В "ЧЕРНЫЙ СПИСОК" ВЛАСТЕЙ ЧЕЛНОВ ПОПАЛИ "ПЯТЁРОЧКА" ("АК БАРС ТОРГ"), "БЭХЕТЛЕ", "ПЕРЕКРЕСТОК", "КАРУСЕЛЬ", "МЕТРО"

Кризис резко обострил тему давнего спора между торговыми сетями и местными производителями. Ее несколько лет назад начал еще Шаймиев, но его подчиненные все спустили на тормозах. А сегодня все изменилось на глазах. Ведь, по сути, речь в нынешних условиях идет о жизни и смерти местных производителей, которым часто не прорваться на полки федеральных и региональных ритэйлеров. Те ведут за собой иностранных и федеральных производителей продуктов и товаров. Кровными защитниками местных производителей в новых условиях становится городская власть, которая вчера была негласным проводником-лоббистом сетей, а сегодня столкнулась с дырами в бюджетах и массовой безработицей. Корреспондент газеты "БИЗНЕС Online " вчера стал свидетелем показательного совещания, на котором власти Набережных Челнов объявили крестовый поход против пришлых торговых сетей.

ВЗАИМНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ ВСЕ ТЕ ЖЕ

Для "разогрева" выступила начальник управления потребительского рынка и услуг исполкома Челнов Раиса Султанова. Она отметила, что в автограде насчитывается 38 предприятий пищепереработки, а две трети объема продаж продовольственных товаров приходится на сетевые компании и они занимают доминирующее положение на рынке. Мониторинг, проведенный исполкомом города, показал, что торговые сети имеют к товаропроизводителям следующие претензии: несвоевременная поставка продукции; нехватка маркетинговых мероприятий, направленных на увеличение продаж; активизация деятельности мерчендайзеров; необходимость упрощения процедуры возврата продукции и т.д.

Товаропроизводители, в свою очередь, хотят уменьшения или исключения входных и иных бонусов; увеличения ассортимента и доли полочного пространства; уменьшения отсрочки платежей за поставленную продукцию, а также штрафных санкций за непоставку товара; исключения 100-процентного возврата продукции; ускорения введения в матрицу новых ассортиментных позиций.

Под критику Султановой попали такие торговые сети как "Пятёрочка" ("Ак Барс Торг"), "Бэхетле", "Перекресток", "Карусель", "Метро", которые, по ее словам, "сложно решают вопросы с местными товаропроизводителями". Нет вопросов к "Челны -Хлебу", "Камилле" и "Ленте".

– В целом итоги нашей совместной работы есть. По продовольственной группе товаров в общем объеме розничного товарооборота на долю местных производителей сегодня приходится 55 процентов, тогда как в прошлом году эта цифра составляла 48 процентов, – сказала Султанова.

Но в условиях разрастающегося кризиса эта цифра становится критически малой для выживания производителей из региона. Тем более налицо не совсем честная конкуренция – он ней говорил директор филиала ОАО "ВАМИН-Татарстан" – Набережночелнинский молочный комбинат Разиль Каримов.

"НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТАКИХ ЦЕН!"

Его речь изобиловала цифрами и процентами. Остановимся только на некоторых. Доля молочного комбината в общем объеме продаваемого в Челнах молока в декабре 2008 года составляла 25%, сегодня – 32%. Каримов считает, что этот показатель должен быть равен 50%, а с учетом молока, производимого на ОАО "Челны -Холод", доля местных производителей молока на рынке должна составлять 90%.

– Пусть 10 процентов завозят. И то надо внимательно следить за качеством и исключить попадание на наш рынок молочных продуктов сомнительного качества. Сегодня себестоимость сливочного масла составляет 120 рублей. В то же время в торговых сетях продается завозное масло по 80 рублей. Я ответственно заявляю, по новому техрегламенту не может быть таких цен. Если они есть, значит, или нарушен техрегламент, или добавлены консерванты, – сказал Каримов.

"Я СЮДА ПРИГЛАСИЛ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ, И УВД, И ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, И ВЕТНАДЗОРА, И РОСПОТРЕБНАДЗОРА... "

Представителям торговых сетей слова не дали, что следует понимать как то, что время диалога и тем более увещаний, просьб и слез закончилось. Такой вывод можно было сделать по ходу выступления сити -менеджера Василя Шайхразиева, который в первую очередь обращался к торговцам. Приводим его без купюр. Оно стоит того.

– На следующей неделе мы начнем выездные выставки-дегустации на предприятиях пищеперерабатывающей промышленности. Там обо всем договоримся, все острые вопросы снимем, – начал Шайхразиев. – Я сюда пригласил руководителей и налоговой инспекции, и УВД, и противопожарной службы, и ветнадзора, и Роспотребнадзора. Еженедельно будем проводить мониторинг. Если не будет взаимопонимания, конечно, придется заглядывать и в бухгалтерию, и другие документы поднимать. Все необходимые ресурсы будем подключать!

По водке давайте договоримся сразу. За 7 месяцев 2009 года из всего объема продаваемой в городе водки 81% приходится на продукцию Татспиртпрома. Мы будем требовать 90%. Я думаю, чуть-чуть осталось, 9% мы дожмём, как в прямом, так и в переносном смыслах.

Еще раз объясняю, с реализации каждой бутылки водки, произведенной в Татарстане, в республиканский бюджет поступает 38 рублей акциза. Эти деньги потом возвращаются в (наш) город. Только на реконструкцию БСМП республиканский бюджет в течение трех лет выделит 2,5 млрд. рублей. Строим детсады, получаем межбюджетные трансферты и т.д. Возврат средств идет в разы больше!

Задача стоит очень серьезная, соответственно, и меры будем принимать серьезные вплоть до закрытия магазина. Не сомневайтесь, рука поднимется, потому что дефицит в бюджетах республики и города огромнейший. Не попадайтесь. В качестве показательного суда с кого-то могут снять штаны и публично выпороть крапивой, если даже у него до этого все было в порядке. Очень серьезные претензии имеет руководство республики к сетевым магазинам!

Мы не пойдем по пути нарушения закона, но обещаю, что, если надо будет, найдем нарушения закона у вас. То, что требует пожарная служба, запрещает Роспотребнадзор. Так что будем жить по нашим законам, – многозначительно закончил Шайхразиев.

Равиль Сабиров