Похвала в адрес аграриев, прозвучавшая в послании Владимира Путина Федеральному Собранию, чрезвычайно вдохновила и российский минсельхоз, и аграрное лобби в Госдуме

«УДВОИТЬ, УТРОИТЬ ПРОИЗВОДСТВО ДЕФИЦИТНЫХ ПРОДУКТОВ»

Запрет на поставки некоторых продуктов из Турции и похвала в адрес аграриев, прозвучавшая в послании Владимира Путина Федеральному Собранию, чрезвычайно вдохновили и российский минсельхоз, и аграрное лобби в Госдуме. Сегодняшнее обсуждение доклада о выполнении национальной программы развития сельского хозяйства до 2020 года вылилось в оглашение новой продовольственной программы, призванной окончательно решить вопрос обеспечения страны своим продовольствием.

Первая продпрограмма, как известно, была принята ЦК КПСС в 1982 году, и ее автором был тогда еще отвечавший в ЦК за аграрные вопросы Михаил Горбачев. К 1990 году предполагалось практически полностью обеспечить население СССР отечественным продовольствием. Поставленные цели, мягко говоря, достигнуты не были. И вот опять поставлена задача накормить страну собственными силами. Причем, по словам министра сльского хозяйства России Александра Ткачева, всего за «пятилетку».

Импортозаместить предполагается буквально все, включая говядину, молочные продукты, фрукты-овощи и рыбу, с которыми у наших аграриев пока большие проблемы. Тема настолько завела собравшихся, что временами заседание ГД начинало напоминать митинг. Александр Ткачев под конец обсуждения заговорил лозунгами: «237 миллиардов — это на сегодня консолидированный бюджет поддержки аграрной отрасли. По большому счету нам нужен триллион. Или как минимум половина этой суммы. Мы понимаем возможности нашей страны и бюджета, но кризис не бесконечен, уровень доходов будет расти, трудности временные. Мы имеем возможность быть участниками глобального процесса исторического, а именно: удвоить, утроить производство дефицитных продуктов, о чем годами и десятилетиями в советское время мы даже и не мечтали. Мы должны накормить себя говядиной, молоком, овощами, фруктами. По большому счету только бананы, цитрусовые и финики будем завозить из других стран. Все остальное будем производить в собственной стране. Я в это свято верю. У каждого региона в этом есть своя специфика, есть свой потенциал».

Специфика такая. Юг, по словам министра, и прежде всего родной для Ткачева Краснодарский край обеспечит страну зерном, фруктами и овощами. Нечего покупать дорогущую австралийскую баранину, будут свои бренды, обещал Ткачев — «Дагестанская баранина» или «Яблоки Крыма», например. За ту самую пятилетку, отведенную на достижение продовольственной независимости, надо вырастить еще миллион молочных коров, увеличить производство молока на 6 млн. литров, распахать 10 млн. га, то есть половину из ныне заброшенных сельхозземель. Президент РФ в своем послании дал указание изымать у нерадивых собственников неиспользуемые сельхозугодья. Как выяснилось в ходе думской дискуссии, эта задача передается регионам, власти которых (конечно, через суды) займутся изъятием земель и передачей их эффективным сельхозпроизводителям. В Татарстане, к слову, подобные прецеденты есть: вспомнить хотя бы бодания КЗИО Казани и группы ASG Алексея Семина. И это еще не все планы превращения страны в великую аграрную державу. Ткачев пообещал тысячи гектаров новых виноградников и фруктовых садов, 1,5 тыс. теплиц и многое, многое другое.

2015_08_197-4.jpg
Ткачев пообещал тысячи гектаров новых виноградников и фруктовых садов, 1,5 тыс. теплиц и многое, многое другое

Препятствие на пути продовольственной программы одно — недостаток финансовых ресурсов. Регионы, которым и предстоит выполнять все эти планы, сегодня едва могут потянуть финансирование поддержки сельского хозяйства лишь на 30%, остальное поступает из федерального бюджета. Причем это средние показатели. Есть субъекты Федерации, у которых вообще нет своих денег на поддержку агрокомплекса.

К Татарстану это, впрочем, не относится. В этом году субсидии из федерального центра на поддержку агрокомплекса республики составили около 3 млрд. рублей. Большая часть ушла на субсидирование старых кредитов крупных агрохолдингов. При этом дотации аграриям из республиканского бюджета превысили 6 миллиардов. Аграриям, конечно, хотелось бы больше. «Накормить татарстанцев продуктами питания — овощами, птицей, молоком — мы готовы. Конечно, для этого нужна и федеральная поддержка. В той же Европе фермеров и сельское хозяйство в целом очень сильно поддерживает государство», — высказал пожелания в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов.

