новость на татарстанском медиарынке – итоги подписки на второе полугодие. «БИЗНЕС Online» уже рассказал о них подробно вчера. Еще раз напомним, что эти данные (прямо скажем, неутешительные для большинства печатных СМИ) по конкретным изданиям фактически засекречены как самими редакциями, так и "Татарстан почтасы". Официально, по данным почтовиков, в целом подписка на периодику в РТ на газеты и журналы составляет 1,650 млн. экземпляров. Для сравнения: во втором полугодии 2005 года он составлял 1,939 млн. экземпляров. В "Татарстан почтасы" отмечают, что главный удар по тиражам нанесли предприятия и организации, которые или совсем отказались от оформления подписки, или несколько изданий заменили одним.

Как выяснила наша газета, итоги подписки оказались просто обвальными – минус 20-25% тиражей по большинству изданий.

Конечно же, влияние  на продажи газет и журналов оказывает  кризис. Но все-таки ключевой момент –  это утрата доверия и интереса читателей ко многим из них, которая в период экономической нестабильности лишь усиливается. К сожалению, пока далеко не все редакторы и журналисты в республике осознают, что многие СМИ делаются для  рекламодателей, учредителей – и именно это делает их уязвимыми. Либо сама их экономическая модель имеет в основе "распилочные" схемы. Но, как это ни банально звучит, в трудные времена удастся выжить лишь тем, кто делает ставку на читателя.  

КРИЗИС  – ВРЕМЯ ДЛЯ НОВЫХ СТРАТЕГИЙ

Ситуацию на рынке СМИ в Татарстане (в частности, с тиражами) газете "БИЗНЕС Online " прокомментировали эксперты.

Ирина Митрюшкина - директор АНО "Национальная тиражная служба Приволжья":

- Крупнейшие общественно-политические газеты, которые сертифицировали свои тиражи при помощи НТС, все продолжают с нами работать. К примеру, "Вечерняя Казань": за последние 5-6 лет тираж этой газеты значительно снизился, тем не менее, значок НТС в ее выходных данных стоит. Но не у всех изданий такой подход. Большинство частных изданий, которые входят сегодня в национальную тиражную службу – это бесплатные СМИ. И вот они с начала этого года стали резко выходить. Это газеты "ТВТ", "Метропресс" (газета сейчас перерегистрировалась под другим названием), журналы "Навигатор" "Автотат", "Автоклуб Казань". Часть изданий закрылась ("Восточный экспресс", "Город-миллионер"). Приостановил выпуск каталог "Имидж". Всего сотрудничество с НТС прекратило 11 изданий. Расценки НТС не так велики (к примеру, 2,5 тыс. рублей в квартал за тираж до 10 тыс. экземпляров), поэтому экономией подобный шаг трудно объяснить. Значит, можно предположить, что некоторым изданиям стало сложно ежемесячно подтверждать свой тираж. А тираж сегодня – это основной показатель при работе с рекламодателями. Размещая рекламу, рекламодатели ориентируются в первую очередь на данные о тиражах. И, на мой взгляд, издатель, который занимается серьезным бизнесом, не должен допускать игру с тиражами. Когда же на фоне кризиса и активного закрытия СМИ в городе появляются новые издания (Inform -gazeta , газета "PRO город"), которые заявляют огромные тиражи (Inform -gazeta - 180 тыс. экземпляров) – возникает желание увидеть подтверждающие эти цифры документы. Подобное желание, в первую очередь, имеют право изъявить рекламодатели.

Что касается собственно тиражей в этом году. При знакомстве со статистикой, предоставленной изданиями, видно,   что они упали у всех, и у некоторых до 30 и выше процентов. Не удержались даже такие холдинги, как   "Интермедиагрупп". Были времена, когда тиражи "Ва-банка" достигали 290 тыс. экземпляров. Сейчас они декларируют 250 тыс. "Ва-банкъ-ремонт" - 16,5 тыс. и 10 тыс., "Телесемь Альметьевск" - 11 тыс. и 7 тыс.,   "Телесемь Казань" - свыше 100 тыс. и 77 тыс.

Геннадий  Наумов - редактор "МК - Поволжье": 

- Кризис - удачное  время для выбравших верную стратегию, и наоборот, тяжелое для тех, кто работает, как прежде. Важно правильно выстроить бизнес-модель. Концепция нашей медиа-группы заключается в том, что не надо делать ставку на рекламу, это что-то зыбкое. Нужно делать ставку на продажу тиражей.

