МИНЭКОНОМИКИ РТ ПРЕДЛОЖИЛО ОРИГИНАЛЬНЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ЧЕЛНОВ, НИЖНЕКАМСКА, ЕЛАБУГИ И КАМСКИХ ПОЛЯН
Новая концептуальная идея осенила минэкономики РТ и градоначальников Закамской зоны. Ее сегодня озвучили с высокой трибуны в Елабуге, где проходит форум "Устойчивое развитие городов России". Суть идеи: придать названным выше городам статус моногородов и попросить под это у Центра ни много ним мало 40 миллиардов рублей.
КОГО МИНЭКОНОМИКИ РТ ЗАПИСАЛО В МОНОГОРОДА?
Основными докладчиками пленарного заседания, открывшего сегодня работу международного форума в Елабуге "Устойчивое развитие городов России", стали министр экономики Татарстана Марат Сафиуллин и мэр Елабуги Ильшат Гафуров. Первый выступил с инициативой попросить у федерального центра денег всем татарстанским моногородам, второй – только своему, но много.
– Хотелось бы упомянуть об очень важной инициативе минрегионразвития – программе по поддержке моногородов. Ярким примером может послужить набережночелнинская агломерация. Именно здесь находятся моногорода – Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск, Камские Поляны. Республикой подготовлен комплекс новых инфраструктурных проектов поддержки моногородов. В том числе по Елабуге на сумму 8,5 миллиарда рублей, по Набережным Челнам – на сумму около 22 миллиарда рублей. Учитывая важность этих проектов и для территорий, и для экономики Приволжского федерального округа, и для страны вцелом хотелось бы попросить минрегионразвития оказать поддержку при их рассмотрении, – сказал Марат Сафиуллин.
БЕЗРАБОТИЦА ВЫРОСЛА БОЛЕЕ ЧЕМ В ДВА РАЗА
Мэр Елабуги Ильшат Гафуров начал свое выступление с экскурса в 90-е годы, когда Елабуга, по его мнению, была практически городом-банкротом. В положении, которое "можно было оценить как катастрофическое". Но благодаря открытию сначала свободной экономической зоны, а затем при поддержке федерального центра особой экономической зоны ситуация выправилась. Как результат, доля машиностроения в структуре производства в Елабуге составила более 55%, доля занятых в данном секторе превысила отметку 25%.
– Елабуга – яркий пример монопрофильного города, связанного с машиностроением, – настаивал на своем главном тезисе Гафуров. – От того, как работает эта отрасль, во многом зависит благополучие города. С наступлением кризиса произошло резкое снижение объемов производства в машиностроении. За ней потянулись вниз показатели других отраслей, конечный продукт которых был ориентирован на данный сектор. В связи с этим была отложена реализация ряда крупных перспективных проектов. Рабочие, которые уже были набраны, вынуждены были обратиться в центр труда и занятости. Ситуация усугубилась из-за того, что КАМАЗ начал испытывать большие трудности, а ведь много елабужан работают на КАМАЗе или на предприятиях, работающих в кооперации с ним. В итоге уровень безработицы за последний год вырос более чем в два раза – с 2 до 5 процентов, – сообщил Гафуров.
Проанализировав ситуацию, городские власти решили, что необходимо развивать не только машиностроение, но и другие отрасли, что позволило бы не только устоять во время кризиса, но и успешно развиваться. Разработали проект стратегии развития города до 2025 года, имеющий четыре основных направления: развитие Елабуги, как 1) территории инноваций, успешного развития бизнеса и промышленно-производственной зоны; 2) как центра транспортно-логистических услуг; 3) как туристско-рекреационной зоны; 4) как территории перспективной жилой застройки.
Между прочим, надо отдать должное Елабуге: о существовании хоть каких-то стратегий у других городов республики с началом кризиса не слышно. Даже Казань и Челны забросили свои стратегические документы в дальний угол и занимаются только сокращением бюджетов.
КАК ЗАМАНИТЬ РЕЗИДЕНТОВ?
– В развитие этих направлений нами разработаны десятки проектов и предложений для инвесторов. Но что же нам мешает? – поставил вопрос Гафуров. – Большая нагрузка по тарифам и недостаточная развитость инфраструктуры жизненной среды. Учитывая, что высокотехнологичные производства, которые мы хотим получить, присущи в основном носителям мировых брэндов, нам в борьбе за них нужно создать условия, приближенные к стандартам жизни наиболее комфортных городов мира. В таком случае, промышленная площадка была бы более конкурентоспособной.
