По традиции, идущей еще со времен первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, в республике сохраняется трепетное отношение к лошадям (фото: shaimiev.tatarstan.ru)

НЕЛЬЗЯ ЛИ СОЗДАТЬ ТАТАРСТАНСКУЮ ПОРОДУ ЛОШАДЕЙ?

Теме развития коневодства в Татарстане было посвящено прошедшее накануне заседание комитета по экологии Госсовета РТ. По традиции, идущей еще со времен первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, в республике сохраняется трепетное отношение к лошадям. Однако о повторении былых успехов в плане коневодства остается только мечтать: если в 1990 году в республике было 80 тыс. лошадей, то к 2015 году поголовье сократилось до 30 тысяч. Депутат Шамил Ягудин (гендиректор ОАО «Татнефтепром-Зюзеевнефть») среди прочего указал указал на недостаточную поддержку новошешминского и чистопольского ипподромов.

Оправдываться, как так получилось, пришлось замминистру сельского хозяйства и продовольствия РТ Назипу Хазипову. Он напомнил, что в Татарстане действует «Программа развития коневодства на 2013 - 2015 годы и перспективный период до 2020 года», в рамках которой конезаводчикам оказывается государственная поддержка. К примеру, в этом году распределена сумма в 23,5 млн. рублей, в 2016-м планируется потратить 36,2 миллиона.

Деньги выделяются, например, на восстановление исторической татарской породы лошадей. Депутаты удивлялись: как так — башкирская порода есть, американская есть, нельзя ли создать татарскую или татарстанскую? Хазипов пояснил, что исторически такая порода существовала, просто она не была официально зарегистрирована. Для этого необходимо иметь определенное поголовье, чтобы сформировать тип лошадей. Частично лошади для этого были закуплены в этом году, есть планы по приобретению их и в будущем, после чего можно будет уже говорить и о создании своей исторической татарской породы.

Назип Хазипов
Назип Хазипов напомнил, что в РТ действует программа развития коневодства, в рамках которой конезаводчикам оказывается господдержка — в этом году распределена сумма в 23,5 млн. рублей, в 2016-м планируется потратить 36,2 млн. (фото: биомедиа.рф)

ГДЕ СПРЯТАЛИ ТАТАРСКУЮ ПОРОДУ

Напомним, о том, почему пропала татарская порода лошадей и какой должна быть лошадь такой породы, недавно в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал владелец фирмы «Али и сыновья» Али Сулейманов. «Когда в СССР создали атомную бомбу, Никита Сергеевич Хрущев сказал, что лошади больше не нужны. По его мнению, конина — это бесполезный продукт, в еду ее не употребляют, нет ни шерсти, ни молока. И лошадей стали истреблять. Именно тогда и пропала татарская порода коней. В Казани в ветеринарном институте была сильная селекционная школа, работали сильнейшие ученые, которые чуть ли не со слезами умоляли сохранить породу. Чтобы вывести какую-то породу, нужны десятилетия, а тут их начали истреблять, как Горбачев уничтожил виноградники. Естественно, сразу сократили всех генетиков, селекционеров, закрыли конефермы и конезаводы», — рассказал Сулейманов.

На вопрос, где искать теперь татарскую породу, фермер ответил следующее: «Часть породы надо искать в Казахстане. Во времена Хрущева наши селекционеры дружили с казахстанскими. А в Казахстане тогда руководил Динмухамед Кунаев, у них были хорошие отношения с Хрущевым. Когда в СССР истребляли лошадей, Кунаев сказал: Никита Сергеевич, казах без лошади — это немыслимо. В Казахстане для лошадей не нужно создавать условия содержания, они у нас в степи пасутся круглый год, они никак экономике не вредят. И Никита Сергеевич сказал: ладно, у казахов пусть остаются. Когда об этом узнали татарские селекционеры, часть породы туда перепрятали. Но прошло много лет, и ту породу уже не найдешь. А чтобы заново вывести чистокровную лошадь, нужно 30 - 40 лет», — считает фермер.

