КАЗАНСКИЕ РЕКЛАМЩИКИ ПЫТАЮТСЯ УВИДЕТЬ ПРИЗНАКИ ОЖИВЛЕНИЯ НА РЫНКЕ, УПАВШЕМ ЗА ПОЛГОДА НА ТРЕТЬ

Рекламный рынок России в первом полугодии 2009 года испытал сильнейшее падение - общие расходы на рекламу в России снизились на треть, сообщила ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Рост рекламных доходов – на 5% показал только Интернет. Сузившийся рынок телерекламы перераспределился в пользу региональных игроков. Казанские телекомпании видят признаки оживления, но не ждут возврата к докризисным временам. 

КТО СКОЛЬКО ЗАРАБОТАЛ

Российский рынок рекламы по итогам первого полугодия упал на 30% по сравнению с таким же периодом прошлого года, до 90 млрд. рублей. Наибольшие потери понес сектор печатных СМИ, реклама на котором упала на 45% в годовом сопоставлении, до 15,5 млрд. рублей. Чуть лучше дело обстоит в секторе наружной рекламы, объем размещения которой упал на 39%, до 13,4 млрд. рублей. На 36%, до 4,3 млрд. рублей, упал рынок радиорекламы, пишет журнал "Эксперт". Ведущий сегмент рынка – телевидение – сократился на 21%, до 52 млрд. рублей. Но при этом наблюдалась интересная тенденция – в кризис   доля регионального телевидения выросла до 28%. По всей видимости, это связано с тем, что часть рекламодателей, размещавшихся ранее на федеральном уровне, переориентировались на более локальные рынки сбыта. Что интересно, для телевидения самыми трудными оказались май и июнь: за эти месяцы доходы телеканалов от федеральной рекламы снизились на 22 и 26% соответственно. В июле – лишь на 16%.

По сведениям АКАР, интернет-сайты в первом полугодии текущего года заработали 8,6 млрд. рублей и уже обошли по этому показателю и газеты, которые получили около 4 млрд. рублей, и журналы, заработавшие чуть более 7,5 млрд. рублей, и радио, которому заплатили за рекламу до 4,3 млрд. рублей.

Поскольку на ТВ расценки из-за кризиса снизились, этим воспользовались рекламодатели – многие увеличили и объем своей рекламы на ТВ, и ее продолжительность.

ДОКРИЗИСНЫЕ ОБЪЕМЫ НЕ ВЕРНУТСЯ

Итоги полугодия и перспективы рынка на ближайшее время газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали участники медиарынка.

Алена Ермолаева – коммерческий директор ТК "Эфир":

- В целом спад по Казани был. 20 процентов для телевидения многовато, я думаю, снижение объемов рекламы произошло на 15 процентов. Закрылись многие печатные издания, по наружной рекламе спад серьезный. Если посмотреть на город, заметно, что информации стало меньше. А телевидение было и остается номером один на рынке рекламы, потому что это самое серьезное СМИ. Поэтому если и будут впредь спады, то ТВ они затронут в меньшей степени.

Согласна, что в третьем квартале произошло оживление. Есть рост доходов от рекламы. Я надеюсь, что к зиме все вернется на круги своя. Докризисных объемов еще не достигнем, но и такого спада, как в декабре прошлого года, не будет. Я смотрю сейчас на заполнение нашей рекламной сетки и вижу, что все будет хорошо.

Марина Коновалова - коммерческий директор ОАО "ТРК "Новый Век"

- Коммерческие телестанции из-за определенной зависимости от сетевых каналов потеряли чуть больше, и вынуждены были резко снизить стоимость эфирного трафика в летний период. Что касается ТНВ, июль, как говорят в нашей среде, из-за кризиса (-20 процентов), и по традиции из-за летних отпусков (-30 процентов) был "мертвым", наблюдался общий спад на 50 процентов, а, к примеру, радио "Яна гасыр" сохранило позиции лета 2008 года. Зато в августе телереклама не только восстановила прошлогодние позиции, наблюдался пятипроцентный рост за счет заказов на производство рекламных видеоматериалов и возросшего зрительского интереса к прогнозам погоды и сериалам.

Согласно мониторингу, проведенному нашими маркетологами, во второй половине августа, несмотря на некоторое снижение   доли телепросмотра каналов Казани, увеличился объем трансляции рекламных роликов. У двух телеканалов - "Эфир" и "ТНВ" - было стопроцентное заполнение всех рекламных блоков в прайм-тайм.

Сегодня очевидно, что уже в сентябре цена эфирной секунды станет идентичной октябрю 2008 года, и в октябре цены на телерекламу в республике могут повыситься на 5-10 процентов.

По моему мнению, телевизионному рекламному рынку Татарстана в 2009 году "повезет" больше, чем другим регионам, где по прогнозам экспертов, "телеки" теряют все 35-40 процентов. Татарстан - это тот регион, где благодаря государственной поддержке, обеспечена база выживаемости ведущих городских и региональных СМИ, сохранены коллективы, обновляются технические ресурсы. Здесь всегда есть альтернатива "лобовой" рекламе - информационные и PR -кампании, социальные и общественные заявления в форме публичных акций по продвижению товаров и услуг в телеэфире. Активно развиваются такие направления, как финансово-кредитные услуги, консалтинг, спортивный и event -маркетинг, строительство малоэтажного жилья эконом-класса. Активнее стали работать рекламные агентства по продаже услуг на телеканалы. И что самое интересное, увеличились и поток рекламодателей, составляющих сегмент малого и среднего бизнеса,   и рекламные бюджеты известных брэндов-гигантов.

Мой прогноз: кризис рекламных бюджетов в республике по итогам года отразит всего лишь 15-20-процентное падение по сравнению с 2008 годом. Однако, есть оговорка: если и теле-радиостанции, и предприятия-заказчики будут детально, последовательно и компетентно не только решать свои маркетинговые задачи стратегией продвижения, совершенствовать свой продукт, но и предвидеть свои результаты. В общем, кто хочет, умеет, тот и скажет кризису "нет!".

Елена Чернобровкина,
Лилия Хабибуллина