ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО СКЛАДА В КАЗАНИ МОЖНО ЗА 350 ДНЕЙ!

Эксперты Всемирного банка подсчитали, что создать новую компанию в Казани можно за 34 дня, потратив всего 3 тыс. рублей. Для этого руководителю придется совершить 10 различных операций: от похода в налоговую службу до изготовления печати и открытия счета в банке. Эти и многие другие красноречивые данные приведены в масштабном исследовании о комфортности ведения бизнеса в крупных городах России, которое проведено по заказу Всемирного банка. «БИЗНЕС Online», полистав избранные места из этого документа, пришел к выводу: нет у нас никакого кризиса, когда существуют такие резервы поддержки бизнеса у наших властей.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Исследование Всемирного банка проводилось в Казани, Ростове-на-Дону, Иркутске, Твери, Воронеже, Петрозаводске, Томске, Москве, Санкт-Петербурге и Перми по четырем параметрам: создание компании, получение разрешений на строительство, регистрация собственности и международная торговля.

Полученные результаты в городах по понятным причина сильно разнятся. По мнению исследователей, происходит это потому, что "местные органы власти зачастую истолковывают и применяют федеральные законы по-разному". В общем, классика жанра: закон, что дышло.

"ОДНО ОКНО" - ДЛЯ САМЫХ ТЕРПЕЛИВЫХ

Эксперты Всемирного банка подсчитали, что, например, создать новую компанию в Казани можно – о, ужас! - за 34 дня, потратив, правда, всего 3 тыс. рублей. Для этого руководителю придется совершить 10 различных операций: от похода в налоговую службу до изготовления печати и открытия счета в банке. Правда, по легкости создания бизнеса наш город занимает второе место после Ростова-на-Дону (22 дня и 3,5 тыс. рублей). Для сравнения, в городе-аутсайдере исследования – Перми – создать фирму можно за 36 дней и 5 тыс. 110 рублей.

Со своей стороны хотелось бы заметить, что добросовестные эксперты ВБ вряд ли знают, что в России давно существуют легальные способы открыть компанию за пару –тройку дней – немного за большие деньги покупается уже зарегистрированная компания и просто перерегистрируется на новых учредителей.

Много критики у исследователей в адрес службы "одного окна", которая по задумке должна была облегчить участь руководителя и ускорить открытие фирм. "Зачастую она работает медленно, и предприниматели пользуются ею лишь в том случае, если они располагают достаточным временем. Для ускорения регистрации многие заявители лично посещают офисы трех фондов и службы статистики", - пишут специалисты Всемирного банка. Основная причина задержек - длительность получения подтверждений из пенсионного фонда, фонда соцстраха и ОМС, кроме того, документы зачастую просто теряются.

ВЗЯТКА – УСЛОВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ?

Несмотря на то, что Градостроительный кодекс России отводит на процедуру получения разрешения на строительство лишь 10 дней, власти на местах придумывают 1000 и 1 способ усложнить задачу. Как говорится в исследовании, в России самые сложные требования к оформлению строительной документации: "На каждом этапе этого процесса, от разработки проекта до регистрации прав собственности, зачастую необходима толстая папка документов, взятка и получение нужной печати".

Исследование Всемирного банка проводилось на примере строительства склада. Итак, получить разрешение на его строительство в Казани можно за 350 дней. Но будем за это клеймить наших государственные службы. Ведь это снова... второе место среди 10 городов России! Например, в Москве на оформление бумаг ушло бы 704 дня. Самые страшные бюрократы-волокитчики живут в Воронеже - 1207 дней.

Отдельная тема – плата за подключение к инженерным сетям. Подключение к сетям энергоснабжения составляет 92 % от расходов на получение разрешения на строительство.

Но Казань приводится как пример: бизнесу здесь предоставляется возможность отсрочки оплаты. "Часть общей суммы должна быть оплачена в течение 30 дней после подписания договора о подключении, а оставшуюся часть суммы - до 50% платы за подключение – нередко разрешается оплатить позже", - говорится в исследовании.

