ТАИФ взял под полный контроль ОАО ХК «Татнефтепродукт» (ТНП), а вместе с ним — и самую разветвленную сеть АЗС в республике
ТАИФ взял под полный контроль ОАО ХК «Татнефтепродукт» (ТНП), а вместе с ним — и самую разветвленную сеть АЗС в республике (фото: tnpsamara.ru)

ПЕРЕГОВОРЫ БЫЛИ ДОЛГИМИ

Как стало известно в пятницу, самая богатая частная компания Татарстана «ТАИФ» взяла под полный контроль ОАО ХК «Татнефтепродукт» (ТНП), а вместе с ним — и самую разветвленную сеть АЗС в республике. В совокупности ТАИФ выкупил 49% голосующих акций и в итоге с учетом доли дочернего ООО «Телеком-Менеджмент» консолидировал 85,84% топливной компании.

В подписании документов о «передаче» акций, как сообщается на сайте ТАИФа, приняли участие гендиректор холдинга Альберт Шигабутдинов, гендиректор ОАО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ) Валерий Сорокин и гендиректор ТНП Рустам Сабиров. При этом СИНХ продал весь принадлежавший ему пакет в 34,2% акций, а остальные, как получается, 14,8% выкуплены у Сабирова (что интересно, это не все принадлежащие ему акции).

Сумма, по которой уплыл в частные руки очередной госпакет крупной компании, по традиции не раскрывается, зато известно, куда СИНХ потратит свою долю денег: «Средства, вырученные от продажи пакета, СИНХ намерен использовать для финансирования инфраструктурных проектов, в частности, выставочного центра Kazan Expo WorldSkills Arena. На сегодня продажа других активов из портфеля холдинга не обсуждается», — сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь госкомпании Эльвира Сайфуллина.

И в СИНХе, и в ТАИФе отмечают, что переговоры по сделке были долгими, а значит, можно предположить, непростыми. Звоночек о том, что нечто подобное готовится, прозвучал в июне, когда ФАС России одобрила ходатайство «Телеком-Менеджмента» о приобретении 59,85% голосующих акций ТНП. Однако тогда источник «БИЗНЕС Online» в компании поспешил заверить, что это ничего еще не значит: «ТАИФ последние 10 лет заявляет о готовности (или не исключает возможности) выкупить доли в тех активах, где присутствует. И, соответственно, регулярно запасается разрешениями от регуляторов на проведение таких сделок. Пока никаких конкретных предложений по выкупу мы не получали ни по долям ни по ценам», — заявил тогда наш собеседник.

СИНХ Валерия Сорокина продал весь принадлежавший ему пакет в 34,2% акций ТНП холдингу Альберта Шигабутдинова (справа)
СИНХ Валерия Сорокина продал весь принадлежавший ему пакет акций ТНП в 34,2% холдингу Альберта Шигабутдинова (справа)

Какие же обстоятельства могли осложнить переговорный процесс и что способствовало развязке? Судя по косвенным признакам, подковерная борьба за ТНП была весьма ожесточенной и богатой на интриги.

КАК ТАИНСТВЕННЫЙ РЕНЕГАТ ПЫТАЛСЯ ЛИШИТЬ САБИРОВА БЛОКПАКЕТА

До последнего времени особенностью ТНП, созданного в начале 90-х в результате приватизации Казанского ТУ Госкомнефтепродукта РСФСР, было отсутствие главного акционера. Уставный капитал в размере чуть более 280 млн. рублей был поделен между 1,3 тыс. «физиков» и юридических лиц. Самыми крупными держателями акций являлись ТАИФ с «дочкой» (36,84%), СИНХ (34,2%), а также коммандитное товарищество «Чулпан и компания» (ЧиК; 25,65% капитала).

