«То, что показали нам на предприятии, — это настоящая программа импортозамещения в действии!» — пришел накануне в полный восторг от увиденного на производстве группы «Нэфис» вице-премьер РФ Игорь Шувалов. В сопровождении врио президента РТ Рустама Минниханова он нажатием зеленой кнопки официально запустил новый гигантский завод группы Ирека Богуславского, который тот крайне удачно успел построить за 18 млрд. докризисных рублей — сейчас итальянское оборудование обошлось бы вдвое дороже.
На открытие второго маслоэкстракционного завода группы компаний «Нэфис» в селе Усады прибыл первый зампред российского правительства РФ Игорь Шувалов |
ШУВАЛОВА В УСАДАХ ПОЗНАКОМИЛИ С «ЦЕЗАРЕМ»
Группа компаний «Нэфис» намерена захватить до 15% российского рынка подсолнечного масла. Об этих амбициозных планах татарстанского производителя стало известно накануне во время открытия в селе Усады Лаишевского района второго маслоэкстракционного завода (МЭЗа) компании. Если первый МЭЗ был способен переработать до 330 тыс. маслосемян подсолнечника и рапса в год, то запуск по соседству нового производства позволит нарастить объем до 1 млн. тонн. Добытое под прессами и в экстракторе сырое масло сразу же по трубе поступает на переработку другим предприятиям группы на той же площадке — Казанскому жировому комбинату (упаковка масла, производство майонеза) и компании «Нэфис-Биопродукт» (производство соусов и майонеза). Все работает в едином технологическом комплексе по принципу «от поля до прилавка».
На открытие в село прилетел лично первый зампред российского правительства РФ Игорь Шувалов. Он в окружении свиты из республиканских чиновников во главе с врио президента РТ Рустамом Миннихановым, министром сельского хозяйства и продовольствия РТ Маратом Ахметовым и министром строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Иреком Файзуллиным начал знакомство с предприятием, по сути, с конца производственной цепочки. Шувалов посетил открытый в 2012 году завод «Нэфис-Биопродукт» — кстати, крупнейший в Европе по производству соусов мощностью 250 тыс. т конечной продукции.
В начале экскурсии гостям продемонстрировали гранулы (российские, аналог импортных!), из которых здесь же, на заводе, изготавливают крышки и баночки для знаменитого Mr. Ricco. Шувалов с удовольствием пересыпал в ладони мелкие шарики и о чем-то поинтересовался у Минниханова. Из-за производственного шума уловить суть их беседы было нереально, но правительственные кивки выглядели вполне одобрительно. Далее гости прошли уже собственно в помещения, где в огромных блестящих чанах варятся знаменитые на всю Россию майонезы и кетчупы. По случаю приезда высокого гостя варили, а потом упаковывали соус особый — «Цезарь». Шувалов с нескрываемым любопытством заглядывал с прозрачные окошечки транспортировочных линий и следил за увлекательным процессом переливания соуса в баночки, наклеивания на них этикеток и отправления готовых пикантностей на упаковку.
МЭЗ, казанский жировой комбинат и завод «Нэфис-Биопродукт» работают в едином технологическом комплексе по принципу «от поля до прилавка» |
«ЭТО НАСТОЯЩАЯ ПРОГРАММА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ДЕЙСТВИИ!»
Покинув теплое заводское помещение и поеживаясь на ветру, гости неожиданно попали в настоящий заводской карнавал. На улице звучала громкая музыка, поблизости раскинулся большой шатер с выставкой производимой «Нэфисом» продукции. А рабочие с флагами, в ярких плащах корпоративного зеленого цвета (на случай дождя) и почему-то в касках радостно приветствовали высоких начальников, которые незамедлительно взошли на сцену. Шувалов с ходу взял быка за рога — заговорил на модную тему замены заморских товаров на родные, отечественные.
