Компания «МЭЛТ» традиционно ассоциируется у татарстанцев с компьютерами. Действительно, розничная продажа компьютерного оборудования обеспечивает сегодня примерно половину оборота компании. Однако с момента основания в 1990 году она развивалась не только в сфере компьютерного рынка, но и осваивала другие направления бизнеса.

На сегодняшний день МЭЛТ это холдинг, который объединяет несколько подразделений: центр недвижимости, инженерный центр, студию веб-дизайна и другие и имеет представительские филиалы в крупнейших городах Татарстана, а также в Чувашской республике. И, пожалуй, МЭЛТ сегодня - единственная татарстанская компания, которая оказывает достойную конкуренцию федеральным торговым сетям в сегменте компьютерной розницы.

Серию интервью с руководителями известных казанских IT-компаний продолжает беседа с генеральным директором компании «МЭЛТ» Михаилом Елистратовым.

- Михаил Васильевич, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к идее заняться компьютерным бизнесом в начале 90-х? Была ли в этом доля случайности?

- Когда в 1993 году МЭЛТ открывал компьютерное направление, на этом рынке уже работал ряд компаний. Мы начали немного позже - примерно во втором десятке. А идея довольно банальна. Была инициатива группы людей, которые на сегодняшний день являются нашими учредителями. Им это направление было интересно с точки зрения экономики - в то время оно было у всех на слуху. А я был фактически первым человеком, которого они пригласили для его реализации.

- Что означает название МЭЛТ?

- МЭЛТ - это сокращение от «малое электротехническое предприятие». В свое время компания создавалась именно как малое предприятие, ориентированное на рынок энергетики. Сегодня же все наши дочерние компании в своем названии имеют слово МЭЛТ.

- Сколько сейчас магазинов у вашей компании?

- На данный момент общее количество магазинов – 10. Из них два в Чебоксарах. В стадии открытия еще два магазина, один в Казани и один в Нижнекамске.

- Какова ваша стратегия работы на розничном рынке? Есть ли планы по открытию новых магазинов?

- Да, у нас есть планы по расширению розничной сети. В 2008-2009 годах мы откроем филиалы в Йошкар-Оле и Ульяновске и второй магазин в Челнах. В среднем открываем по 2-3 магазина в год.

- Сколько составляют инвестиции в открытие одного магазина?

- В последнее время инвестиции выросли – необходимо, чтобы магазин был как можно более качественным и современным. В последнем варианте средняя сумма инвестиций составляет 500-600 тысяч долларов.

-Кто, на ваш взгляд, входит сейчас в с писок ведущих IT -компаний Татарстана ?

- АБАК, МЭЛТ, ТАТИНКОМ Компьютерс, Форт Диалог, ICL - КПО ВС. Вот пять игроков на сегодняшний день, действительно крупных и достойных, которые присутствуют во всех сегментах рынка.

- Очевидно, МЭЛТ отличается от всех перечисленных компаний тем, что у вас очень сильна розница. Кого вы считаете своими главными конкурентами в этом сегменте?

- Федеральные сети - Эльдорадо, М . Видео, Polaris   и Белый ветер. Они относятся к компьютерной технике как к обычным «коробочным» продуктам , не выделя я ее в особую категорию товаров , и р екламируют свой бренд и весь ассортимент, в том числе компьютерную технику , что позволяет снижать затраты на рекламу. Таким образом, они отвлекают на себя какое-то количество наших потенциальных покупателей.

- Как вы оцениваете долю МЭЛТ на розничном компьютерном рынке РТ?

- Примерно 20-25 процентов.

- А как вы относитесь в плане конкуренции к компаниям DOMO и Александр LTD ?

- Эти компании особой конкуренции нам не составляют. Они не такие сильные и «целостные» как федеральные бренды. К тому же сегмент компьютерной техники у них намного слабее. В итоге, как конкурентов, мы их никогда не рассматривали и не будем.

- Сколько компьютеров вы продали в прошлом году?

- Если суммировать все проданные компьютеры, не только под брендом «МЭЛТ», но и других марок, а также ноутбуки, то можно назвать цифру порядка 30 тысяч.

- Как вы думаете, почему покупатели идут к вам? В чем ваши конкурентные преимущества.

- Здесь очень много слагаемых. Отношение к делу, в первую очередь. А кроме того, правильная маркетинговая политика, обучение продавцов, повышение их ответственности к своему делу, гибкая кредитная политика, доступные цены, наличие товара на складе. Ведь сегодня покупатель хочет придти, посмотреть и купить прямо здесь, прямо сейчас и не имея в кармане ни одного рубля. Мы не подпадаем ни под один стандарт федералов в плане структуры или техники продаж. В их магазинах вы можете купить ПК только определенных конфигураций . Кроме того, познания продавцов в области компьютерной техники не такие о бширные и глубокие, как у персонала наших специализированных салонов . У нас небольшие магазины, но придя в любой из них вы можете получить необходимую консультацию и из большого прайс-листа подобрать то, что вам нужно. Мы всегда отличались тем, что товар, заявленный в прайсе, всегда есть на складе.