По словам Гафурова, анализ показал, что рабочие у резидентов ОЭЗ – в основном местные жители. Они в большинстве своем удовлетворены условиями жизни, для них главное – своевременно выплачиваемая зарплата. А вот средний и высший персонал – приезжие из столичных городов, где сфера услуг развита намного лучше. Эти люди не перевозят в Елабугу свои семьи, чувствуют себя здесь командировочными.
– Как вы помните, в советское время было такое понятие, как "московское обеспечение". Так было, когда строились Набережные Челны и Нижнекамск. Времена сейчас другие, но я считаю необходимым обратить особое внимание на механизмы развития городов, выбранных точками роста российской экономики. Таких городов не так много и их объединяют схожие задачи развития, пути решения которых лежат, прежде всего, на национальном, государственном уровне и могут быть решены только в рамках федеральных, региональных проектов и программ. К сожалению, сегодня таких программ не существует.
Чтобы удержать у себя высококвалифицированных специалистов, нам необходимо формировать качественную, привычную для персонала мировых брэндов и компаний среду обитания. Хотим мы того или нет, но пока не добьемся этого, обеспечить реальный поток резидентов на ОЭЗ особенно в сегодняшний период будет достаточно сложно. Необходимо разработать новые федеральные стандарты для таких территорий, как Елабуга, – подчеркнул Гафуров.
МАРКЕТИНГ КАК ИЗЮМИНКА
Гафуров также отметил, что уже подготовлены проекты строительства новых генерирующих мощностей на базе пока не введенной в эксплуатацию ТЭЦ, что позволит снизить тариф на тепло до 50%, создания технопарка, который способствовал бы созданию инновационной среды, строительства транспортно-логистического центра и объектов придорожного сервиса, речного порта и жилых микрорайонов.
– За последние годы в Елабуге построено большое количество спортивных объектов, соответствующих международным стандартам. Было бы целесообразно создать на их базе Центр подготовки сборных команд. Тем более это актуально в рамках подготовки к Универсиаде в Казани. Мы готовы сегодня выделить готовые помещения площадью 11 тыс. кв. м., – предложил Гафуров.
– Наработок у нас много, я озвучил только некоторые. Но эффективность их реализации во многом зависит от того, какую поддержку получат наши начинания. Первым шагом могло бы стать включение Елабуги в пилотный проект по моногородам. Мы готовы к этому. У нас есть четкое видение направлений эффективного развития города и команда, которая сможет реализовать все, что мы предлагаем, – последние слова Гафурова сорвали аплодисменты участников форума.
Председательствующий на пленарном заседании заместитель министра регионального развития РФ Сергей Юрпалов, видимо, не мог сказать "нет":
– Команда мэра Гафурова четко понимает, что в сегодняшних условиях города должны определить свое место в меняющемся мире. Маркетинг территории здесь настолько активен, что это позволяет говорить о том, что, безусловно, вы будете услышаны и уже, в принципе, услышаны. Поддержка того, кто работает, всегда более эффективна, чем давать деньги тому, кто просто просит и ничего не делает. Такого рода маркетинг является изюминкой территории и, я думаю, мы найдем способ поддержать проекты по жилищному строительству и развитию инфраструктуры, – отметил замминистра.
ЕЛАБУГЕ НЕ НА ЧТО ОБИЖАТЬСЯ
Инициативы минэкономики РТ и елабужской мэрии вызвали неоднозначное мнение у экспертов «БИЗНЕС Online». На их взгляд, говорить, например, о той же Елабуге как о моногороде не вполне обоснованно.
Борис Кузнецов – заведующий кафедрой "Экономика, организация и управление производством" ИНЭКА:
- Что касается Елабуги, то мне кажется этому городу с населением 60 тысяч человек, обижаться на недостаток комфортных условий для жизни, вообще-то, не стоит. Елабуга и так находится в особо привилегированном положении. Город хорошо благоустроен, я даже не знаю, чего им там может не хватать. Я знаю другие города со значительно более худшими условиями труда.
Кроме того, правительством сейчас разрабатывается программа поддержки моногородов, и насколько я знаю, Елабуга тоже претендует на участие в этой программе. Соответственно, для этих моногородов будут обеспечены определенные преференции, в пределах того, что государство может сделать. А если выделить одну Елабугу, то сколько таких же городов поднимутся? Таких городов несколько сотен, почему им не будет оказана поддержка?
Например, в Тольятти в последнее время настолько все обострилось, что государству наверное в первую очередь нужно спасать Тольятти – миллионный город, где ситуация очень тяжелая. Елабуга и так повезло с ОЭЗ, они много средств получили по линии развития Елабуги, как туристического центра. Это же все сделано не за счет Елабуги – и федеральный центр помогал, и республика. На средствах, искусственно закачанных в город, далеко не уедешь. Надо развивать производство и туризм. А потом уже появятся и социальные дивиденды.
Равиль Сабиров
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.