Я не жду сильных  потрясений во втором полугодии. Изменения  происходят на рынке рекламных изданий, но я их не отношу к полноценным газетам. За качественную прессу читатель будет голосовать рублем. "МК в Поволжье" стартовала в самое неудачное время – 1 июля. Это мертвый сезон, когда падают тиражи. Однако, к третьему номеру по сравнению с первым тираж вырос на две тысячи экземпляров. Во-первых, МК в отличие от других федеральных игроков отдал под местные события топовые вторую и третью полосы, и брэнд будет вытягиваться за счет местных полос. Во-вторых, идет интересный информационный обмен. Например, интересно друг о друге узнать таким соперникам как Казани и Уфе. В последнем номере мы рассказали о выступлении Шаймиева, с призывом экономить, а в Уфе правительство выдвинуло идею дешевых домов. Естественно, мы с жадностью друг друга читаем.

Мадина Тимерзянова, генеральный директор телерадиокомпании "Казань":

- Несмотря на кризис, мы продолжаем развиваться. В связи с этим мы, как все компании, я имею в виду не только СМИ, посмотрели, как можно оптимизировать финансовую систему. Сказать, что мы сильно ощущаем кризис, я не могу. Это повод пристальнее посмотреть на свои расходы, увидеть свои новые возможности.

Все проекты телекомпании работают в полном объеме, хронометражи и количество программ сохранены. Так же нет изменений в штатном расписании или в уровне доходов сотрудников. Доходная часть телекомпании в позитиве. Несмотря на то, что мы молодая телерадиокомпания и со своим сетевым партнером НТК "Звезда" работаем только второй год, и в этом году у нас по-прежнему динамика продаж положительная. В кризис наша задача – расти, тогда как у других – не потерять.

Могу сказать, что настроение у коллег, руководителей других СМИ, рабочее. Никто не теряет присутствия духа, паники нет. Аналитики предвещают осенью вторую волну кризиса, я бы тоже ждала осени с очень осторожным оптимизмом, но оптимизмом.  

Абдулхак Батюшов, генеральный директор холдинга "СТВ-МЕДИА" (Набережные Челны):

- Несмотря на наличие сложностей, особых катаклизмов не произошло. Если даже есть факты приостановления выпуска некоторых изданий, информационное пространство города не сузилось. Все издания, которые перестали выходить, были в составах холдингов и в основной своей массе играли в них не ключевые роли, поэтому в процессе оптимизации деятельности "пострадали", в первую очередь, они.

Что касается электронных СМИ, что у них уровень рентабельности всегда был выше, соответственно, жизнеспособность выше. Несмотря на очевидное снижение доходов, они продолжают успешно функционировать. Да, все телекомпании и радиостанции закрыли затратные проекты, но в целом простой обыватель этого не заметил.

Надо признать, что стало гораздо сложнее тем СМИ, которые и в "хорошие" времена слабо сводили концы с концами. Но это, в основном, СМИ, так или иначе связанные с властными структурами, то есть с бюджетом. Соответственно, они тоже выживут.

Представители отрасли ждут осени, когда по определению "рынок проснется". В любом случае, СМИ Челнов научились уже жить в сегодняшних условиях. Тем, кто выжил, на наш взгляд, в самый сложный период, уже ничего не грозит. 

Ринат Билалов, Давид Гогия, Владимир  Казанцев 
 

Что изменилось в СМИ  в первом полугодии?  

СМИ

Изменения

Комментарий

1. "Российская газета"

Выходит без ежедневной региональной вкладки

 

2. "Коммерсантъ. Волга-Урал"

Объем большинства  выходящих номеров во втором полугодии  составлял 8 полос вместо 12

 

3. "Комсомольская  правда-Татарстан"

Под сокращения попадали около 15% сотрудников, также "Комсомолка" отказалась от бесплатного выпуска в понедельник. Сокращено количество полос.

Редактор газеты "Комсомольская правда. Татарстан" Альфия Адиятова сообщила: "От понедельничного  выпуска мы не отказываемся, но пока приостанавливаем его выпуск. Когда он снова начнет выходить – будет зависеть от ситуации, можем начать в любой момент".

4. "Восточный экспресс"

Газета, выходившая тиражом свыше 70 тыс. экземпляров, прекратила выпуск номеров.

Представители медиа-холдинга "Эфир", куда входил еженедельник, и руководство газеты от официальных  комментариев отказались. Однако причина  очевидна – к закрытию издания  привели убытки, размеры которых  с началом кризиса начали резко  расти.