Также он рассказал, что лошадь татарской породы была невысокого роста, с большой головой, с большой грудью. «Те, кто этим занимается, говорят, что лошадь была выносливой, до Франции доходила пешком. Говорят, в архиве написано, что из Франции люди возвращались на своих лошадях», — говорит он.

«ПО КУМЫСУ ПОХВАСТАТЬСЯ НЕЧЕМ»

В плане пищевой конной промышленности тоже не все гладко. Если производство конины еще налажено как бизнес (кстати, Хазипов анонсировал скорое открытие еще одного откормочного производства — в Зеленодольске), то с кумысом дело швах. «По кумысу похвастаться нечем», — признал замминистра и посетовал на то, что дело в отсутствии культуры пития: если бы появилось больше любителей этого полезного напитка, то производство можно было бы увеличить вдвое.

«Нельзя ли создать ассоциацию и назвать ее, к примеру, «Татарские кони»?» — поинтересовался Ягудин. Хазипов идею поддержал и отметил, что через ассоциацию можно было бы серьезно усилить работу с конезаводчиками. «В отделе у меня 9 человек, ребята перегружены», — в оправдание текущей ситуации пояснил он. «Финансирование есть, почему же снижается поголовье?» — недоумевал глава комитета Тахир Хадеев. Хазипов поспешил заверить, что в последние два года ситуация выправляется, падения нет, пусть медленно, но по 1% в год идет прирост по лошадям.

Директор ООО «Казанский ипподром» Сергей Василенко заявил, что содержать лошадей очень дорого. И то, что на его ипподроме живут и столуются около 500 лошадок, — это во многом заслуга минсельхоза РТ, который помогает дотациями. Иначе стояли бы конюшни полупустыми. В то же время он обратился с предложением предусмотреть дотацию на рожденного жеребенка, которого в перспективе можно было бы использовать в конном спорте. Так сказать, лошадиный «материнский капитал». Идею эту активно поддержал и директор КФХ «Скоков» Николай Скоков. Он рассказал, что содержание одной лошади на ипподроме в Казани стоит 20 - 25 тыс. рублей в месяц. «Хотелось бы, чтобы лошади приносили прибыль, но пока сводим концы с концами», — констатировал конезаводчик.

ТОТАЛИЗАТОР ВО ФРАНЦИИ ПРИНОСИТ 1,8 МЛРД. ЕВРО В ГОД?

Своего рода «подковой на счастье» для всего коневодства Татарстана, по мнению Скокова, может стать тотализатор. Кстати, это разрешенный в России вид «азартных игр». Но в Татарстане он до сих пор не приобрел массовость: на казанский ипподром народ собирается только дважды в год — на Сабантуй и на 30 августа. «Тотализатор во Франции приносит 1,8 миллиарда евро в год, и половина от этой суммы уходит в бюджет», — привел весомый аргумент Скоков.

Декан факультета пищевой инженерии КНИТУ-КХТИ Мстислав Поливанов также считает, что в Татарстане недостаточно праздников, в честь которых проводились бы скачки. Он предложил устраивать, к примеру, Дни Закамья или Заволжья, а также возродить розыгрыш престижного российского приза «Алтын дага» («Золотая подкова»). Еще одной идеей эксперта стало приглашение на казанский ипподром гостей из районов Татарстана, чтобы, мол, организованно привозили на автобусах массы сельских зрителей. Но для этого должна быть как воля из центра, так и инициатива со стороны глав районов.

Высказывались и другие светлые мысли. К примеру, было предложено возродить выпуск журнала «Аргамак» и поднять суммы призовых на скачках для лошадей, рожденных в Татарстане, — для поддержки местных конезаводчиков. Собрав предложения как чиновников, так и приглашенных экспертов, Хадеев казался вполне довольным проделанной работой — идей оказалось много. Однако так и не прояснилось, будет ли создана ассоциация коневодства и кто ее возглавит. Комитет по экологии своим решением лишь рекомендовал минсельхозу «усилить работу по поддержке деятельности единого координационного центра по коневодческим вопросам», а также «продолжить работу по сохранению, увеличению поголовья лошадей и повышению интенсивности селекционных процессов в племенном коневодстве».