С ним согласны и татарстанские сельхозпроизводители. «Конечно, Россия себя накормит. Но для этого надо поднимать отрасль, помогать производителям. Надо больше субсидировать сельское хозяйство. Хотя бы по кредитам, по лизингам надо уменьшать процентные ставки. Производство продуктов можно увеличить в несколько раз, но только в том случае, если будет государственная поддержка. А сегодня ее мало», — говорит председатель сельскохозяйственного потребительско-снабженческого кооператива «Восток» (Нурлатский район) Марсель Сабиров.

IMG_5899.jpg
Айрат Хайруллин призвал покончить с практикой, при которой в конце года миллиарды из федеральных сельхозсубсидий возвращаются в казну, поскольку регионы не смогли их оприходовать. В этом году такой возврат составил 4,5 млрд. рублей

«ТЕЛОЧКУ ДО ПЕРВОГО МОЛОКА НАДО РАСТИТЬ 2,5 ГОДА, НАКАПЛИВАЯ ЗАТРАТЫ»

Со ставками аграриям республики, как и других российских регионов, помогут. Благо в Госдуме аграрное лобби одно из сильнейших. Что и доказал в своем выступлении его видный представитель, первый зампред думского комитета по аграрной политике и по совместительству совладелец холдинга «Красный Восток» Айрат Хайруллин, выступивший с докладом. Как крупнейший в Татарстане аграрный предприниматель он был крайне конкретен и лозунгами в стиле федерального министра не увлекался. Хайруллин призвал покончить с практикой, при которой в конце года миллиарды из федеральных сельхозсубсидий возвращаются в казну, поскольку регионы не смогли их оприходовать. В этом году такой возврат составил 4,5 млрд. рублей.

Особенно подробно представитель Татарстана говорил о молочной отрасли, что не удивительно: Хайруллин возглавляет национальный союз производителей молока. «Молочной отрасли выделили всего 300 миллионов рублей на субсидирование коротких кредитов. Денег хватило ровно на месяц, а за октябрь, ноябрь, декабрь денег по данной статье господдержки нет», — возмущался зампред комитета. И, прямо глядя в глаза министру Ткачеву, пояснил некоторые моменты бизнеса. «Молочное животноводство не только самое капиталоемкое направление, оно требует и самого большого количества оборотных средств: корма надо заготавливать на год вперед, — начал Хайруллин издалека и перешел к главному. — Бычка до получения выручки надо кормить 18 месяцев, телочку до первого молока надо растить 2,5 года, накапливая затраты. Александр Николаевич, произошла ошибка, которую надо срочно исправить. Несубсидируемые проценты превысят и так низкий доход производителей молока. Цена вопроса — 900 миллионов рублей в масштабах страны. Просим их изыскать до конца декабря за счет неосвоенных статей. Наша задача — сделать производство молока инвестиционно привлекательной отраслью».

Что касается помощи аграриям, то здесь зампред профильного комитета вслед за федеральным министром пообещал добиться принятия законопроекта, «согласно которому аграрии смогут выплачивать банкам только тело кредита и эффективную ставку, не превышающую 5 процентов годовых с тем, чтобы исключить сельхозпроизводителей из сложной цепочки получения субсидий». «Мы уже больше года не можем получить на законопроект заключение правительства. Просим с этим помочь». Ткачев обещал. Как и помощь аграриям в закупках сельхозтехники. По словам Хайруллина, для того чтобы сохранить в 2016 году эти закупки на уровне нынешнего года, понадобится увеличить капитал лизингового агентства на 2 млрд. рублей. В ответ готовы помочь и депутаты, например, Хайруллин призвал одобрить доклад министра о ходе выполнения и задачах аграрной программы, что и было сделано.

Предусматриваются и другие меры поддержки агропрома, которые должны помочь аграриям обеспечить продовольственную самодостаточность страны. Одним из самых действенных может стать увеличение вдвое — с 1,5 до 3 млн. рублей — размера грантов для начинающих фермеров. В Татарстане эта программа пользуется большим спросом. Дошло до того, что между минсельхозом республики и УФАС по РТ даже разгорелся спор о том, все ли достойные грантов молодые фермеры их получают. УФАС начало проверку по заявлению одного из участников конкурса, которому было отказано в получении гранта.

