Рашид Калимуллин
Рашид Калимуллин

СОЧИНЕНИЕ ДЛЯ КУРАЯ С СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ

— Рашид Фагимович, что нового будет на вашем фестивале «Европа-Азия» в этом году?

— Это наше традиционное мероприятие, ему уже более 20 лет, это вообще первый постсоветский фестиваль на пространстве России. Поэтому он известен как у нас в стране, так и в мире. Результатом этого стало то, что в прошлом году мы проводили его во Вьетнаме, до этого — в Москве, Петербурге.

Что касается нового: если в прошлом году у нас было много композиторов из среднеазиатских республик — в этом году мы сделали перерыв, зато пригласили много представителей из Японии, Америки, сибирских республик: Бурятии, Хакасии, Якутии. При этом мы хотим показать полноценные концерты для фортепиано с оркестром, для кларнета с оркестром, для саксофона с оркестром. Например, вьетнамский композитор покажет свое сочинение для данбау с оркестром. На прошлом фестивале этот инструмент к нам привозили, но он был в камерных оркестрах. Башкирский композитор Лейла Исмагилова привезет сочинение для курая с симфоническим оркестром. Наши композиторы такие эксперименты еще не проводили, я надеюсь, это явится подспорьем для них, чтобы они задумались и в своих сочинениях использовали национальные инструменты.

— Почему вы решили пригласить именно этих исполнителей?

— Мы хотим, чтобы наша аудитория слышала новые инструменты и музыку. До этого музыканты из Якутии, Хакасии к нам не приезжали. Также я хочу показать те инструменты, которые бытовали, в том числе, в татарской среде. А то сейчас получается, будто бы у нас кроме курая ничего и не было. На самом деле — было. Мы ведь представители тюркского мира, у нас был и кыл кубыз, ятага и много других инструментов, которые сейчас почти никому не известны.

— Вы хотите популяризовать этнические музыкальные инструменты?

— В том числе, на фестивале будут звучать и хобырах, и ятага. Кстати, у татарского народа тоже такой инструмент был, но он сейчас в культурном смысле утерян. Мы таким образом провоцируем, чтобы этот инструмент появился у нас в республике, чтобы наступил период возрождения старинных татарских инструментов. Я коллекционирую их — у меня есть практически все тюркские инструменты, которые существуют. Это нужно для того, чтобы показать, какие музыкальные инструменты у нас были.

Например, на фестиваль приедет исполнитель из Казахстана на домбре — они достигли очень больших высот в исполнительском мастерстве, а мы даже возродить интерес к этому инструменту не можем. Мы шли по европейскому пути развития, но где наши корни, где наши инструменты? Они ведь нисколько не хуже. Видимо, должна быть государственная политика возрождения древнего инструментария татарского народа. Мы в этом плане очень сильно отстаем. И такие фестивали как раз способствуют тому, чтобы публика услышала, что такое древние татарские инструменты. Чтобы наши композиторы задумались о том, что надо писать музыку не только для классических музыкальных инструментов, но и для курая, как это делают башкирские композиторы.

— Почему тогда интерес к этим инструментам очень низкий?

— Если посмотреть на эту ситуацию исторически, то когда Иван Грозный завоевал Казань, многие инструменты были запрещены. Почему у нас сейчас вокальные искусства гораздо более развиты, чем инструментальные? Потому что когда-то на национальных инструментах было запрещено играть. Я был на раскопках в Болгаре и видел огромные черные пласты земли — это сплошные пожарища. То, что мы не задумались о возрождении народного инструмента после революции, — это большая ошибка моих коллег в том числе. Я занимаюсь коллекционированием именно для этого, чтобы были образцы инструментов на случай их возрождения. По этим образцам мы можем восстановить все это, но без государственной поддержки сейчас это невозможно.

«ПРО БЮДЖЕТ ФЕСТИВАЛЯ Я БЫ НЕ ХОТЕЛ ГОВОРИТЬ, СТЫДНО ДАЖЕ, ОН ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЙ»

— Возвращаясь к программе фестиваля, что на нем будет представлено?