По данным системы «Контур-Фокус», крупнейшим совладельцем ЧиК по состоянию на апрель 2015 года было ООО «Чулпан», которое, в свою очередь, принадлежало трем лицам: самому Рустаму Сабирову, его брату Азату Сабирову и Рафаэлю Фаттахову. При этом гендиректор и его брат вместе контролировали 74,6% долей, а Фаттахов — оставшиеся 25,4%.

Контролируя блокпакет, менеджмент ТНП, будучи формально слугой двух господ, на деле мог чувствовать себя хозяином положения — ни СИНХ, ни ТАИФ по отдельности не могли диктовать Сабирову свою волю. И даже если бы ТАИФ скупил доли всех прочих акционеров, толку от этого было бы немного: блокпакет давал право наложить вето на любое неугодное решение, в том числе на смену руководства.

Неудивительно, что этим блокпакетом Сабиров очень даже дорожил. 28 января этого года до наблюдателей донеслось эхо тихих войн за собственность. Случилось внезапное: Рустам Сабиров продал практически весь пакет акций, записанный лично на него, — доля гендиректора уменьшилась с 1,11% до 0,11%. «В январе один из миноритарных вкладчиков ЧиК вывел более 1 процента своих акций из складочного капитала. Сабиров, чтобы сохранить блокпакет, внес 1,15 процента своих голосующих акций, которые он последние несколько лет скупал небольшими пакетами на свободном рынке. После передачи его акций доля ЧиК в голосующих акциях «Татнефтепродукта» составляет 25,4 процента», — пояснил тогда «БИЗНЕС Online» помощник гендиректора Владимир Луппов.

При этом гендиректор ТНП вовсе не собирался отходить от дел или передавать их кому-либо — во всяком случае, его помощник Луппов еще зимой исключал такое развитее событий. Напротив, Сабиров укреплял позиции своей семьи в компании. К примеру, еще за год до нынешних пертурбаций была задумана и утверждена на совете директоров масштабная реорганизация — слияние двух крупнейших филиалов компании — «Казаньнефтепродукта» и «Управления АЗС». Вновь образованную структуру возглавил сын гендиректора Руслан Сабиров, до этого несколько лет руководивший сетью АЗС.

Но получается, некий совладелец товарищества, поправ интересы Сабирова и, возможно, других партнеров, решил выйти из игры, прихватив с собой акции топливной компании (точнее, 1,4% ТНП, если верить отчетам). Тогда нам показалось странным, почему загадочный миноритарий ЧиК решил забрать бумаги, а не получить расчет наличкой. Ведь по оценкам наших экспертов, он мог рассчитывать на 50 - 150 млн. рублей, в зависимости от того, на чем сойдутся стороны.

Гендиректор ТНП Рустам Сабиров: «Холдинговая компания „Татнефтепродукт“ уже 10 лет одной ногой была в ГК «ТАИФ»
Гендиректор ТНП Рустам Сабиров: «Холдинговая компания «Татнефтепродукт» уже 10 лет одной ногой была в ГК «ТАИФ»

Нынешняя сделка может являться ответом на этот вопрос. Недаром еще древние римляне в подобных случаях советовали задаться вопросом Qui prodest? Именно ТАИФу было выгодно размывание блокпакета «Татнефтепродукта», открывающее столь заманчивые перспективы... Тогда Сабиров сумел отбить атаку, кем бы она ни была организована, но, возможно, она оказалась не последней.

Любопытно, что ровно за неделю до последних триумфальных реляций ТАИФа, 21 августа, Рустам Сабиров приобрел 17,9% обыкновенных акций «Татнефтепродукта». При этом доля «Чулпан и компании» снизилась с 25,4% до 0,44%. Похоже, на сей раз атака на гендиректора ТНП оказалась успешной. Возможно, еще кто-то из учредителей ЧиК не устоял перед выгодным предложением, и Сабиров, спасая нажитое, перевел активы на себя, чтобы получить за них хоть какой-то профит, не делясь с остальными членами товарищества? Конечно, это лишь предположение, но события очень удачно укладываются в логическую цепочку.

