КВЗ пришлось выпускать даже комбайны. На фото - комбайн Сталинец-6
КВЗ пришлось выпускать даже комбайны. На фото — комбайн «Сталинец-6»

С ТАЧАНОК — НА ВЕРТОЛЕТЫ

КВЗ ведет свою историю от завода №169, который производил... конно-обозное хозяйство (колеса, тачанки, телеги и так далее) и относился к Народному комиссариату лесной промышленности. Решением совета труда и обороны от 21 сентября 1935 года его перевели в Народный комиссариат авиационной промышленности, он стал выпускать лыжи для всех советских самолетов. В 1940-м добавилось производство узлов для истребителей ЛаГГ-3 и И-15бис. То есть за пять лет предприятие прошло путь от колес для тачанок до авиапрома... В июле 1941 года в Казань эвакуировали ленинградский завод №387, изготавливавший самолеты У-2 (По-2), и завод №169 стал его частью. Интересно, что тема У-2 пришла на 387-й от ленинградского же завода №23, бывшего Русско-Балтийского вагонного завода, на котором до революции работал выдающийся впоследствии авиаконструктор, отец современного вертолетостроения Игорь Сикорский. Дата основания 387 завода (4 сентября 1940 года) и отмечается как день рождения КВЗ... С июля 1946-го казанское предприятие собирало комбайны «Сталинец». В 1947-м будущий КВЗ, выпустив 11 964 У-2, завершил свою эпоху самолетов, а в сентябре 1951 года завод «бросили» на выпуск вертолета Ми-1.

По-2 (ранее - У-2) стал самым массовым бомбардировщиком Великой Отечественной войны - выпущено 12 тыс. самолетов
По-2 (ранее — У-2) стал самым массовым бомбардировщиком Великой Отечественной войны — выпущено 12 тыс. самолетов

«...И РАССТРЕЛЯЛИ ИХ ИЗ ПУЛЕМЕТА»

В каких условиях приходилось работать предшественникам нынешних рабочих и инженеров КВЗ? Вот приказ по заводу военных лет о выявленных случаях дистрофии и о мерах по борьбе с болезнью — сотрудникам выделяли пивные дрожжи, дополнительную горячую пищу и зеленый лук. Голод толкал людей на отчаянные поступки. Так, два моториста аэродромного цеха «угнали» один из готовых к сдаче У-2. Вот как описывал этот полет историк КВЗ: «Увидев стаю гусей, высоко плывущих в небе, они подняли в небо самолет и расстреляли их из пулемета. После разбора... этих людей на заводе больше не видели. Голодное время и недоедание не послужили им оправданием».

Дуайт Эйзенхауэр подарил Никите Хрущеву два S-58
Дуайт Эйзенхауэр подарил Никите Хрущеву два S-58

ПОДАРОК ОТ ДУАЙТА ЭЙЗЕНХАУЭРА

Предположительно, проблему создания цельнометаллических лопастей для первого по-настоящему массового казанского вертолета Ми-4 помог решить подарок президента США Дуайта Эйзенхауэра Никите Хрущеву — в 1960 году в Москву доставили два вертолета S-58 (конструктор — тот самый Сикорский) в варианте VIP-салонов. Посмотреть в них было на что, а ресурс лопастей был 2 тыс. часов против 150 у наших. В следующем году на казанском заводе началось внедрение металлических лопастей. А на «подарках» довелось полетать испытателю предприятия Борису Демчаку (впоследствии — заместитель главного конструктора), когда он был слушателем школы летчиков-испытателей.

Взгляд на Афганистан с борта Ми-17
Взгляд на Афганистан с борта Ми-17

НЕ ТОЛЬКО США

КВЗ стал единственным российским вертолетным заводом, машины которого закупил, по сути, законодатель мод в этой области — США. «У КВЗ есть сертификат, выданный министерством обороны США, — рассказывал «БИЗНЕС Online» бывший генеральный директор КВЗ, президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ Александр Лаврентьев. — И это говорит о том, что не только КВЗ соответствует американским стандартам качества, но и вся авиастроительная технология России. И мы не списывали с американцев этот порядок проверки качества — нас сама жизнь заставила делать таким образом. Наши вертолеты покупает министерство обороны США, и мы гордимся этим. По качеству, по техническим характеристикам у них такой продукции нет». Американцы заказали для Афганистана 63 вертолета Ми-17В-5. Конгресс США не раз пытался заблокировать сделку, как наносящую вред оборонной промышленности США, но безуспешно — Пентагон настоял на том, что Ми-17 подходят для условий Афганистана лучше всего. Любопытно, что в тени американского контракта остался тот факт, что в Афганистане на Ми-17 предпочитали летать и союзники США. Канада, правда, только арендовала четыре Ми-17В-5, а вот Польша для своего контингента приобрела вертолеты (предположительно, три) именно в Казани.