— Фестиваль откроется 23 сентября концертом вместе с симфоническим оркестром РТ, дирижер — Зое Зениоди. Она проживает в США, хотя гречанка по происхождению, но работает в двух странах. Помимо этого 25 сентября будет масштабный гала-концерт в Большом концертном зале. Там будут исполняться лучшие произведения и будет работать Ансамбль новой музыки. Прозвучит и знаменитый японский барабан тайко — самый большой в мире. В Казани его никогда не было. Также исполним камерные вещи — в зале союза писателей, и в IT-парке. За рубежом очень модно проводить концерты в больших зданиях банков, вокзалов, холлах. Концерт в IT-парке будет чем-то подобным.

— Какие цели еще есть у фестиваля?

— Обратить внимание на молодых композиторов. Такие фестивали способствуют повышению мастерства композиторов, особенно молодых. Например, на гала-концерте будет звучать Юлия Бебулатова, Ильмира Галимова, Эльмир Низамов, Ильяс Камалов, Ильхам Байтиряк.

Этот фестиваль является и творческой лабораторией для наших композиторов, поскольку они не только исполняют музыку, но и изучают музыку разных стран мира. Они видят хорошие приемы и технику, которую потом могут использовать в своих сочинениях.

— Каков бюджет фестиваля и кто вас поддерживает?

— Фестиваль поддерживает министерство культуры. Про бюджет фестиваля я бы не хотел говорить, стыдно даже, он очень маленький, зачем смешить людей.

«ЛУЧШЕ ЗАНИМАТЬСЯ ГУМАННЫМ ИСКУССТВОМ, А НЕ ССОРИТЬСЯ И ВОЕВАТЬ»

— Ваш предыдущий фестиваль проводился во Вьетнаме, для чего это было нужно?

— Я хотел, чтобы фестиваль расширил свои границы и популяризировал как нашу культуру, так и Татарстан в целом за рубежом. Предыстория такая: как-то на фестиваль приехал председатель союза композиторов Вьетнама, он поинтересовался, не могли бы мы помочь организовал фестиваль? В разговоре мы пришли к выводу, что не нужно ничего придумывать. Теперь мы раз в два года проводим фестиваль: один раз во Вьетнаме, другой — в Казани. У нас он называется «Европа-Азия», у них — «Азия-Европа».

Это не единственный наш подобный опыт. У нас есть проект «Жемчужины татарской музыки», и мы недавно исполнили в Колумбии музыку 11 наших композиторов. Состоялись два концерта, один — симфонической музыки, другой — камерной. Все это было в зале вместимостью 1,6 тысячи человек, публика очень тепло принимала нас. Это было большое открытие для любителей музыки в Колумбии — услышать татарскую музыку. Такие же концерты мы проводили и в Лондоне, Иерусалиме, Берлине, Риме, теперь добрались до Латинской Америки. Особенно в наше нестабильное время такими концертами мы должны содействовать продвижению мирной, а не военной позиции.

— Ваш фестиваль называется «Европа-Азия», в последнее время на политическом уровне это скорее звучит как противопоставление. У вас не было проблем с приглашением музыкантов, ведь у некоторых исполнителей наверняка есть позиция по этому вопросу?

— Сейчас у нас не очень дружеские отношения с Америкой и Европой. Но в то же время на фестивале мы исполняем и американскую, и европейскую музыку. Музыканты — это самая мирная нация, те люди, которые несут добро и гуманизм. Не зря говорят, что искусство объединяет людей. Например, когда американский композитор Томас Слипер узнал, что мы исполняем его музыку, ни секунды не думал, сразу решил, что приедет.

Гораздо лучше, если мы будем заниматься гуманным искусством, чем ссориться и воевать. Санкции, война — это все отражается на обеих сторонах. В этом году мы праздновали юбилей Победы, и вдруг сейчас опять войны — Донбасс, Ливия, Сирия и так далее. Если сейчас люди не одумаются, ни к чему хорошему это не приведет. Мы своим искусством призываем к тому, чтобы не было войны, а народы общались между собой.

Программа фестиваля

23 сентября, среда

18:30

Открытие. Симфонический концерт

ГБКЗ им. Сайдашева
(пл. Свободы)

24 сентября, четверг

15:30

Контрасты современной музыки

Зал союза писателей РТ
(ул. Муштари, 14)

17:30

Концерт камерной музыки

IT-парк
(ул. Петербургская, 52)

25 сентября, пятница

16:00

Концерт камерной музыки

Зал союза писателей РТ
(ул. Муштари, 14)

18:30

Гала-концерт

ГБКЗ им. Сайдашева
(пл. Свободы)