Соглашение о строительстве в РТ завода по производству сжиженного природного газа, а также сети СПГ-заправок подписали вчера в кабмине РТ. Завод, который начнут проектировать в 2016 году, на первых порах осилит производство лишь небольших объемов газа. Проектной мощности он достигнет в 2030 году — это 200 тыс. т СПГ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что проект окупится за 14 - 16 лет и что татарстанские сельхозгрузовики по господдержке будут менять только на газовые.
НАЧНЕМ С 1 ТОННЫ В ЧАС
Гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев вчера «за чашкой чая» обсуждал с президентом РТ Рустамом Миннихановым перспективы рынка газомоторного топлива, а позже подкрепил слова делом, подписав с республикой соглашение о строительстве в Чистополе комплекса по сжижению природного газа, а по всему Татарстану — сети криогенных заправочных станций. Объем инвестиций в строительство завода увеличили втрое — с предварительных 3 млрд. до проектных 9 млрд. рублей, которые растянут аж до 2030 года. Ежегодная мощность завода к тому времени будет достигать 200 тыс. тонн. «Проект разложен на три этапа, по итогам каждого мы можем корректироваться, — уточнил Лихачев. — Надеюсь, уложимся в более короткие сроки. Это будет встречный процесс, который зависит от потребления самого топлива, развития техники на СПГ. Мы рассчитываем на то, что будем применять новую российскую технологию по хладагенту, и планируем привлекать предприятия республики, которые имеют опыт производства криогенной техники».
Первые объемы завода, который начнут проектировать в 2016 году, в промышленном масштабе будут невелики — 1 т в час. Затем пробную установку демонтируют и заменят более мощной — на 10 т в час. А следующие две установки будут давать по 7 т сжиженного газа в час. «Как только закончится проектирование, сразу начнем строить, — собщил Лихачев, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». — Со стороны республики никаких препятствий нет — с точки зрения выделения земли на самых лучших условиях, подключения к энергетике, газу». Также он отметил, что окупаемость таких проектов «плавающая», и наметил срок в пределах 14 - 16 лет.
Напомним, что это не первая попытка строительства в Татарстане завода СПГ: ранее из-за кризиса приостановили создание аналогичного предприятия в Тюлячах, там инвестором выступает малоизвестная частная астраханская компания «Семирамида».
НЕ ЗАБУДЕМ О «ШЕЛКОВОМ ПУТИ»
Среди якорных потребителей строящегося завода — КАМАЗ, который ранее подписал соглашение о переводе на газ техники, работающей на внутреннем производстве предприятия. К 2018 году КАМАЗ планирует перевести на СПГ 140 автомобилей. Аналогичный договор подписан с «Ак Барс Холдингом», который переведет на СПГ свое сельхознаправление. По планам правительства РТ к 2023 году на сжиженном газе должны бегать 3 тыс. «КАМАЗов» и 2 тыс. тракторов — треть всего парка сельхозмашин.
В ходе встречи с Лихачевым президент РТ особо подчеркнул важность организации эксплуатации автомобилей на газомоторном топливе, обеспечения топливом. Инфраструктуры, мягко говоря, пока нет. К примеру, для работы в «полях» сельхозпредприятию нужен передвижной заправщик со сжиженным газом. Его цена начинается от 50 млн. рублей, а у села этих денег нет. Решение видят в субсидировании как минимум 60% стоимости цены таких сельхозмашин. «В целом договоренность совпадает со стратегией увеличения внутреннего потребления, улучшения экологической ситуации, — заявил Минниханов и попросил расширить работу. — Тем более республика является производителем техники на газомоторном топливе». Сеть из 13 криоАЗС, через которые будет продаваться сжиженный газ, в РТ введут также в три этапа: до 2022 года откроется 5 станций, с 2023 по 2025 год — 4, в 2026 - 2030 годы — еще столько же. Стоимость одной станции в среднем обходится в 150 млн. рублей.
По словам Лихачева, компания глобально подходит к будущим поставкам сжиженного газа и рассматривает транспортный коридор «Шелковый путь» из Китая в Европу, который пройдет по территории Татарстана, как возможность увеличения сбыта СПГ — для грузовиков, курсирующих по этому маршруту. Впрочем, на строительство транспортного коридора Европа — Западный Китай с татарстанским участком Шали — Бавлы пока не хватает 784 млрд. рублей. «Сейчас территория России наиболее подготовлена с точки зрения перевозки грузов по этому маршруту, в отличие от такого значительного участка, как МКАД», — все же считает Лихачев.
«Газпром», напомним, в целом ставит задачу перевести половину машин на газ к 2017 году — об этом на совещании в Набережных Челнах ранее говорил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
НА ЗАМЕНУ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ В РТ ТОЛЬКО ТРАНСПОРТ НА СПГ
Премьер-министр РТ Ильдар Халиков особо подчеркнул выбор площадки для строительства завода. Это индустриальный парк «Чистополь», где была сформирована вся необходимая инфраструктура еще в рамках программы моногородов. «Это географический центр республики, что упрощает транспортировку газа, это моногород и это рабочие места», — подчеркнул он и объявил о том, что Минниханов принял решение о замене сельскохозяйственной техники только транспортом на СПГ. Сроки по выполнению этого поручения Халиков назвать затруднился, уточнив лишь, что в рублях техника обновится на 350 - 500 млн. рублей.
Более того, на прошлой неделе стало известно о выделении в 2015 году районам РТ 657,7 млн. рублей федеральных и республиканских субсидий на закупку 288 автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. Больше всего транспортных средств закупят для Набережных Челнов — 150 на 352 млн. рублей, для Казани — 40 машин на 95 млн. рублей. Альметьевскому району на 29 машин выделили 67,4 млн. рублей, Зеленодольскому на 16 машин — 23 млн. рублей. Из федерального бюджета на покупку машин потратили 554,2 млн. рублей, из республиканского — 103,5 млн. рублей.
«Мы ставим задачу, чтобы техника обновлялась не только по государственному финансированию», — обозначил будущих потребителей продукции завода в Чистополе Халиков и сообщил, что в правительстве продолжают убеждать дорожников в эффективности и целесообразности использования газа. По словам главы правительства Татарстана, сжиженным газом проектируемого завода в Чистополе можно снабжать «различные базы, санатории, лагеря, социальные объекты, которые мы строим в отдаленных районах Татарстана, что актуально и для других регионов». Не тянуть же туда новую дорогостоящую газопроводную ветку. Отправил резервуар со сжиженным газом — вот тебе и экономия на коммуникациях, отметил Халиков.
«Газификация — это, безусловно, хорошо, это может сказаться на нашем планировании производства и на планировании «Межрегионгаза» — это все-таки вопросы «Газпрома» большого, — рассуждал Лихачев о предложении Халикова. — Эти вопросы еще нужно решать. Но как вариант — очень интересное решение, но все-таки этим занимается другая компания».
Справка
ООО «Газпром газомоторное топливо» — единый оператор от ПАО «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива. Компания создана в декабре 2012 года. Она занимается расширением использования природного газа в качестве моторного топлива.
Сжиженный природный газ (СПГ) — это природный газ, охлажденный до минус 162 градусов. При охлаждении природный газ переходит в жидкое состояние, при этом его объем уменьшается в 600 раз. СПГ реализуется потребителям через криоАЗС. Ключевыми потребителями СПГ являются магистральный, автомобильный, железнодорожный, водный транспорт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.