5. "Вечерняя  Казань"

Сокращена периодичность  выхода издания с четырех до трех раз в неделю

Из обращения  к читателям на сайте газеты: "По независимым СМИ тоже прошел каток  финансовых трудностей.  "Вечерняя Казань" пока держится, хотя в отличие от официальных изданий не может рассчитывать ни на господдержку, ни на снижение налогового бремени. Считать приходится уже каждый рубль. Газета будет выходить три раза в неделю: это позволит хотя бы немного сократить наши расходы".

6. "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан"

Газеты переданы в подчинение Татмедиа

В течение полугодия  учредители газет (Кабмин и Госсовет РТ) неоднократно подвергали критике деятельность газет

7. "Казанские  ведомости"

С Нового года произошло  сокращение вакансий на треть. С 1 июля казанская мэрия прекращает публиковать в газете официальные документы на платной основе. Соответственно, резко упадет число полос в газете. Взамен мэрия планирует издавать бюллетень, где будут публиковаться официальные документы. Экономия бюджета, по некоторым данным, составит от 3 до 15 млн. рублей.

Источники в редакции газеты ссылаются на распоряжение из Татмедиа об оптимизации. В пресс-службе мэрии отказались от официальных  комментариев по поводу прекращения  публикации официальных документов столичного исполкома.

8. "Труд" в Татарстане

Газета официально закрыта с 1 января 2009 года

 

9. eTatar.ru, интернет-газета

Сайт не обновляется с 11 июня. До этого в работе также наблюдались сбои .

Получить комментарии  от представителей газеты не представляется возможным - все контактные телефоны редакции не отвечают. На запрос по электронной почте, удалось получить лаконичный комментарий его владельца – Булата Юлгушева – о том, что etatar.ru находится в стадии реорганизации и в скором времени возобновит работу.

10. "ЧАС", деловая газета (Набережные Челны)

Газета остановила выпуск номеров

По официальной  версии газета приостановила свой выпуск на летний период. Однако на сайте холдинга "СТВ-медиа", в который входит "Час", исчезла вся информация о газете.

Холдинг "СТВ-медиа" (телеканал, 4 радиостанции, газета) является вторым по величине в городе и близок к главе автограда Ильдару Халикову.

11. "Татарстан", журнал

Прежний коллектив  редакции во главе с Рифатом Фаттаховым отстранен от издания журнала. Редакция была создана вновь на правах филиала ОАО "Татмедиа". Журнал возглавил Айдар Салимгараев.

Проведен ребрэндинг журнала

12. "Регион 16", газета

Назначен новый редактор - им стал Владимир Марченко. Газета выходит нерегулярно, по мере сбора рекламы.

Газета издается при участии совета по экономической  политике и развитию предпринимательства  при Главном федеральном инспекторе по РТ. Как заявил газете "БИЗНЕС  Online" новый главный редактор, "Регион 16" намеревается привлечь к работе известных казанских авторов и увеличить тираж, несмотря на то, что рынок СМИ Казани сегодня переживает не лучшие времена.

13. "МК-Поволжье", газета

3 июня ЗАО "Редакция  газеты "Московский комсомолец" и ООО "АНТ-Медиа" подписали договор франчайзинга. Это стал шестой приход "МК" на рынок периодической печати Татарстана. Издание выходит одновременно в Татарстане, Башкортостане, Самарской и Ульяновской области.

- Мы предложили  нашему партнеру – правообладателю  брэнда совершенно новую концепцию, - сказал газете «БИЗНЕС Online» руководитель "АНТ-Медиа" Геннадий Наумов. - Если федеральному изданию трудно стало выживать в одном отдельно взятом регионе, значит, регионы надо объединять. Идея была встречена с пониманием. Так родился обновленный брэнд "МК – Поволжье".

14. "Сююмбике", журнал

Главным редактором вместо Фираи Бадретдиновой стала  Ляйсан Юнусова

Проведен ребрэндинг журнала

15. "где Деньги", газета

Главным редактором назначен Александр Андреев, несколько лет назад руководивший редакционным коллективом "Коммерсанта" в Казани

Сергей Кощеев возглавил проект "Коммерсанта" в Татарстане - журнал Finance

16. "Эксперт-Волга"

В начале года в Казани было упразднено представительство и сокращен собкор. Позже весной заново открыли представительство, в котором уже сменился руководитель.

Прежний руководитель проекта Оксана Аганина перешла  в ОАО "Татмедиа" заниматься развитием журналов. Курировать проект будет ее заместитель Олеся Кононова. "Татарстан нам по-прежнему интересен, - сообщила газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор "Эксперт Волга" Оксана Лобахина. - В журнале будет расширен коммерческий отдел, а осенью в штат войдет собкор по республике".