Лыком в строку тут выглядит и то, что совладелец ЧиК Фаттахов, долгие годы занимавший ключевой пост заместителя директора по коммерции и владевший собственным оптовым поставщиком топлива «Чулпан-трейд», с некоторых пор в руководстве компании не значится...

УХОД САБИРОВА — ВОПРОС ВРЕМЕНИ?

ТАИФ не пригласил на подписание сделки СМИ и ответил молчанием на запрос «БИЗНЕС Online». Однако даже по опубликованным фотоотчетам можно понять, что Шигабутдинов в восторге от сделки. Более того, он даже анонсировал 15-летнюю инвестиционную программу, намекнув, что реализовываться она будет с участием Сабирова: «Все, что связано с ТАИФом, модернизируется и развивается. И здесь с «Татнефтепродуктом» будет такой же подход. У Рустама Наиловича есть громадные планы развития, которые нас радуют. Так что будет получен синергетический эффект», — цитирует Шигабутдинова подконтрольное ТАИФу издание «Реальное время».

Поэтому поглощение ТНП для «ТАИФа» было фактически безальтернативным ходом, если, конечно, компания хочет быть полноценным игроком на топливном рынке
Поглощение ТНП для ТАИФа было фактически безальтернативным ходом, если, конечно, компания хочет быть полноценным игроком на топливном рынке

Не демонстрирует уныния и гендиректор ТНП Рустам Сабиров. «Холдинговая компания «Татнефтепродукт» уже 10 лет одной ногой была в ГК «ТАИФ». Они были нашими акционерами. С сегодняшнего дня мы полностью вливаемся в группу компаний. Я думаю, что для нас это будет на благо», — заявил он после подписания договора.

Между тем и у внешних наблюдателей, и внутри компании есть большие сомнения, что Сабиров и его команда, привыкшие к самостоятельности, уживутся с новым хозяином. В любом случае без кадровых перестановок такие поглощения не обходятся, но, возможно, ТАИФ заинтересован в плавной передаче дел. Как-никак ТНП в нынешнем виде — это во многом детище Сабирова, который сидит у руля аж с 1998 года, так что все в компании наверняка замкнуто на него. В пользу гендиректора ТНП и то, что он, как говорят, пользуется личным расположением врио президента РТ Рустама Минниханова. Но не исключен и сценарий жесткой «зачистки».

ТАИФ И «ТАТНЕФТЬ» ГОТОВЯТСЯ К БИТВЕ?

Поглощение ТАИФом крупнейшего заправщика Татарстана — это, безусловно, сигнал к переделу рынка. До этого момента ситуация была парадоксальной: единственный производитель топлива в Татарстане ТАИФ-НК имел карликовую сеть из 44 АЗС. А «Татнефть», у которой своего топлива пока нет, имеет, по данным сайта benzin-price.ru, 165 заправочных станций только в республике и 552 — на территории РФ. При этом развивать сеть и всю необходимую инфраструктуру, во-первых, дорого, да и не очень-то легко — лучшие земельные участки уже давно заняты. Поэтому поглощение ТНП для ТАИФа было фактически безальтернативным ходом, если, конечно, компания хочет быть полноценным игроком на топливном рынке. Теперь к сети ТАИФ-НК добавились 162 заправки, что означает уверенный паритет с «Татнефтью», по крайней мере, внутри республики.