«Сегодня можно часто услышать о программе импортозамещения. В первую очередь многие, наверное, думают, что это будут новые современные предприятия, которые позволят заместить продукцию производства США, Канады и других стран с высокоточной электронной базой и тому подобное. Но мы станем абсолютно независимыми, когда наши продукты питания будут производиться из собственного сырья по технологиям, которые мы сами будем изобретать», — заявил Шувалов.
Казалось, он был в абсолютном восторге от увиденного на предприятии, так что продолжал сыпать комплиментами: «То, что показали нам на предприятии, — это настоящая программа импортозамещения в действии, причем без серьезной государственной поддержки! Все ваши конкуренты типа «Хайнц» должны заслуженно покидать полки наших супермаркетов, заполняйте их, кормите здоровой пищей потребителей!» — решительно заявил первый зампред российского правительства.
Далее он сказал несколько слов стоящему поблизости Минниханову: «Сегодня он исполняющий обязанности, потому что готовится к выборам. Для меня это человек, который, какую бы должность ни занимал, всегда отвечает за свои слова, держит слово и, главное, любит Татарстан и всех, кто здесь живет. Поддержим его! Я ему желаю успеха. Потому что его успех — это будет и ваш успех», — агитировал Шувалов работников предприятия.
«ВСЕ СИСТЕМЫ ОТЛАЖЕНЫ, ЖДЕМ ВАШЕГО СТАРТА!»
Как говорится, после таких речей сложно что-то добавить. Но только не для лидера нашей республики. Минниханов вспомнил, что на месте новенького завода стоял старый жиркомбинат, «который мы никак не могли запустить на полную мощность».
«Сегодня вместо него крупнейший комплекс — крупнейший игрок на российском рынке, и это только начало. То, что Шувалов сказал, — в рамках программы импортозамещения (а этим мы уже занимается давно) эти проекты будут очень кстати. Такие проекты нужны для нашей страны и республики!» — сказал Минниханов со сцены. «Несмотря на все сложности на рынке заимствований, ограничения доступа к технологиям, вы находите возможности и используете лучшие инновации», — продолжил глава республики и наградил ГК «Нэфис» благодарственным письмом президента РТ.
В ответном слове совладелец группы и депутат Госдумы РФ Ирек Богуславский отдал должное финансистам, назвав новое детище «хорошим примером сотрудничества банковского и промышленного секторов». «Во благо экономики страны Сбербанк показывает пример всем остальным банкам, как нужно себя вести в те времена, когда нужно укреплять мощность, создавать рабочие места», — кивнул он рулевому Сбербанка в РТ Рушану Сахбиеву.
Стоит сказать, что суммы в проект были вложены немалые. Гендиректор ОАО «Казанский маслоэкстракционный завод» Михаил Сыровацкий после мероприятия сообщил журналистам, что инвестиции в новый завод составили порядка 18 млрд. рублей. «При строительстве завода частично собственные средства были вложены, частично — средства Сбербанка. Соотношение примерно 70 на 30 процентов», — уточнил Сыровацкий.
При этом нельзя не отметить крайне удачный момент для инвестиций: итальянское оборудование было закуплено еще до девальвации рубля, а значит, сейчас оно обошлось бы вдвое дороже. Получается, и конкурентам будет труднее расширить производство, и банкам приятно, ведь и реальная стоимость залога в рублях резко выросла. В целом этот пример доказал, что инвестиции в реальные, осязаемые вещи в конечном итоге выгоднее и надежнее, чем в бумаги.
Богуславский заверил всех собравшихся, что это далеко не последний яркий проект группы компаний «Нэфис». «Теперь наша задача — увеличить производительность и повысить зарплату», — добавил он, чем сорвал аплодисменты работников предприятия.
Наконец, когда все речи были сказаны, наступил торжественный момент. Нажать волшебную зеленую кнопку решили все сразу: Шувалов, Минниханов, Богуславский, присоединился к ним и глава Сбербанка в РТ Рушан Сахбиев — финансовая рука проекта. В этот момент на большом экране появился первый заместитель главного инженера завода Фарид Газизуллин (практически как космонавт перед стартом) — по системе видеоконференцсвязи он сообщил, что завод готов к запуску. «Все системы отлажены, ждем вашего старта», — заявил он торжественно.
