ЗАГАДКИ АВИАПРОИСШЕСТВИЯ: САМОЛЕТ РАЗРУШИЛСЯ В ВОЗДУХЕ И УПАЛ ПЛАШМЯ

Сегодня в Каире начнется расшифровка черных ящиков разбившегося в Египте самолета Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа». Самописец, фиксирующий параметры полета, может дать ответ на вопрос, связана ли трагедия с техническими неполадками или же лайнер рухнул вследствие атаки. Информация, которая известна на данный момент, говорит как в пользу неисправности лайнера, так и в пользу версии о том, что самолет могли «уронить».

Минувшей ночью «Интерфакс» со ссылкой на источник в Каире сообщил о том, что экипаж разбившегося авиалайнера не информировал наземные службы о неполадках на борту, не подавал сигналы бедствия и не запрашивал аварийной посадки. Он также сообщил, что при падении воздушное судно перевернулось. «Самолет упал на спину, буквально упал на спину. Тем не менее строить какие-либо версии произошедшего преждевременно», — сказал собеседник агентства.

А в воскресенье поступили сведения о разрушении самолета еще в воздухе. Об этом говорит множество обломков, разлетевшихся по участку 8 на 4 км в виде эллипса. Специалисты предположили, что предварительно можно говорить о трех версиях разрушения воздушного судна, пишет «Коммерсантъ». К этому мог привести даже незначительный взрыв на борту, повлекший за собой разгерметизацию салона. Проблемы могли быть и с двигателем. Если он разрушается, то осколки способны повредить самолет и также привести к потере им герметичности. Еще одной причиной могла быть трещина, которую не заметили после удара самолета хвостом о землю — лайнер повреждал хвост в аэропорту Каира еще в 2001 году, когда принадлежал другому владельцу. Этот инцидент был задокументирован, ущерб для самолета тогда был назван существенным. Также в труднодоступном месте могла появиться коррозия и остаться незамеченной, предположили специалисты.

Но экспертов сейчас больше всего интересует, почему самолет развалился на части еще в воздухе. Некоторые аналитики утверждают, что похожая картина наблюдалась при изучении места аварии Ан-24 под Черкесском в 1997 году. Тогда причиной катастрофы было названо разрушение фюзеляжа из-за коррозии, возникшей при эксплуатации самолета в Африке. Персонал во время техобслуживания самолета не заметил проблему, скрытую в «труднодоступных зонах подпольной части фюзеляжа», и при увеличении нагрузки на конструкции во время полета самолет разрушился.

Однако эксперты предлагают не спешить сравнивать катастрофу Ан-24, который был «заезженной лошадью», и современного самолета, проходившего все необходимые процедуры техобслуживания. Поэтому не исключена и версия небольшого взрыва в багажном отделении. Бомба не разрушила бы самолет, но привела бы к взрывной разгерметизации из-за резкого перепада давления. Похожий случай произошел в 1988 году в небе над шотландским местечком Локерби. Тогда эксперты три года не могли понять, что стало причиной падения лайнера Boeing-747 авиакомпании Pan American. Лишь после того, как были собраны все обнаруженные обломки самолета, в одном из листов обшивки фюзеляжа обнаружили отверстие размером с арбуз. Бомба была заложена в небольшой транзистор и сработала в багажном отделении. Террорист позднее был выдан Великобритании властями Ливии, сидел в тюрьме, потом по состоянию здоровья вернулся в Триполи и был вновь обнаружен противниками Муаммара Каддафи в тяжелом состоянии, когда те захватили столицу страны.

МИНТРАНС: ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, ЧТО ЛАЙНЕР БЫЛ СБИТ ЗЕНИТНОЙ РАКЕТОЙ, НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНА!

«Первый осмотр показал, что ни одну из версий исключать на данном этапе мы не можем, будем работать по всем направлениям, — заявил накануне исполнительный директор межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко в эфире телеканала «Россия-24», отвечая на вопрос, может ли МАК уже исключить некоторые версии. — После того как выполним работы на месте авиационного происшествия и после того как параметрические ящики, регистраторы мы дешифрируем, можно будет говорить о первых выводах».

Преждевременно делать выводы не хотят и в российском МИДе. Официальный представитель дипведомства Мария Захарова заявила: «Как можно говорить о каких-либо версиях, когда только сейчас наши эксперты стали работать непосредственно на месте катастрофы?» По ее словам, на данном этапе крайне важно набраться терпения, сил и следить за дальнейшей информацией, но не поддаваться на те первые вбросы, которые были.

«Самое главное сейчас, что все находятся на месте. Египетская сторона проявляет абсолютную кооперабельность, сотрудничество и взаимодействие — на 100 процентов. Есть все шансы, все сделано для того, чтобы мы действительно узнали правду», — сказала Захарова.