- Ваша розница рассчитана на покупателя со средним достатком?

- Мы не делаем никаких ценовых ограничений. Если говорить о компьютерах, то у нас есть как бюджетные, так и очень дорогие, брендовые решения.

- Сколько стоит самый доступный и самый дорогой компьютер в МЭЛТ?

- (смотрит прайс-лист на сайте компании) Системный блок - 3990 , монитор 5390, добавим клавиатуру и мышку -200. Получается 9600 рублей. Кстати, в июне, в рамках рекламной акции, мы предложим покупателям 19-ти дюймовый ЖК-монитор Samsung всего за 4890 рублей.

Самый дорогой из комплектов - это моноблок Sony VAIO. Очень стильная и продвинутая модель. Системный блок встроен в монитор, беспроводная клавиатура и мышь. Стоит он 39 990 рублей. Это, кстати говоря, самая низкая цена в городе. А вообще у нас есть наша модель, разработанная совместно со специалистами Intel и Microsoft. Это компьютер МЭЛТ Infinity. В прайсе системный блок сейчас стоит около 26000 рублей, прибавьте к нему хороший монитор, акустику, сканер, принтер, клавиатуру с мышью… Предел стоимости в итоге определяет сам покупатель.

- В последние годы очевидна тенденция к росту спроса на ноутбуки. Вы ощущаете это на своих продажах?

- Конечно. За последние года два произошел скачкообразный рост спроса на ноутбуки. Как это ни удивительно, но все, что происходит на западном рынке, приходит и к нам. Как бы ни говорили, что ноутбук это неудобно, нерасширяемо, что это "вещь в себе", время показывает, что мобильный компьютер сегодня необходим.

- В каком соотношении сейчас продаются ноутбуки и настольные компьютеры в МЭЛТ?

- Продается пока что больше настольных компьютеров. Причина в цене. Самый недорогой ноутбук более-менее оптимальной конфигурации стоит порядка 18 тысяч рублей. За эти деньги можно купить хороший настольный компьютер. Спрос на ноутбуки поднялся, когда произошло серьезное падение цен на них, ведь еще лет пять назад ноутбуки были предметом роскоши, потому что цены на них начинались от 3 000 долларов .

- Сейчас существует такая проблема - если компьютер ломается через 3 - 4 года после покупки, его невозможно нигде отремонтировать, потому что комплектующие якобы устарели и не производятся. Приходится покупать новый компьютер. Закрадывается мысль, что это искусственно созданная проблема...

- Мне кажется, эта проблема несколько надумана в том, что если это обычный домашний компьютер, то сломается он через 3-4 года или нет, его надо выбрасывать. Потому что он настолько морально устареет, что большинство современных программ не будут на нем работать. Появятся новые процессоры, видеокарты, и новые программы и игры, которые используют их возможности. Этот компьютер вы сможете использовать максимум в качестве текстового редактора.

- Каков ваш прогноз дальнейшей динамики цен на компьютеры? Уже несколько лет хотят сделать компьютер за $ 100 для развивающихся стран. Как вы думаете, возможно ли собрать такой? И надо ли?

- Стоимость среднего компьютера в целом не снизится. Прогресс в сфере IT сейчас настолько стремителен, что замена старого на новое происходит очень быстро. Да, то, что уже не выпускается, быстро падает в цене. К примеру, выходит новый тип видеокарты, вскоре он дешевеет, но тут же этот же производитель делает новую карточку под новые стандарты и возможности. Как только выпускается новая вещь, тут же сторонние производители выпускают ее аналог, но по более низкой цене. А та компания, которая ее придумала, делает новую. Это два противодействующих фактора, и этот процесс бесконечен. Кто-то догоняет, привлекая низкими ценами, а кто-то движется вперед, снимая сливки высокой цены. За счет этого средний уровень стоимости удерживается. Конечно, всегда присутствует рынок невысокой цены. Комплектующие, которые установлены в недорогом компьютере, будут вскоре сняты с производства и заменены более современными, но средняя стоимость   комплектующих низкого уровня не снизится. Ведь посмотрите, за последние 5-8 лет хороший компьютер как стоил под тысячу долларов, так и стоит. А если и сделают ноутбук за сто долларов, то он будет предельно ограничен в возможностях. Но и на такие ноутбуки есть свой спрос – например, пользуется успехом ноутбук стоимостью меньше 10 тысяч рублей.

- Но действительно ли этот процесс бесконечен?

- Я не представляю, как он может остановиться. Ведущие мировые производители просто не могут остановиться: кто остановился, тот умер. Если и наступит некий предел, это будет не технологическое, а физическое ограничение. Нельзя нарушить физические законы. К примеру, для человеческого зрения комфортно то, что для него комфортно, и придумать что-то принципиально новое здесь невозможно.

- Где вы покупаете комплектующие для сборки компьютеров под брендом «МЭЛТ»?