«Обратный отсчет: три, два, один — пуск!» — прокричали ведущие, и воздух наполнился бело-зеленым (в фирменных цветах группы) серпантином.
«В ПОВОЛЖЬЕ СЫРЬЯ ХВАТАЕТ»
После того как бумажки опустились на землю, раскрасив собой почти уже осенние лужи на асфальте, топ-менеджеры предприятия согласились раскрыть журналистам некоторые детали проекта. Председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат» и депутат Госсовета РТ Дмитрий Самаренкин, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», сообщил о планах: «Реально более 10 процентов группа заберет по подсолнечному маслу, — сообщил он. — Если сегодня вся Россия потребляет бутилированного масла около 1 миллиона тонн, соответственно, после запуска проекта мы будем разливать в бутылки до 150 тысяч тонн в год. То есть почти 15 процентов рынка». Ранее, по оценке Самаренкина, доля по подсолнечному маслу в РФ у ГК была порядка 4 - 5%.
Самаренкин пояснил, что помимо бутилирования значительный объем подсолнечного масла пойдет на производство майонезов и соусов. Кроме этого, продукция маслоэкстракционного завода используется при производстве бытовой химии на «Нэфис Косметикс». Представитель компании не стал раскрывать всех секретов, каким образом компания намерена штурмовать прилавки магазинов, но пока что группе, владеющей целой коллекцией брендов, известных каждой домохозяйке, это удается.
«Эксперты подчеркивают, какую качественную продукцию мы производим на сегодняшний день. Есть такая программа «Контрольная закупка», где Mr. Ricco занял первое место, обогнав «Хайнц». Думаю, этим все сказано», — с гордостью заметил бизнесмен.
В компании заверили: все, что касается сырья (подсолнечника и рапса), — на 100% родное, российское. Конечно, для таких колоссальных объемов переработки одного татарстанского сырья недостаточно. «В Поволжье сырья хватает», — успокоил Самаренкин и добавил, что в ближайшие годы технические культуры (подсолнечник, рапс, соя) будут развиваться в Татарстане. Сама ГК пока не строит планов по самостоятельному выходу в аграрный бизнес, однако помощь производителям уже оказывается. «Мы хотим выйти к руководству Татарстана с программой по поддержке сельского хозяйства», — заметил Самаренкин.
Председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат» Дмитрий Самаренкин (справа) пояснил, что помимо бутилирования значительный объем подсолнечного масла пойдет на производство майонезов и соусов |
ДЕЛУ ВРЕМЯ, БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ЧАС
Стоит напомнить, что, вопреки кризису, 2014 год стал весьма удачным для ГК «Нэфис» — валовая выручка группы увеличилась на четверть, составив более 41 млрд. рублей с учетом НДС. Причем самые успешные результаты работы по итогам года показал именно масложировой дивизион группы: ОАО «Казанский жировой комбинат» и ОАО «Нэфис-Биопродукт». Продажи майонеза в натуральном выражении выросли на 9%; кетчупа — на 38%; бутилированного растительного масла — на 56%. Рост продемонстрировали продажи и в сегменте соусов, которые увеличились почти в четыре раза. В 2014 году ГК «Нэфис» увеличила и объем поставок на экспорт. Так, Казанский маслоэкстракционный завод отгрузил в страны Европы, Турцию, Египет и Казахстан более 20 тыс. т подсолнечного масла, увеличив этот показатель более чем в 2 раза по сравнению с 2013 годом.
Однако широкой аудитории «Нэфис» в последнее время запомнился не столько бизнес-успехами, сколько яркими социальными проектами. Два года подряд в зимнее время работает Народный каток NEFIS у «Казань Арены», который за сезон посещают по 100 тыс. человек. А 5 июня 2015 года «Нэфис» по-хорошему удивил казанцев фестивалем, приуроченным к 160-летию предприятия, — Nefis Rock&Dance. На площадке возле «Казань Арены» выступили «Би-2», «Чайф», Вячеслав Бутусов, Сергей Чиграков («Чиж») и другие легенды русского рока.