Единственный производитель топлива в Татарстане ТАИФ-НК имел карликовую сеть из 44 АЗС

Кроме того, не надо забывать, что Шигабутдинова поджимает время. Уже в 2016 году рынок топлива Татарстана ожидает тектонический сдвиг: к выпуску автомобильного бензина класса «Евро-5» приступит ТАНЕКО. В результате к 2016 - 2017 годам у республики дополнительно появится 700 - 800 тыс. т топлива при том, что сейчас ТАИФ-НК выдает порядка 600 тыс. т, и этого хватает на то, чтобы закрыть примерно 40% потребностей республики. Логично предположить, что в результате «Татнефть» перестанет покупать бензин у ТАИФа, а ему нужен гарантированный сбыт. Вот два гиганта и расставляют фигуры на доске. Одним из эпизодов минувшей осенью стало известие, что ТАИФ создает собственного заправщика в Казанском аэропорту. Это позволит ТАИФ-НК опять-таки не зависеть в вопросах сбыта от нефтяников.

Вся эта ситуация, ясное дело, не радует независимых заправщиков. По словам главы ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирека Сулейманова, всего в Татарстане работает порядка 800 АЗС: «Общий же расклад такой: около 50 процентов — это в чистом виде частные заправки, остальное — ТАИФ, «Татнефть» и некоторые другие крупные компании. Расклад — 50 на 50», — сказал он нашему корреспонденту. При этом логика развития событий ведет к тому, что крупные компании постепенно будут выдавливать с рынка независимых игроков, усиливая за их счет свои позиции. Характерно, что они уже ощущают на себе нехватку бензина.

«ТАИФ как единственный производитель бензина в Татарстане выделяет определенное количество нефтепродуктов для частных АЗС. Но если говорить про АИ-92 и АИ-95, это не более 8 - 10 процентов от потребности частных заправщиков. Мы вынуждены покупать бензин на НПЗ Башкортостана, Самарской области, Нижегородской, — говорит Сулейманов и тут же спохватывается. — Мы благодарны ТАИФу за то, что он поддерживает частные заправки, поставляя топливо. Может быть, не настолько, насколько бы нам хотелось, но все-таки поддерживает».

Возможно, ТАИФ готовится к битве за рынок с «Татнефтью» под управлением Наиля Маганова (слева), которая в следующем году начнет выпускать собственное топливо и имеет сеть из более 700 АЗС по России
Возможно, ТАИФ готовится к битве за рынок с «Татнефтью» Наиля Маганова (слева), которая в следующем году начнет выпускать собственное топливо и имеет сеть из более 700 АЗС по России

Дефицит для независимых заправщиков — полбеды. Опрошенные «БИЗНЕС Online» владельцы АЗС утверждают, что сегодня работают практически себе в убыток. Как заявляет Сулейманов, розничные продавцы оказались в ножницах цен: с мая 2015 года оптовая цена на бензин АИ-92 выросла на 25%, а на заправках розничная цена поднялась меньше чем на 4%. «Владельцы АЗС не могут покрыть свои расходы, поскольку есть и дефицит товара, и выросшие цены», — сетует он.

В итоге розничный бизнес по торговле бензином уже сейчас находится за гранью рентабельности. У того же ТНП при полугодовой выручке 6,5 млрд. рублей (со снижением в 5,5%) чистая прибыль составила 35,1 млн. рублей, то есть 0,5% от оборота — и так уже не первый год (можно, конечно, подозревать менеджмент в выводе прибыли, но куда в таком случае смотрели другие акционеры?). Однако все эти проблемы не относятся к вертикально-интегрированным компаниям, работающим по принципу «Сам танцую, сам пою, сам билеты продаю». Они могут торговать бензином в розницу хоть вообще без прибыли, перенося маржу на другие части цепочки — производство, транспортировку, опт и т.д. К слову, в своей «тронной речи» Шигабутдинов намекнул, что вертикально-интегрированный ТАИФ уже готов развязать ценовую войну. «Теперь будет кратчайшее расстояние между НПЗ и заправочными станциями на территории республики. Это должно сыграть решающую роль в ценовом вопросе для жителей Татарстана. Самое качественное топливо будет по самой оптимально низкой цене», — заявил он.

Словом, поглощение ТНП может оказаться лишь первым актом в драматическом для мелких игроков процессе олигополизации топливного рынка Татарстана.