РОССИЙСКИЙ МИНФИН ПЫТАЕТСЯ СПАСТИ РОССИЙСКУЮ КАЗНУ ЗА СЧЕТ УСУГУБЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ В РЕГИОНАХ

Сегодня российское правительство рассматривает предложения минфина РФ по увеличению наполняемости федерального бюджета. В следующем году величина его дефицита, то есть "дыры", превысит 3 трлн. рублей. Одна из главных идей ведомства Кудрина – полное изъятие у регионов налога на добычу полезных ископаемых. Татарстану это грозит минусом в 2-3 млрд. рублей в бюджете-2010. Несмотря на то, что ведомство обещает разработать механизм компенсации для 32 нефтедобывающих регионов (куда и мы входим), в Татарстане эксперты оценивают это намерение весьма скептически.

НДПИ ЛИШАТСЯ 32 РЕГИОНА

Централизация прибыли от НДПИ должна, по замыслу главы минфина Алексея Кудрина, стать одним из главных источников дополнительных доходов российского бюджета в ближайшие годы. "В связи с сокращением поступления в федеральный бюджет нефтегазовых доходов на фоне падения цен и объемов экспорта природных ресурсов, а также необходимостью привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет, направляемых на финансирование нефтегазового дефицита федерального бюджета, законопроектом предлагается установить в Бюджетном кодексе РФ норму о зачислении в федеральный бюджет 100% доходов от НДПИ в виде углеводородного за (исключением газа горючего природного)", – сообщается в пресс-релизе Минфина.

Это означает, что поступлений своей части НДПИ лишатся бюджеты 32 регионов, получающие их в настоящее время, пишет "Взгляд". Минфин предлагает частично компенсировать субъектам РФ эти потери. К примеру, Тюменской области, бюджет которой сейчас на 40% состоит из НДПИ, минфин предлагает выплачивать дотации в течение четырех лет. По проекту министерства в 2010 году области компенсируют 100% от планируемых поступлений НДПИ, в 2011-м – 75%, в 2012-м – 50%, а в 2013-м – 25%.

"ОТБИРАТЬ, А ПОТОМ КОМПЕНСИРОВАТЬ – ЭТО ИЗЛИШНЯЯ БЮРОКРАТИЯ"

Для Татарстана НДПИ традиционно является значимой частью бюджета. В 2009 году республика планировала получить 4,5 млрд. рублей в виде НДПИ, однако, после принятия кризисного варианта бюджета-2009, сумма была уменьшена до 2,05 млрд. рублей. Как было сказано в пояснительной записке к проекту бюджета, сумма была снижена за счет изменения сценарных условий с $95 за баррель нефти марки Urals до $41 и курса доллара 24,7 рублей до курса доллара – 35 рублей.

Татарстанские чиновники, мягко говоря, настороженно оценивают инициативы федерального центра. Министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов газете "Время и Деньги" дал следующий комментарий:

- Конечно, это, может, не совсем позитивно оценивается в нефтедобывающих регионах, потому что НДПИ - это налог, который реально собирается, ведь в сегодняшних условиях налог на прибыль - вопрос непростой: не все предприятия в состоянии с прибылью работать.

Иными словами, НДПИ – это реальные живые деньги, которые прямиком идут в казну, а обязательства выплачивать компенсации – это намерения. Сможет ли Москва выполнять их, если дефицит бюджета будет расти и окажется больше, чем   сейчас планируется? Премьер РФ Владимир Путин заявлял недавно о том, что дефицит бюджета 2010 года в 7,5 процента является максимальным, предельным дефицитом и его необходимо будет снизить до 3 процентов к 2012 году. Именно на эти цифры и ориентируются профильные ведомства. Однако многие эксперты уверены, что в 7,5 процента уложиться не удастся, несмотря на все попытки минфина восполнить будущие потери бюджета.

В парламенте Татарстана настроены еще более негативно по отношению к инициативе российского минфина. Так, председатель комитета по экономике инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев заявил газете «БИЗНЕС Online» буквально следующее:

- Вопрос не такой простой. Ведь налоги, связанные с собственность, согласно статье 72 Конституции РФ, предполагают совместные полномочия по недропользованию. В международном праве, в ряде международных пактов собственность на землю и природные ресурсы являются собственностью народов, проживающих на этой территории. В статье 50 международного пакта о политических правах народов говорится о праве совместного пользования природными ресурсами. По этой логике налоги должны делиться. Но царит определенный произвол. НДПИ – налог не маленький. Кроме того, добыча полезных ископаемых приносит региону экологический ущерб. И вполне логично было бы оставить НДПИ регионам для возможности компенсации экологического ущерба. От полного изъятия легко собираемого налога добывающие регионы серьезно пострадают. Сейчас регионам остается 5 процентов налога на добычу полезных ископаемых, в последние годы в связи с введением дифференциации ставки Татнефть   имела возможность оставлять у себя еще около 5-6 млрд. рублей в год.

Если строго подходить, это противоречит конституции и международным нормам, и, по меньшей мере, несправедливо. А все эти бюрократические нагромождения: сначала изымать – потом компенсировать, - плодят излишнее администрирование и бюрократию.

Ринат Билалов,
Наталья Голобурдова

Справка

Помимо централизации НДПИ минфин РФ предлагает направлять в бюджет 75% прибыли Центробанка вместо нынешних 50%, что, по подсчетам чиновников, позволит дополнительно привлекать в федеральный бюджет не менее 20 млрд. рублей.

Минфин также предлагает с 1 января 2010 года по 1 февраля 2012 года зачислять доходы от управления средствами резервного фонда и фонда национального благосостояния в федеральный бюджет, а не направлять их на формирование этих фондов, как предусмотрено действующим законодательством.   По расчетам ведомства, это принесет федеральному бюджету дополнительные доходы в 2010 году в размере 77,9 млрд. рублей, в 2011 году – 86,4 млрд. рублей и в 2012 году – 25,6 млрд. рублей. В результате за три года госказна пополнится на 190 млрд. рублей.