- Главное здесь, наверное, не то, где мы их покупаем, а как мы подходим к их выбору. Потому что мы действительно с большой аккуратностью выбираем комплектующие – конкретных производителей и модели. Так, одних только производителей материнских плат больше трех десятков, а мы работаем с четырьмя - пятью. Производителей модулей памяти можно перечислить десятка два... Наш принцип – качество за разумные деньги. Нам не нужны комплектующие, у которых единственное преимущество - низкая цена, потому что они по определению не могут быть качественными.

- Почему компьютерные комплектующие не производятся в России, ведь тогда компьютеры были бы дешевле?

- В России у нас, к сожалению, не производится ничего, кроме компьютерных корпусов. Почему? Этот вопрос лучше задать совету директоров Intel или других производителей. Чтобы западные инвесторы пришли сюда с собственным производством или инвестировали в технологии, у нас нет необходимой базы как таковой, кроме, разве что, площадей и в какой-то степени лояльного отношения правительства. Они умеют оценивать степень риска. Значит, получается недешево.

- В СМИ сейчас активно обсуждается тема надвигающегося мирового экономического кризиса. Что вы думаете по этому поводу, и оказывают ли подобные слухи влияние на спрос на IT -продукцию и услуги?

- У нас народ давно живет по принципу "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится", то есть сегодняшним днем. Такие слухи никакого влияния на наши продажи не оказывают.

- Что вам, как предпринимателю, мешает работать еще более успешно? Что, по-вашему, сдерживает развитие татарстанского IT -рынка?

- Наверное, главное, что сдерживает – это покупательская способность как юридических, так и физических лиц. Потому что организации хотели бы модернизировать свою IT -инфраструктуру, а люди покупать новую технику, но у всех есть понятие бюджета. Никаких ограничений, которые были еще лет 10 назад, на мой взгляд, сейчас нет.

- Как бы вы могли охарактеризовать взаимоотношения игроков татарстанского рынка IT ?

- Не знаю, как в других регионах, но на компьютерном рынке Татарстана среди основных игроков сложились цивилизованные отношения. Конкуренты - не значит враги. Мы стараемся не портить отношения друг с другом. Если возникают спорные моменты, их лучше обсуждать, а не предпринимать какие-то резкие шаги.

- Как вы оцениваете проникновение компьютеров в общество в республике?

- Это же очевидно - еще пять лет назад, а это ничтожный по глобальным меркам срок, не у всех была электронная почта, а сейчас и в голову не придет, что у кого-то ее может не быть... Но, не смотря на это, до сих пор далеко не в каждой семье есть компьютер.

- Расскажите о ваших сотрудниках. Сколько их сейчас в компании? Есть ли среди них такие, кто работает в МЭЛТ со времен основания?

- Сейчас во всем холдинге работает около 400 человек. Как это ни удивительно, из тех, кто формировал компанию на начальном этапе, не ушел практически никто. Те, кто пришел в течение первых пяти лет, так и остались на своих местах. Конечно, есть текучка, но в основном среди сотрудников нижнего звена.

- Есть ли у вас проблема с поиском квалифицированных кадров?

- Очень сложно найти действительно опытных специалистов для сервисного центра, а также руководителей среднего и высшего звена.

- Вы более 15 лет в бизнесе. Что вы считаете своим самым большим достижением как предпринимателя, а чего постарались бы избежать, сделать по-другому, если можно было бы вернуться в то время?

- Исторически сложилось так, что мы начали позже всех компаний, которые входят сейчас в ведущую пятерку. И нашим главным достижением на сегодняшний день я считаю то, что мы действительно входим минимум в Top 5, а максимум в Top 3 лучших татарстанских IT - компаний. Отношение к нашей компании со стороны покупателей, госвласти и конкурентов позволяет сказать, что МЭЛТ - это действительно бренд, который достоин уважения со всех точек зрения. Мы всегда старались строить бизнес честно. Каких-то глобальных ошибок я не могу вспомнить, но, как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Может быть, в какие-то моменты нам стоило быть более агрессивными, активными и резкими. На каких-то этапах мы сознательно давали фору нашим конкурентам, учась на их ошибках, и подобного рода сдержанность не всегда была оправдана.

- Расскажите о планах компании «МЭЛТ» на текущий год.

- Самая главная задача для нас – перекрыть показатели предыдущего года. 2008 год в достаточной степени показательный, он не похож ни на один из последних пяти лет. Есть определенные рыночные и политические моменты в стране и в республике, которые приведут к переформированию рынка данного вида услуг. Что касается розницы – усилится влияние федеральных сетей и произойдет смена игроков на татарстанском рынке. В корпоративном направлении первые 4-5 месяцев этого года мы занимались наработками, которые должны дать результат во второй половине 2008 года.

- Это положительные перемены для вашей компании?

- Я думаю, да, со всех точек зрения. Мы усилим свое присутствие на рынке.

 

Жанна Печенко