Вертолеты КВЗ летают в 80 странах
Вертолеты КВЗ летают в 80 странах

ЭКСПОРТУ КВЗ — 60 ЛЕТ

Первый экспортный заказ завод получил почти ровно 60 лет назад, в мае 1955 года. Это были 6 Ми-4 для Китая, в декабре 8 машин ушли в Чехословакию, 2 — в Венгрию, 1 — в Румынию. Сегодня вертолеты КВЗ поставляются в 80 стран мира. Отметим, что экспорт, по сути, и кормит КВЗ — за границу уходит примерно 80% его вертолетов.

С производством КВЗ были связаны и трагедии, и победы
С производством КВЗ были связаны и трагедии, и победы

ПЕРВЫЙ КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТЧИК

Первым испытателем казанских вертолетов стал Владимир Стародубцев (родился 13 июня 1912 года в Красноярске). На вертолеты он «пересел» с... планеров и мастерски освоил пилотаж Ми-1 и Ми-4. Он был уверен в своей судьбе, но... Как-то раз он неожиданно позвонил жене на работу и спросил, узнает ли она его голос. Потом выяснилось, что в Саратове, где Стародубцев тогда был, разбился вертолет, погиб пилот, который был очень на него похож, Владимир Глебович очень боялся, что супруге сообщат по ошибке страшную новость... Он и бортинженер, выпускник КАИ Александр Куроптев, погибли 27 февраля 1954 при испытаниях Ми-4. Отметим, что оба сына Стародубцева стали вертолетостроителями.

Выставочный Ми-4 попал под бомбежку в Каире
Выставочный Ми-4 попал под бомбежку в Каире

ПОД ИЗРАИЛЬСКИМИ БОМБАМИ

В 1956 году завод отправил один Ми-4 с летчиками и бригадой специалистов на международную выставку, которая проходила в Дамаске и Каире. Но тут разразился Суэцкий кризис, вертолет попал под израильскую бомбежку, а казанским специалистам пришлось возвращаться домой окольными путями.

Леонид Антропов облетал на КВЗ 2400 вертолетов
Леонид Антропов облетал на КВЗ 2,4 тыс. вертолетов

«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» КАЗАНСКИХ «ВОСЬМЕРОК»

А начало триумфального шествия по миру Ми-8 связано с именем летчика-испытателя Леонида Антропова. Именно он, как пишет историк местного авиастроения Равиль Вениаминов (на его «раскопках» по большей части и основана эта статья), показал загранице казанский товар лицом и стал «крестным отцом» казанских «восьмерок» — за время работы на заводе он облетал 2,4 тыс. вертолетов. Антропов, всегда аккуратный, подтянутый, ответственный, был примером для других испытателей.

Когда-то на КВЗ был тир, где отстреливали вертолетное вооружение
Когда-то на КВЗ был тир, где отстреливали вертолетное вооружение

РАКЕТОЙ ПО ТАСМЕ

На испытаниях случается всякое. В конце 80-х произошел случай бардачно-курьезного характера. Один из Ми-8 готовили на отстрел учебных (без боевой части) реактивных снарядов (на КВЗ некогда был свой тир для вертолетного вооружения). Механик по какой-то причине снял блокировку механизма пуска и нажал на кнопку. Три ракеты ушли, одна из них угодила на территорию завода ТАСМа. Люди в окрестностях, услышав характерный звук летящих снарядов, падали на землю.

Снять черный флаг с 62-метровой колокольни было непросто
Снять черный флаг с 62-метровой колокольни было непросто

ЧЕРНЫЙ ФЛАГ НАД КАЗАНЬЮ

Одним из самых экзотических заданий, которые выполняли экипажи КВЗ, можно назвать вылет в преддверии 43-й годовщины Октябрьской революции. В канун 7 ноября 1960 года казанцы с изумлением увидели, что на вершине 62-метровой колокольни церкви Богоявления, что на улице Баумана, развевается черное полотнище. Как оно там оказалось, неизвестно. Снять этот позор надо было немедленно. Как? Подготовленных альпинистов быстро не найти. Оставалось одно — вертолет. Выполнить операцию приказали Антропову. Ему пришлось приложить все свое мастерство, чтобы удерживать 6-тонный Ми-4 над венчающим колокольню крестом, пока флаг сбивали багром.