Говоря об информационных вбросах, представитель дипведомства, по всей видимости, имела в виду сообщения, которые вечером в субботу распространили западные информагентства. Они сообщили, что боевики из «Исламского государства» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в Россииприм. ред.) взяли на себя ответственность за крушение российского лайнера. Однако минтранс РФ назвал недостоверной информацию о том, что самолет якобы был сбит зенитной ракетой, выпущенной террористами.

«Сейчас в различных СМИ появляется разношерстная информация о том, что российский пассажирский лайнер, выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, был якобы сбит зенитной ракетой, выпущенной террористами. Эта информация не может считаться достоверной», — сказал министр транспорта РФ Максим Соколов.

«ПОЧЕМУ ЛЮФТГАНЗА И ЭЙР ФРАНС ПРЕКРАЩАЮТ ПОЛЕТЫ НАД ЭТОЙ ЗОНОЙ? ЧТО ОНИ ЗНАЮТ?»

Тем не менее авиакомпании мира, включая отечественных перевозчиков, перестали пользоваться воздушным пространством над севером Синая. Ряд авиакомпаний, в частности Flydubai, Air France, Lufthansa, Air Arabia и Emirates Airlines, заявили о решении воздержаться от полетов над Синайским полуостровом после авиакатастрофы российского лайнера. Отсутствие гражданских самолетов над этой территорией можно увидеть на портале Flightradar24, который показывает передвижение воздушного транспорта в режиме реального времени.

Так, согласно данным портала, к примеру, рейс национального перевозчика Иордании Royal Jordanian, следующий из Омана в Бейрут, вынужден был полететь через Каир, а не воспользоваться воздушным пространством Сирии и Северного Синая. В итоге самолет полетел по более длинному маршруту. Рейс «Уральских авиалиний» из Шарм-эль-Шейха в Екатеринбург полетел через Суэц. Чартерный перевозчик Nordwind, совершая рейсы с курорта Египта в Екатеринбург, также делает крюк и летит над Каиром.

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в Twitter интересуется: «Если наш самолет упал по причинам технического порядка, почему Люфтганза и Эйр Франс прекращают полеты над этой зоной? Что они знают?»

Ранее сообщалось, что в момент пропажи с экранов радара самолет находился приблизительно в 60 км от города Нахль, расположенного на территории Северного Синая, который является наиболее горячей точкой на карте страны. Вооруженные силы Египта совместно с МВД уже около двух лет проводят там антитеррористические операции. На севере полуострова действуют режим ЧП и комендантский час. Лайнер исчез с радаров примерно в 50 км от Израиля и 120 км от территории Сектора Газа.

Также известно, что на территории Синайского полуострова действует группировка «Вилайят Синай», которая присягнула на верность запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» в 2014 году. Но представители службы безопасности Египта заявляют: никаких признаков того, что российский самолет был сбит, нет.

СЛЕДЫ ТУРОПЕРАТОРА BRISCO И «КОГАЛЫМАВИА» ВЕДУТ В ТУРЦИЮ

Выяснилось, что туроператор Brisco (которая отправила туристов в роковой рейс) и авиакомпания «Когалымавиа» (работает под брендом Metrojet) связаны между собой. Юридическим лицом Brisco в России является ООО «Триомед» с уставным капиталом 11 тыс. рублей, пишет РБК. По данным ЕГРЮЛ, его единственный учредитель — Висхан Табулаев. Он же является гендиректором ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания» (уставный капитал — 20 тыс. рублей). Именно эта компания — единственный владелец ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» с уставным капиталом 140 млн. рублей.

Любопытно, что буквально на прошлой неделе у ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания» изменилась структура собственности, свидетельствует ЕГРЮЛ. С 21 октября 2015 года 44,4% в ООО получил Хамит Джанкут Багана. По 27,8% принадлежит Амирбеку Гагаеву и Бувайсару Халидову (по данным СПАРК, оба числились совладельцами компании и раньше).

По данным Bloomberg, Хамит Джанкут Багана — ветеран турецкой туристической отрасли с 35-летним опытом работы и владелец авиакомпании Onurair. Согласно данным ресурса aviation-safety.neta, до «Когалымавиа» разбившийся самолет A321 был в парке Onurair.

По данным СПАРК, второй совладелец Западной авиационно-инвестиционной компании Гагаев является гендиректором ООО «Трэвел медиа», которому принадлежит сайт touringo.ru. В описании на hh.ru говорится, что touringo.ru — портал нового типа, сочетающий в себе функционал для планирования путешествий, на котором публикуются отзывы туристов, фотографии с мест отдыха, полезные советы и другая информация. Портал был запущен весной 2011 года. Сейчас этот сайт не открывается. Кроме того, Гагаев является владельцем ООО «ЧОП «Алмаз».

Третьему совладельцу Западной авиационно-инвестиционной компании Халидову, по информации СПАРК, принадлежит ООО «Привилегия отдыха» — агентство путешествий. Выручка компании в 2013 году — 44 млн. рублей. На сайте privilegia-otdyha.ru в данный момент рекламируется отдых от туроператора Brisco в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе. 8 дней на двоих агентство предлагает за 22 тыс. рублей.