Dmitriy-Rogulin-TASS-arhiv.jpg
Запрещать «пальму» не будут, но населению откроют глаза на эту проблему

«ИЛИ ПОДЕШЕВЛЕ, НО С «ПАЛЬМОЙ» НЕМНОЖКО, ИЛИ НАТУРАЛЬНОЕ МОЛОКО»

Что может помешать российским аграриям выполнить новую продовольственную программу в срок и осуществить, наконец, мечту Горбачева? Явно не продовольственное эмбарго в отношении Запада, а теперь еще и Турции. Его приветствуют и депутаты Госдумы, и чиновники, и фермеры в регионах. Депутаты, например, не скрывая сарказма, с восторгом вспоминали слова президента Путина из послания о том, что турки «одними помидорами не отделаются».

В свою очередь, заместитель главы минсельхоза Татарстана Николай Титов отмечает: «Санкциям, из-за которых все так переживали, я, как крестьянский труженик, радовался. Я радуюсь и горжусь за Россию, я еще больше зауважал президента, который в свое время принял решение о поддержке АПК. Тогда же многие говорили: зачем нам это сельское хозяйство, купим в Европе в два раза дешевле и в два раза сэкономим на бюджете и тому подобное. Времена, которые сейчас настали, показали, что значит продовольственная безопасность Российской Федерации. Да, мы научились делать хорошее оружие, но армию ведь надо кормить».

С думской трибуны между тем звучали предложения еще больше ужесточить фитосанитарный контроль с тем, чтобы не допускать на российский рынок любое некачественное продовольствие. Однако, по мнению ряда выступавших, санкции все еще не ведут к импортозамещению: происходит лишь замена одних импортеров на другие. С депутатами согласны и некоторые аграрии. Как отметил в беседе с корреспондентом нашего издания фермер и общественный советник министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Мурат Сиразин, «мы на 90 процентов импорт из Европы заменили импортом из других стран, и лишь 10 процентов заняли местные производители». «По статистике, миллиарды, которые выделяют на сельское хозяйство, на 80 процентов оседают в 18 крупных хозяйствах России. Остальные 20 процентов оседают в хозяйствах региональных агробаронов, а крошки достаются фермерам. Более того, основная доля субсидий идет на погашение кредитов крестьян, а значит, на поддержку банков», — говорит Сиразин.

При этом Сиразин усомнился в том, что продовольственная программа приведет к полному замещению импорта именно качественной российской продукцией: «Если минсельхоз РФ продолжит заменять импортную дрянь, которую нам поставляли, используя Россию как продовольственную свалку, на такую же дрянь наших агрохолдингов, то к 2020 году это вполне возможно. Вся цивилизованная Европа и Америка держится на малых крестьянских хозяйствах, которые делают экопродукцию».

Кстати, о «дряни» и экопродукции. Эта тема крайне взволновала и министра Ткачева, и депутатов ГД. Ткачева прямо спросили, когда минсельхоз запретит пресловутое пальмовое масло. Ответ был неоднозначный. Запрещать «пальму» не будут, но населению откроют глаза на эту проблему. «Пальмового масла завозится в Россию около 800 тысяч тонн. Третья часть идет на производство «молока» как добавка. Почему это происходит? «Пальма» в три раза дешевле молока, — пояснил Ткачев и добавил. — Наше решение — маркировать молочную продукцию, как на сигаретах, большими буквами на белом фоне: «Этот молочный продукт содержит немолочные жиры». Покупатель сам должен выбирать: или подешевле, но с «пальмой» немножко, или натуральное молоко».

Эксперты уже давно бьют в набат по поводу того, что в российском производстве молочной продукции все больше увеличивается доля немолочных жиров. Это элементарно видно по статистике. Как недавно сообщало наше издание, за 10 месяцев этого года производство сыров в Татарстане выросло более чем на 60%, а производство молока — чуть боле чем на процент.

«Пальму» и прочие эрзацы еды Ткачев обещал к тому же 2020 году заменить экопродукцией, для производства которой у России есть условия, пожалуй, лучшие в мире. Министр не смог дать конкретный ответ о том, когда именно правительство внесет в Думу законопроект о поддержке производства экологически чистого продовольствия — документ находится на стадии разработки в министерстве. Однако пообещал сделать все возможное для того, чтобы нарастить долю выпуска так называемых биопродуктов, которая сейчас находится на уровне лишь 1%. «С учетом отсутствия ГМО и того, что у нас просторы и чистая земля, весь мир смотрит на Россию как на территорию чистых продуктов, — пояснил Ткачев. — Поэтому если мы сохраним эту целомудренность, наши внуки и правнуки на этом будут получать дивиденды за счет огромного спроса на экологически чистые продукты питания российского производства во всем мире».