МИННИХАНОВ: «ХВАТИТ МНЕ МОЗГИ... ЗАЛИВАТЬ!»

Своего рода ГЛОНАСС для цехов, подвалов, шахт и промплощадок представил на суд совета директоров представитель московской компании RTL Service Александр Ключ. Правильно это называется «система локального позиционирования RealTrack». На человека «вешается» метка-датчик, а на территории, скажем, завода устанавливается следящее за метками оборудование. Зачем это нужно? Назначений множество: личная безопасность сотрудников, контроль нахождения в запретной зоне и ношения средств защиты, организация эвакуации при чрезвычайной ситуации, мониторинг техники, предотвращение краж и потерь, учет реального рабочего времени, контроль исполнения работ, например. «Роснефть» использует нашу систему для контроля безопасности сотрудников на буровых, включая контроль ношения каски и страховочного пояса», — привел пример Ключ. В итоге, по его словам, имеем рост производительности труда, эффективность использования техники, уменьшение материальных потерь, кадровую оптимизацию и снижение фонда оплаты труда, повышение общего уровня безопасности.

«У нас нефтехимические, нефтеперерабатывающие комплексы, множество строек, и важно понимать, где находится персонал», — проявил интерес к идее врио президента РТ Рустам Минниханов и пошутил, что неплохо бы такие метки на машины членов правительства РТ повесить, чтобы видеть, кто и куда ездит. Далее он поинтересовался, сколько стоит система и насколько она дорога в эксплуатации. На пространные объяснения докладчика Минниханов отреагировал шутливо-жестко: «Хватит мне мозги... заливать. Сколько стоит?» И дал понять, что в мире подобные системы есть, надо только выяснить, чем от них отличается продукция RTL Service: «Ты должен сказать: мы делаем это, это и это; вот здесь наша уникальность. Какая уникальность? Она в том, что дешевле и качественнее. Вот это разговор. На будущее настоятельно рекомендуем приводить примеры по ценовым параметрам». Тем не менее глава РТ заверил, что проект интересный: «Думаю, директора это для себя зафиксировали... Будем сотрудничать».

Преамбулу к следующему докладу сделал профессор Московского химико-технологического университета им. Менделеева Евгений Антипов. Он завел речь о том, что будущее, конечно, за электромобилями, но пока не решена проблема по-настоящему эффективных аккумуляторов. К ее решению близок коллектив под руководством ученого с мировым именем — Михаила Воротынцева. «Фактически разработан источник тока нового поколения», — заявил Антипов и заверил, что на проточной редокс-батарее машина пройдет не 100 км, как сейчас, а гораздо больше. А ее заправка происходит за 3 - 5 минут, как при заправке бензином. Далее профессор решил дать идее философское обоснование. И зря. «Мне на старости лет вспоминается такой почти забытый сатирик Салтыков-Щедрин, который в 15-м году, до революции, писал: разбудите меня после смерти через 100 лет, и я вам скажу, что делают в России: пьют и воруют. Вообще-то говоря, 100 лет минули с тех пор, и мне как-то обидно стало...» «Почти забытый сатирик» Салтыков-Щедрин и «в 15-м году, до революции» — это сильно. И есть большие сомнения, что Михаил Евграфович вообще говорил что-либо подобное. Ну да Бог с этим... «Пьют меньше, но воруют больше», — прервал оратора Минниханов. «Пусть так, но мне обидно за Россию, за Татарстан, за XXI век», — пояснил ход своей мысли Антипов и объяснил, почему с прогрессивной идеей приехали именно в Татарстан. «Это в хорошем смысле российский Китай» — в деле подхватывания инноваций, умения прагматично подойти к оценке вопроса и быстро реализовать идею, если она того стоит. Как заверил взявший слово Воротынцев, сегодня пройден этап фундаментальных теоретических и экспериментальных исследований, надо переходить к созданию прототипов, уже сейчас надо готовить предприятия-производители. «Мы готовы подключиться», — пообещал Минниханов и предположил, что пока это может быть сотрудничество с КНИТУ и КНИТУ-КАИ.

