ТАТАРСТАНЦЫ, КОТОРЫЕ ХОТЕЛИ КУПИТЬ ГЕРМАНСКИЕ АВТОМОБИЛИ, ПОПАЛИ МЕЖДУ ЖЕРНОВОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ДИЛЕРА

Эмоциональные и сердитые отклики вызвал опубликованный в газете "БИЗНЕС Online" 4 августа материал "Volkswagen расторг дилерский договор с казанским Нур-авто". В одном из таких откликов утверждалось, что около ста человек более полгода жду ПТС (паспорт транспортного средства) за полностью оплаченные автомобили, что уже состоялись десятки судов и решения были приняты в пользу клиентов "Нур-авто-сервиса", но им не выполняются. Один из клиентов "Нур-авто" прислал в редакцию большое письмо, которые мы публикуем сегодня, – о подлинной истории автовладельцев, которые хотели в кризис купить машину.

ПОКУПАЛИ АВТО – КУПИЛИ КУЧУ ПРОБЛЕМ

В материале «БИЗНЕС Online» очень подробно описаны взаимоотношения между Нуром (здесь и дальше пишу просто Нур, имея в виду и Нур-авто, и Нур -Сервис) и ООО "Фольксваген Груп Рус". Однако один вопрос остался нераскрытым совершенно. Из-за того, что большие дяденьки заигрались в монополию, проблемы возникли и у нас – клиентов салонов "Нур - Авто" и "Нур - Сервис". Это мы принесли им свои деньги – много денег, думая, что покупаем автомобили. А оказалось, что купили кучу проблем для себя и своих близких.

Типичная история обманутых клиентов Нура такова: оплата за автомобиль была внесена наличными в кассу Нура четыре, пять, а то и семь – восемь месяцев назад, но ПТС автомобиля или даже сам автомобиль не получен до сих пор. На претензии руководство салона не отвечает. Все попытки встретиться или дозвониться до лиц, подписавших договор со стороны Нура, – директором и его заместителями, безуспешны. Обращение в Нур из Госалкогольинспекции РТ (осуществляет функции защиты прав потребителей в РТ) результата не дало.

НЕ НАДО ШТРАФОВ – ДАЙТЕ МАШИНЫ И ПТС

Еще были жалобы в роспотребнадзор. Помогло это? Конечно, нет. Возбудили дела об административных правонарушениях. Это штраф около 10 тысяч рублей. Но нам-то нужно не это, а ПТС и машины.

Еще было обращение на сайт администрации Казани. Оттуда сначала очень активно звонили и обещали, что ПТС скоро будет. Потом энтузиазм иссяк, а еще потом они и вовсе пропали без вести (розыск мы не объявляли).

Писали в прокуратуру. Оттуда все заявления были перенаправлены в ОБЭП, где и сгинули под шуршание канцелярских скрепок. Ни одно дело о мошенничестве возбуждено не было.

 КРИЗИС ИЛИ МОШЕННИЧЕСТВО?

Фирма берет деньги, но не передает товар. Не передает его более полугода. Не идет на контакт с обманутыми клиентами. Не исполняет предписания госорганов. Похоже это на мошенничество? По нашему мнению, даже очень. А вот ОБЭП считает иначе. Это, оказывается, кризис. Нам так и написали из ОБЭП. Это кризис виноват. Во как. Наши наличные деньги сожрал проклятый кризис по пути из кассы "Нура" на счета завода ФГР.

А еще из МВД нам писали, например, что в действиях руководства Нура не усматривается мошенничества, т.к. они не присвоили себе оплаченную покупателем за автомобиль сумму, а перечислили на р/с такого-то банка, так как тот потребовал досрочного погашения кредита. Цитировать этот маразм можно долго. Мы с этим живем, а не смотрим этот абсурд по телевизору.

 ВЫДАТЬ, ОБЯЗАТЬ, ВЗЫСКАТЬ…

Вы спросите, почему же мы не обращались в суд? Конечно, мы обращались. У нас даже есть решения этих судов – выдать, обязать, взыскать…

Типовая схема такая. Суды завалены исками, в том числе и по Нуру, поэтому до первого заседания проходит две – три недели. На заседание ответчик не является, мотивируя это болезнью, преждевременными родами, полетом на МКС – на что хватит фантазии. Все это не вызывает у судей ни тени сомнения и заседание переносится. Опять минимум на две-три недели. На втором заседании выносится решение - 25 тыс. рублей неустойки и 10 тыс. рублей моральный ущерб. Или вот так: 30 тыс. рублей неустойки и 5 тыс. моральный ущерб. В любом случае больше 40 тыс. не присудили никому. Затем ответчик заверяет, что ПТС будет выдан не позже некоей даты, в чем и клянется, положив руку на портфель. По странному стечению обстоятельств эта дата иногда совпадает с датой вступления   в силу решения суда. А для этого нужно как минимум знать, каким числом будет оформлено судебное решение. Как такое может быть? Наверное, простое совпадение.