Табулаев, владелец ООО «Триомед» (юрлицо Brisco в России) и гендиректор Западной авиационно-инвестиционной компании, в прошлом был владельцем ЧОП «Алмаз» и работал гендиректором компании «Привилегия отдыха».

Все перечисленные компании — «Когалымавиа», Brisco, «Привилегия отдыха» — входят в холдинг Prince Group. На сайте Prince Group сообщается, что он начал свою деятельность в 2003 году. Но на странице еще одной компании группы — Tourism Holding&Consulting (TH&C) — говорится, что ее бизнес начался в 1996 году с создания сети ювелирных салонов в Турции. Тогда же, в 1996 году, в Москве заработала и входящая в группу компания Kuadro, которая «начинала свою деятельность в сфере индустрии туризма, рекламы, организации выставок, рекламной деятельности», а также продаж очистительного оборудования.

В состав холдинга Prince Group также входят пять отелей сети Euphoria в Турции и Чехии, два отеля сети Porto Azzurro в Турции, российские туроператоры On Travel и Evelina Travel и туроператор в Прибалтике Go Adventure, рекламное агентство УНО, судостроительная верфь Mayra Yachts и компания миграционно-визовых услуг и обслуживания VIP-клиентов в аэропортах BRP-Group. Кроме того, на сайте TH&C сообщается, что холдинг открыл лакокрасочный завод в Чечне и завод по добыче родниковой воды в Турции.

АТАКА НА ПРАЗДНУЮЩИХ: «ЭТОТ ШАБАШ И ПЛЯСКИ НА КОСТЯХ ПРОДОЛЖАТСЯ?»

А СМИ тем временем ополчились на увеселительные заведения, которые, невзирая на траур, в ночь с 31 октября на 1 ноября с размахом отметили Хеллоуин. Утром 1 ноября с критикой празднующих День всех святых выступил портал LifeNews: он сообщил, что в этот вечер свои выступления не отменили певица Линда, рэпер Баста и группа «Пицца».

Кроме того, издание обратило внимание на снимок певицы Татьяны Булановой в образе пионера, который она после ряда негативных комментариев удалила из своего Instagram. Журналисты медиамагната Арама Габрелянова устроили рейд по московским клубам, где праздновали Хеллоуин, и рассказали о том, что люди «не видят поводов оставаться дома, ведь, по их мнению, они уже ничем не могут помочь погибшим».

Позже в дискуссию о праздновании Хеллоуина вступил Святейший патриарх Кирилл, который призвал верующих молиться о том, чтобы Господь не покарал развлекающихся в траур людей.

«Сегодняшний день — день траура, и меня поразило сообщение о том, что сегодня ночью буйно праздновали не наш, малопонятный для нас праздник, называемый Хеллоуином, в некоторых ночных клубах и других увеселительных заведениях», — заявил патриарх.

Осудили празднующих и депутаты Госдумы. Сначала Владимир Жириновский потребовал закрыть клубы за празднование Хеллоуина в день траура, отозвав у них лицензии, потому что «указ президента — это святое для всей страны». А депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Нилов заявил, что намерен добиваться отмены празднования Хеллоуина в Санкт-Петербурге навсегда. «Память не должна быть разовой. В следующем году, 31 октября, траура уже не будет объявлено. И что? Значит, этот шабаш, эти пляски на костях продолжатся? Я считаю, в Петербурге это недопустимо», — объяснил Нилов.

На этом фоне к посольствам России по всему миру несли цветы. Особо выделялись в этом ряду сообщения о том, что жители Украины, несмотря на напряженные отношения двух стран, не остались в стороне от трагедии. Парапет у посольских ворот в Киеве с двух сторон был усеян цветами, на воротах были прикреплены записки с соболезнованиями от украинцев. Люди принесли к посольству детские игрушки и бумажные самолетики с надписью на крыльях «Соболезнования близким от киевлян». Президент Украины Петр Порошенко выразил соболезнования в связи с крушением самолета Airbus A321 российской авиакомпании «Когалымавиа» в Египте. «Выражаю соболезнования всем семьям погибших в катастрофе российского пассажирского самолета в Египте», — написал он в Twitter.

Траурный митинг в память о жертвах крушения лайнера состоялся накануне на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Жители Северной столицы выпустили в небо воздушные шары с именами погибших и возложили цветы, свечи и детские игрушки к постаменту Александровской колонны. Своеобразным олицетворением трагедии стала 10-месячная Дарина Громова — самый маленький пассажир разбившегося самолета. В соцсетях активно распространяют ее фотографию. Мама девочки Татьяна Громова выложила фотографии Дарины 15 октября перед вылетом из аэропорта Пулково. Семья Громовых — Татьяна, Алексей и Дарина — отправилась в отпуск впервые с момента рождения ребенка.