РОССИИ НИКОГДА НЕ ПРОДАДУТ ПЕРЕДОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ

«Уважаемые коллеги, хочу поздравить с санкциями», — так оригинально начал выступление генеральный директор индийской компании Bangalore Integrated System Solutions Рамасуббу Сундер. Минниханов в ответ на это предположил, что докладчик так легко рассуждает потому, что у него паспорт, с которым можно спокойно и в Лондон, и в Америку поехать. «Сдай индийский паспорт, зарегистрируйся в Крыму, будут равные условия у нас», — посоветовал врио президента и поинтересовался, где Сундер так хорошо выучил русский язык. «Так учили в МГУ, — ответил индиец, — а потом — в Киевском институте инженеров гражданской авиации». Он напомнил, что в 90-е Индия тоже подверглась санкциям и не могла получать товары двойного назначения, но это лишь подстегнуло тамошнюю науку и инженерию, а сам Сундер создал тогда успешную фирму, наработки которой он и хочет предложить Татарстану. «Я выхожу с идеей, чтобы Татарстан стал источником углеволокна для мировой промышленности, — заявил он. — Когда я об этом говорю, хочу, чтобы вы не думали, что это выступление Остапа Бендера о превращении Васюков в мировую столицу шахмат. Надеюсь, я смогу убедить в этом».

Какова аргументация?

Первое. Мировая потребность в углеволокне, которое используется едва ли не повсюду, огромна и будет только расти. Это надо и самому Татарстану: «В Индии нет столько автомобилей BMW, как у вас, — подметил Сундер, — но все же отмечу, что эта немецкая компания купила в Америке крупный завод по производству углеволокна, поскольку все больше использует его в своем производстве. А в Татарстане автомобилестроение на высоком уровне. Ваши конкуренты за рубежом уже переходят на современные материалы. Не пора ли и на КАМАЗ поставлять собственное углеволокно?!»

Второе. Речь идет — ни много ни мало — о технологическом суверенитете. А освоение технологий изготовления углеволокна — это гарант конкурентоспособности. Добиться этого привычными в последнее время для России путями — покупкой под ключ западных предприятий — невозможно. «Вам продадут только такую технологию, чтобы ваше углеволокно не могло конкурировать с иностранным, и подобные заводы невозможно развивать дальше», — предупредил Сундер. Кстати, он предположил, что к таковым относится и запущенное недавно в ОЭЗ «Алабуга» предприятие «Алабуга-Волокно». Отметим, что возражений от присутствующих не последовало... «И помните, что большая часть необходимого для производства углеволокна оборудования продается предприятиями-монополистами, которых очень мало, — продолжал нагнетать обстановку индиец. — И получится, как говорил один профессор в Киеве: кончился контракт — начался антракт. Вот что будет, когда зависишь от поставщика, который в любой момент может злоупотребить ситуацией. Надо делать самим, как в Индии. Мы производим углеволокно аэрокосмического класса абсолютно без всяких лицензий и оборудования из-за рубежа. И то же самое мы можем сделать здесь. Не вижу никакой проблемы, кроме политической воли».

Третье. Татарстан готов к такому производству: «У вас довольно хорошая нефтехимия, а 97 процентов того, что требуется для производства углеволокна, — это продукция нефтехимической промышленности, — констатировал индиец. — Вы производите 30 миллионов тонн нефти. И вам надо задать себе вопрос: хотите вы продавать ее за 30 рублей за килограмм или хотите выходить на 3 тысячи и выше. У вас достаточно интеллектуальных ресурсов, чтобы этого добиться. У меня очень высокое мнение о кадрах, которые здесь готовятся».

Для начала Сундер предложил построить опытный завод, создать лабораторию, подготовить местную команду технологов, а потом за три-четыре года перейти к созданию крупных предприятий. Минниханов поручил сформировать для проработки вопроса рабочую группу под руководством вице-премьера — министра промышленности и торговли РТ Равиля Зарипова и генерального директора «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафината Яруллина и подключить к обсуждению ТАИФ и «Татнефть». А Сундер отметил, что реализация проекта позволит ему рассчитаться с Советским Союзом-Россией за все здесь полученное.