17. "Жизнь", газета

Новым директором филиала  газеты "Жизнь" в Казани вместо Луизы  Кашафутдиновой назначена Ирэн Голосова, ранее занимавшая пост директора ИРА "Комсомольская правда-Татарстан"

- Сейчас мы формируем полноценную редакцию, штат будет увеличен с 5 до 20 человек, - поделилась планами с газетой «БИЗНЕС Online» Голосова. – Количество информации о Татарстане также будет увеличено – из 32-40 полос треть будем посвящать местным событиям и героям.

18. "Бизнес и жизнь", журнал

ИД "АБАК-ПРЕСС" с февраля 2009 года закрыл журнал "Бизнес и Жизнь" в Казани

Комментарий, размещенный  на официальном сайте ИД "АБАК-ПРЕСС": Ситуация на рынке журналов складывается таким образом, что рекламодатели выбирают проверенные издания  ИД "АБАК – ПРЕСС". К таким изданиям относится шопинг – гид "Я покупаю", "Деловой квартал" и "BLIZKO Ремонт",  эффективность которых подтверждена на протяжении нескольких лет. 

Кризис заставляет экономить на затратах, вследствие чего происходит уменьшение рекламных бюджетов. В сложившейся ситуации руководство ИД "АБАК-ПРЕСС" приняло решение о закрытии журнала "Бизнес и Жизнь" в Ростове-на-Дону и Казани.

19. ИА "Татар-информ"

Сокращен ряд  вакансий

"Мы провели  определенную оптимизацию: сократили  ряд вакансий, увеличили нагрузку на корреспондентов, потому что считаем, что они и по две темы могут отрабатывать", - отметила главный редактор информационного агентства "Татар-информ" Елена Миронова.

20. "Казанский бизнес-журнал"

Изменен график выхода издания, отложен прием новых сотрудников.

Решение об изменении  графика выхода принято осенью 2008 года. Объемы публикуемой информации не изменились, кардинальных изменений  относительно издания не произошло. Об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщила Евгения Хорошавина, директор ООО "Компьютерра-Казань".

21. "Интерклуб"

Журнал прекратил  выпуск. До этого "Интерклуб" в течение двух лет издавался в Набережных Челнах тиражом 10 тыс. экземпляров.

Главный редактор журнала  Оксана Сперанская: "До августа мы точно на каникулах, а там посмотрим на ситуацию. Причины закрытия традиционные – кризис привел к спаду объемов рекламы. Не добавляет оптимизма летний сезон с традиционно низкой деловой активностью.

22. "Казанское время"

"Казанское время"  прекращает свой выпуск уже в третий раз. Последний номер газеты вышел 17 марта 2009 года.

Гендиректор и соучредитель "КВ" Аяз Хасанов рассказал  корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online», что выпуск газеты "Казанское  время" приостановлен до 15 ноября в связи с тяжелым финансовым положением.

23. "Известия Татарстана"

По конец прошлого года под сокращение попали 25% сотрудников газеты. Поздней весной из газеты ушла большая часть коллектива из-за невыплат зарплаты.

"Самое печальное  то, что мы долго недооценивали  ситуацию, в которой оказались.  Мы не были готовы к такой  сложной экономической ситуации", - поделился в конце прошлого года с корреспондентом "БИЗНЕС Оnline" главный редактор газеты "Известия Татарстана" Аяз Хасанов.

24. "Большой город. Казань"

Выпуск журнала в Казани прекращен

Головная редакция в Москве приняла решение о  закрытии всех региональных представительств в связи с низкой рентабельностью.

25. "Вечерние Челны"

С начала года в газете было сокращено количество полос.

 

26. "Свободные деньги

Приложение к журналу "Я покупаю" ("Абак-пресс") не выходит

 

27. "Бизнес и жизнь"

"Абак-пресс" прекратило выпуск журнала

 

28. Каталог "9 линий"

Выпуск журнала прекращен

 

29. "Мобильный чайник"

В начале года прекратил существование

 

30. "Электронный Татарстан"

  Журнал перестал быть ежемесячным, с весны выходит ежеквартально

 

31. "Компьютерра"

Журнал свернул деятельность своего представительства в Татарстане

 

32. "Банзай-Казань"

Журнал не выходит

 

33. National business

Журнал не выходит

 

34. "Моя фамилия"

Журнал не выходит

 

35. " The Chief -Татарстан"

Журнал не выходит