Бродя несколько дней назад ночью по телевизионному пространству, любезно предоставляемому кабельным телевидением, в поисках чего-нибудь интересного наткнулся я на мистическую девицу, одарявшую всех позвонивших в студию предсказаниями и советами. Кажется, сразу по двум каналам, принадлежащим, видимо, одной и той же конторе. Программа эта идет каждый или почти каждый день, и всегда я её проскакивал, не задерживаясь, но на сей раз почему-то притормозил. Причина, видимо, была в мистической девице. Обыкновенно такими вещами занимаются солидные дамы в возрасте, один вид которых вызывает стойкое желание как можно скорее избавиться от их лицезрения, или пожилые джентльмены, оказывающие на нормального зрителя точно такое же действие. Девица же, замеченная мною, выделялась среди них относительной молодостью и, поелику возможно, эффектной внешностью, главными составными частями которой были длинные кудрявые волосы — причём светлые, что как-то не очень вязалось с традиционным представлением   о гадалках и колдуньях, имеющих отношение к потустороннему миру и потому предпочитающих оттенки чёрного, — и, само собой, богатство косметических средств на лице. Такой вид приличествовал бы заслуженной проститутке, уже подумывающей, ввиду достижения критического для профессии возраста, самой открыть публичный дом, или звезде фильмов для взрослых, прикидывающей, не пора ли податься в режиссуру.

Пока я рассматривал мистическую девицу, перед которой на столе были раскиданы стеклянные шары, предназначенные, видимо, для заглядывания в будущее — которыми она, впрочем, совершенно не пользовалась, то ли не видя в том необходимости, то ли просто не понимая, зачем они предназначены, — я успел узнать много интересного о людской глупости. То, что люди — отнюдь не только в России, а вообще где угодно, хоть в Африке, хоть в США, — в основном легковерны и легко поддаются разного рода, как сейчас это называется, разводкам, и так известно; но на этот раз глубина даже не глупости, а непроходимой тупости пользующихся услугами подобных дам и девиц меня прямо-таки поразила, хотя в нашей реальности вообще трудно представить, что может найтись что-то такое, чему ещё можно удивляться.

Звонок в студию, разумеется, платный, и только по мобильнику, о чём девица не уставала напоминать. Ну ладно, платный так платный — не за счёт же рекламы могут существовать подобные программы.   Цена, надо полагать, немаленькая — говорят, в подобных ситуациях несколько сотен рублей запросто могут со счёта снять, — но обычно в таких случаях происходит что-то вроде терапевтического разговора, где на вопросы клиента об особенностях своей личности или судьбе отвечают набором абстрактных фраз, которыми с самой зари человеческого сознания пользуются шаманы, колдуны, гадалки и психотерапевты, поскольку хотя бы 8 из 10 человек согласятся с тем, что это сказано про них: "Вы обладаете сильной волей, но иногда склонны расслабляться", "Вы уже испытывали чувство любви, но в ближайшем будущем оно вернётся к вам с новой силой", "У вас всё будет хорошо, и все ваши планы исполнятся, если вы будете действовать последовательно и неуклонно", — но на этот раз примитивизм происходящего превзошёл все ожидания. "Найду ли я новую работу, и будут ли у меня ещё дети?" — спрашивает клиентка мистическую девицу.   "Вы обязательно найдёте новую работу в течение ближайшего месяца, и у вас, кроме ваших двоих детей, будут ещё двое - мальчик и девочка", — отвечает девица не моргнув глазом. И тут же заканчивает свою речь обязательной фразой: "Спасибо за звоночек!" После чего приглашает следующего.

Какой там разговор! Какая там минимальная психотерапия, которую хоть как-то осуществляют более-менее квалифицированные лаборанты человеческих душ! Может, у клиентки вообще нет детей, но ей об этом сказать все равно не дадут — и никто, кроме неё самой и её знакомых, не узнает, что мистическая девица городит что попало, не заботясь хотя бы о правдоподобии. Главное — болтать, болтать и болтать, не делая пауз! На это девица была вполне способна — что, очевидно, от неё и требуется.

Что самое поразительное — несмотря на эту очевидную вещь, люди продолжали звонить! Велика Россия, и жуликам в ней простор неизбывный — истинное Поле чудес для лис Алис и котов Базилио.

Пока живут на свете дураки,

Обманом жить нам, стало быть, с руки.

Какое небо голубое!

Мы не сторонники разбоя,

На дурака не нужен нож —

Ему с три короба наврёшь,

И делай с ним что хошь.

А вспомнил я мистическую девицу, наткнувшись в очередной раз на грустные истории о проблемах с паспортами транспортных средств. Ведь это как может происходить? Приходит клиент и говорит: "Хочу Volkswagen !" А ему: "Пожалуйста, платите деньги, и он ваш". — "А ездить я на нём смогу?" — "Нет, не сможете, потому что ПТС нет". — "А он будет?" — "А кто его знает! Может, будет, а может, нет. Его же не мы печатаем". Взамен клиенту дают какую-то бумагу — в полном соответствии с бессмертными заветами Джеффа Питерса: "Я принципиально никогда не брал у своего ближнего ни одного доллара, не дав ему что-нибудь взамен — будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от прострела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина".

Что делает после этого нормальный человек? Правильно, посылает такую контору в известное место и идёт в другую. А что делает патентованный клиент Джеффа Питерса, Энди Таккера и мистической девицы из зомбоящика? Тоже правильно — платит деньги и ждёт ПТС. Или даже машину. И чем он отличается от Буратино, сидящего на Поле чудес в ожидании, когда вырастет дерево с золотыми монетами? И в третий раз правильно — ничем.

Когда торговцы имеют дело с такими клиентами, PR — то есть создание репутации фирмы и всё такое — не нужен. Требуется только элементарная, как можно более наглая, реклама и правильная расстановка сетей для ловли простаков. Они сами придут, сами вляпаются в сеть и сами будут в ней тупо биться, бегая по судам и получая ответ, что "это не мошенничество, это кризис" или даже что "это не их машины".

Таких простаков, за счёт которых процветали, процветают и будут процветать персонажи, подобные лисе Алисе с котом Базилио и Джеффу Питерсу с Энди Таккером, развелось на халявных нефтяных деньгах видимо-невидимо. Это они верили всякой рекламе и в соответствии с принципами экономического либерализма считали любых капиталистов и торговцев людьми, заботящимися исключительно о благе клиентов. Этих простаков кризис смывает, как поток воды в унитазе с чистящим средством из известной рекламы смывает микробов.

Это понятно. Но вот те фирмы, которые выживут, — можно же допустить, что кто-то и выживет, ведь всякое бывает, — как же они собираются восстанавливать репутацию? Они ведь никогда не работали в условиях, когда надо реально бороться за клиента, добиваться его абсолютного доверия, когда никакая халява не проходит, потому что человек поумнел и стал недоверчивым. Многим придётся начинать с самого нуля, с азов — как устанавливать отношения с клиентами, как формировать общественное мнение, каков должен быть имидж менеджмента фирмы…

А второй вопрос — кто это им будет делать. Теоретически, конечно, специалисты есть. Выпускников соответствующих факультетов девать некуда. И теоретически даже можно на них рассчитывать.

Если кого не интересует результат…

01.09.09

 

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.