2014 год стал весьма удачным для ГК «Нэфис» — валовая выручка увеличилась на четверть, составив более 41 млрд. рублей. Причем самые успешные результаты показал именно масложировой дивизион группы |
«У НАС РАЗРАБОТАНА ПРОГРАММА ПО ДОВЕДЕНИЮ МАСЛОСЕМЯН ДО 500 ТЫСЯЧ ТОНН»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов дать оценку и описать перспективы нового детища ГК «Нэфис».
Николай Титов — замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ:
— Новый маслозавод — объект нужный, объект востребованный, объект работает и уже неплохо себя зарекомендовал в своей линейке продукции. У нас в министерстве разработана программа по доведению маслосемян до 500 тысяч тонн собственной продукции. Есть определенные договоренности с хлебоприемными предприятиями, чтобы сельхозтоваропроизводители сдавали туда семена, а маслоэкстрактный завод закупал бы их там в течение года по гарантированной цене. Это же прекрасно, это гарантированный рынок сбыта. Сырья хватит. Даже если мы в Татарстане обеспечим 50 процентов от необходимого, то близлежащие регионы, где серьезно занимаются подсолнечником, — Самара, Ульяновск, Сызрань — нам помогут. Все это вполне реально.
Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов РТ:
— Сырья, я думаю, хватит, ведь они его возят со всех регионов Российской Федерации. Я имею в виду Самарскую, Оренбургскую области. Если оценивать планы, то я всегда вспоминаю нашего министра, который говорит о том, что планы, проекты должны быть амбициозными. Они соответствуют своим делам и тому, что говорят. Если они заинтересуют наших сельхозтоваропроизводителей, то сырья хватит. А если они будут работать по той схеме, по какой они сейчас работают, то нет. Те цены, которые они дают для сельхозтоваропроизводителей за сырье, нас не удовлетворяют ни в какой степени. А мы хотим работать в определенной кооперации, предлагаем работать вместе, но по цене товара говорим: давайте сразу договоримся, чтобы у нас осенью не возникало недопонимания...
Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ИХ «Финам»:
— В целом я скептически отношусь к реализации данного проекта при условии, что не подразумевается вертикальной интеграции. Напомню, что в августе потребительские цены на подсолнечное масло выросли на 29 процентов год к году. Между тем цены производителей семян подсолнечника за аналогичный период выросли на 44 процента. Цены на семена могут ускорить рост из-за дефицита продукции в случае плохого урожая. Логично, что на фоне предполагаемого падения рентабельности переработки производство подсолнечного масла в РФ за январь-июль сократилось более чем на 10 процентов до 2,1 миллиона тонн. В целом я не исключаю, что завод займет большую долю на российском рынке. Однако даже продовольственное эмбарго и экономия на издержках за счет масштаба деятельности не гарантируют быстрой окупаемости.
Справка
ГК «Нэфис» — один из крупнейших в России производителей товаров массового повседневного спроса — бытовой химии и масложировой продукции. В группу входят четыре завода: ПАО «Нэфис Косметикс», ОАО «Казанский маслоэкстракционный завод», ОАО «Казанский жировой комбинат» и ОАО «Нэфис-Биопродукт». На предприятиях пищевой направленности выпускают продукты питания под известными брендами Mr. Ricco, «Миладора», «Ласка», «Чудесная семечка», которые продаются не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. По итогам 2014 года валовая выручка группы составила более 41 млрд. рублей с учетом НДС. Суммарная выручка от реализации готовой продукции — 25,3 млрд. рублей. Всего на предприятиях ГК «Нэфис» трудятся 5,2 тыс. человек. Средняя зарплата по группе — 30,9 тыс. рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.