Ливия была одним из главных покупателей Ми-14
Ливия была одним из главных покупателей Ми-14

НА «ЛИНИИ СМЕРТИ»

Противолодочная амфибия Ми-14 стала известной на Западе в 1981 году, после инцидента в заливе Сидра. В 1973 году Муаммар Каддафи в одностороннем порядке провозгласил «линию смерти» — объявил залив ливийскими территориальными водами. В августе 1981-го авианосная группировка ВМС США демонстративно пересекла «линию» для учений. 19 августа пара истребителей-бомбардировщиков Су-22 выполняла облет места учений. На их перехват вылетели два F-14. Один из Су-22 неожиданно выпустил ракету, F-14 ответили и сбили оба Су-22. Их пилоты катапультировались. Есть версия, что в действительности ливийский самолет сбросил подвесной топливный бак, который и был принят американскими летчиками за ракету. Есть и такой апокриф (якобы эта история была рассказана ливийскими летчиками советским военспецам). Ведущий пары, обнаружив американские самолеты, выпустил ракету и тут же катапультировался. Ведомый повторил действия командира. В этих косвенно участвовал и упомянутый выше Демчак. В эти дни он как раз сдавал ливийцам большую партию амфибий. После того как ливийцы на вертолете Super Frelon спасли ведущего злополучной пары майора Бель Хасема, на поиск второго, Мухтара Джафара, вылетел на Ми-14ПЛ Демчак с казанским экипажем и смог со второй попытки найти его.

Вертолет Ecureuil. Если бы с французами договорились, в Казани выпускали бы и такие машины
Вертолет Ecureuil. Если бы с французами договорились, в Казани выпускали бы и такие машины

КАК ФРАНЦУЗЫ И АМЕРИКАНЦЫ ЧУТЬ НЕ «ОККУПИРОВАЛИ» КВЗ

На КВЗ могли начать выпускать французские и европейские вертолеты. Как рассказывал бывший заместитель гендиректора КВЗ Валерий Карташев, в сложные 90-е надо было что-то делать, чтобы обеспечить будущее завода. Проанализировав ситуацию, на КВЗ решили, что в стране будут востребованы легкие вертолеты. К тому времени советские машины такого класса — Ми-2 и Ка-26 — безнадежно устарели, а замены им не было, даже разработок не имелось. Тогда КВЗ предложил компании Eurocopter выпускать в Казани «русифицированный» вариант вертолета Ecureuil: двигатели и авионика — европейские, фюзеляж, лопасти и прочее — российские. Но россиянам предложили «тупую» сборку. «Спустя 10 лет они спохватились, но поезд уже ушел», — вспоминал Карташев. С аналогичным предложением вышли на американскую фирму Bell, но и они предложили только отверточную сборку. Впрочем, эти неудачи обернулись победой: было решено создавать легкий вертолет самим. Так родился набирающий сегодня обороты проект «Ансат».

Для названия вертолету подбирали звучное, короткое и авиационное слово
Для названия вертолету подбирали звучное, короткое и авиационное слово

«ПРОСТОЙ» ИЛИ «ЛЕГКИЙ»?

Название «Ансат» принято переводить с татарского как «простой». Карташев как идеолог проекта с этим категорически не согласен: «Кому это в голову взбрело? Подняли б словарь да прочитали. Я тогда купил несколько словарей и выбрал слово, которое было бы и благозвучным, и коротким, и вертолету подходило. По-моему, Минтимер Шарипович (Шаймиев прим. авт.) один из немногих татар знает, что это название значит. Когда мы «Ансат» начинали, он раза два на завод по разным делам приезжал. И как-то показываем ему машину, название, говорим, такое-то. Он задумался: «А! Легкий!»

Ми-4 стал первым экспортным продуктом КВЗ
Ми-4 стал первым экспортным продуктом КВЗ

С СОВЕТСКИМ РАЗМАХОМ

По открытым данным, КВЗ принадлежит рекорд самого массового годового «тиража» в истории российского вертолетостроения: в 1959 году выпущен 331 Ми-4. Отметим, что он стал первым в истории боевым вертолетом — у него первого был предусмотрен встроенный пулемет. Машину приняли на вооружение 25 августа 1953 года. Всего в Казани собрали 3155 таких машин. Сегодня КВЗ ежегодно выпускает примерно 110 вертолетов.

У Ансата становится все больше приверженцев. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев недавно заявил, что готов летать на этом вертолете
У «Ансата» становится все больше приверженцев. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев недавно заявил, что готов летать на этом вертолете (фото: innoprom.com)

СДЕЛАНО В КАЗАНИ

«Ансат» — первый в российской истории серийный вертолет, созданный в конструкторском бюро серийного завода: до него проектированием винтокрылых аппаратов занимались только специализированные КБ. Радует, что и первым покупателем коммерческого «Ансата» стала именно казанская компания. ООО УК «Тулпар Аэро Групп» заказало три машины. До этого в классе легких вертолетов она оперировала исключительно импортными вертолетами — Eurocopter, AgustaWestland. Продажа первых пассажирских «Ансатов» для КВЗ, безусловно, эпохальное событие, ведь завод шел к нему 20 лет — разработка началась в 1994 году.