Кстати, в Татарстане существует программа субсидирования 30% стоимости технологического присоединения к сетям мощностью до 100 КВт для малого и среднего бизнеса. Однако эксперты Всемирного банка об этом не упоминают.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ - ЗА 80 ДНЕЙ

Оформление права собственности – дело хлопотное и небыстрое. По данным Всемирного банка, в Казани на оформление земельного участка со зданием на нем уходит 80 дней. И это один из худших показателей среди 10 городов (в Томске 47 дней, в Санкт-Петербурге - 117). Средняя по России цифра – 62 дня.

Однако в связи с относительно невысокой стоимостью услуг государства (16,7 тыс. рублей) Казань в итоге заняла второе место "в общем зачете". К примеру, в Воронеже за аналогичную услугу возьмут 30,5 тыс. рублей, в Ростове-на-Дону – 40,4 тыс. рублей.

"Хотя по закону время на регистрацию в федеральной регистрационной службе не должно превышать одного месяца, на практике эта процедура занимает намного больше времени – около 80% всего времени, затрачиваемого на всю процедуру передачи собственности", - говорится в докладе.

Кстати, татарстанская регистрационная служба оказалась на высоте: документы в ней, как утверждают банкиры, лежат не более 20 дней (в Санкт-Петербурге – 95 дней).

ЭКСПОРТ И ИМПОРТ – СЛАБОЕ МЕСТО

Всемирный банк решил также выяснить, сколько документов потребуется оформить для оформления экспорта и импорта стандартной партии товаров по морю, а также сколько времени и денег это займет. Для Татарстана, экспортирующего 62% выпускаемой продукции, эта позиция особенно важна.

Но, как выяснилось, система экспорта и импорта в Казани – слабое место. В первую очередь, из-за высокой цены. Экспорт - $1,5 тыс., импорт - $1,6 тыс. - в расчете на контейнер. Дороже - только в Москве. Хотя время оформления экспорта (24 дня) и импорта (27 дней) не самое плохое.

Стоит отметить, что Россия, по данным Всемирного банка, по общим показателям о комфортности ведения бизнеса находится лишь на 120 месте в общемировом списке из 181 страны. В это не хочется верить, но, увы – факты упрямая вещь.

Наталья Голобурдова

 

Комментарии

Марсель Шамсутдинов - управляющий группы компаний "Райдэн":

- С регистрацией бизнеса проблем нет. Татарстану нужна налогооблагаемая база, поэтому все происходит быстро. А вот получение разрешения на строительство – это очень трудно, а порой и невозможно, в частности, из-за препонов естественных монополий. Для строительства таун -хауза на четыре семьи в Казани мне пришлось построить электроподстанцию стоимостью 850 тысяч рублей и проложить водопровод за 350 тысяч рублей. Как правило, получить разрешение на строительство удается к окончанию строительства. Все делают так: оформляют проект, закидывают его в инстанции и начинают строить. А что делать – год терять? С регистрацией собственности в сельских районах все в порядке, а вот в крупных городах… Я уже третий год не могу оформить небольшой магазин площадью 180 квадратных метров в Казани. То документы потеряют, то ошибку какую-нибудь допустят. Все, что связано в получением разрешений от чиновников – это долго и трудно. Они не настроены помочь, объяснить. Берут документы и говорят: "Придете через месяц", а потом выясняется, что два слова неправильно написано. И все начинается заново. Я скажу так: если есть деньги, профессионализм и настойчивость, то вести бизнес в Казани можно, а если нет…

Гульнара Сергеева - депутат Государственной думы РФ:

- Строители часто сами нарушают все возможные правила: берут один строительный участок, а строят на большем по площади, после этого не могут получить разрешение на строительство, не всегда сами своевременно оформляют документы. Что касается сроков оформления документов, сейчас предлагается в регламенте закрепить сроки, список необходимых документов, чтобы человек мог зайти в систему и в электронном виде посмотреть, на каком этапе находится оформление. Тогда и чиновники не будут заинтересованы долго держать бумаги у себя. Думаю, мы к этому придем. Тем более, что Татарстан участвует в пилотном проекте "Электронное правительство". Создание новой компании в Татарстане - не проблема. Часто трудности возникают по формальным признакам. Чтобы этого не было, нужно проявить щепетильность, нанять юриста.