Тут еще нужно сказать, что судейская арифметика очень отличается от того, чему нас учили в школе. В законе о защите прав потребителей однозначно написано, что в нашей ситуации можно рассчитывать минимум на 0,5% стоимости товара за каждый день просрочки. То есть при стоимости автомобиля в 500 тыс. рублей за 100 дней просрочки получаем 250 тыс. неустойки. В случае с другими салонами (например, Сапсаном) так и получается. Суды присуждают вполне обоснованные неустойки, размер которых сравним со стоимостью автомобиля. Почему же в случае с Нуром те же самые арифметические операции дают совершенно другой результат? Учебник математики за 4 класс дает ответ на этот вопрос. Все дело в некоей переменной, на которую умножается конечный результат. Если переменная равна Сапсан получается 250 тыс. Меняем ее значение на Нур и вот уже (да здравствует магия цифр) неустойка чудесным образом уменьшилась до 40 т.р.

 ЕЩЕ ПАРУ СЛОВ О ТОМ, ГДЕ ЖЕ, СОБСТВЕННО, НАШИ ПТС.

Вариант 1. Нур, берет автомобиль у завода – изготовителя на реализацию по дилерскому соглашению, но деньги за него не перечисляет. Затем салон передает автомобиль клиенту, но без ПТС, который остался на заводе – деньги ведь не поступили. В результате имеем: покупатель обманут – он хоть и получил автомобиль, но не может им пользоваться. При этом должен платить за стоянку и т.п. Завод обманут – он лишился автомобиля и не получил денег. Однако давить на салон слишком сильно нельзя, тогда не будет продаж и деньги точно никто не вернет. Позиция завода – ждать, пока обманутые покупатели не отсудят ПТС у салона, или салон не получит кредит. Тогда ПТС выкупается и завод получает деньги. Позиция салона понятна – обманывать и улыбаться клиентам. Кто остается крайним в этой ситуации? Правильно – покупатель. Он тратит нервы, время и деньги.

Вариант 2. С определенного момента автомобили Нуру стали давать только по предоплате. Соответственно и в салоны они стали поступать только вместе с ПТС. Однако на положении клиентов это никак не сказалось. Дело в том, что любой "свежий" автомобиль немедленно идет в обеспечение банковских кредитов, коих у Нура накапало уже 1,2 бюджета Грузии (или около этого). ПТС в качестве подтверждения залога тоже передается в банк. При этом сам автомобиль может быть даже передан покупателю. Вот только прав распоряжаться этим автомобилем у покупателя нет никаких, и, если дело дойдет до суда, автомобиль однозначно будет передан банку.

 НЕВНЯТНАЯ ПОЗИЦИЯ ФГР

Очень интересна позиция ФГР. Нам сочувствуют, соболезнуют и, в общем-то, даже поощряют бодания с Нуром. А вот взять на себя часть ответственности никак не хотят. Но господа, это же Ваш дилер, пускай и бывший (а Нур -Сервис и нынешний). Мы пошли в Нур покупать машины именно потому, что он являлся официальным дилером Volkswagen и Skoda. Ну так признайте, что облажались, вели неправильную маркетинговую политику и договоритесь уже о чем-нибудь с Нуром.

Невнятная позиция ФГР летом и осенью 2008 года привела к тому, что конфликт разрастался и набирал обороты почти год, вовлекая все новых и новых участников.

Недавно ФГР разослало письма в суды, о том, чтобы их привлекали в качестве третьей стороны, как настоящих владельцев автомобилей. Что же, лучше поздно, чем никогда, хотя такой шаг объясняется в основном интересами самой ФГР, а не покупателей автомобилей.

 ПТС ВОТ-ВОТ БУДЕТ…

Добавим ко всему изложенному постоянный обман со стороны работников Нура о том, что ПТС вот-вот будет, добавим отказ руководства Нура общаться с нами. Мало? Вот вам случай недельной давности. На днях человек, прождавший машину около 3 месяцев, пошел забирать ее в салон Нура (естественно без ПТС) и с удивлением обнаружил царапину в десять сантиметров на дверце автомобиля. Так сказать, бонус ко всем уже имеющимся проблемам. В утешение дверцу обещали перекрасить. Будем надеяться, что кризис не успеет сожрать краску и дело завершится благополучно.

 ПОЭТОМУ ПОДВОДИМ ЧЕРТУ

В Казани, в Набережных Челнах, Альметьевске, Азнакаево десятки людей по полгода и более дожидаются своих автомобилей и документов на них. Получить примерное представление о количестве обманутых можно, посмотрев информацию об исках на сайтах районных и городских судов. Поверьте, в лучшем случае лишь каждый третий обманутый доходит до стадии суда. Тем не менее, сейчас в судах, ОБЭП, прокуратуре, роспотребнадзоре десятки заявлений.

Конечно, мы будем бороться дальше. Неважно сколько времени и усилий для этого понадобится.

(Фамилия и координаты автора - клиента салона "Нур-сервис" -
есть в редакции )